Фотоитоги года: Рок в объективе «ИнРока»
Когда пишешь организаторам концертов с просьбой об аккредитации, часто встречается такой термин – «пишущий журналист». Казалось бы, а другие бывают? Конечно. Ведь, кроме того, чтобы написать репортаж с концерта, его надо проиллюстрировать. Для этого нужен еще один журналист – фотографирующий.
Иногда они едины в двух лицах, иногда – нет, но так или иначе без их участия журнал не был бы таким красочным, ярким и интересным. Вот уже семь лет мы подводим итоги музыкального года от авторов «ИнРока». В этот раз мы впервые решили опросить и фотографов, чьи снимки публиковались в «ИнРоке» в 2016 году. Какие кадры были самыми запоминающимися – может, с художественной точки зрения, а может, из-за каких-то эпизодов, их сопровождавших? Каждый отобрал по пять снимков (необязательно из тех, что были сделаны для «ИнРока») и сопроводил их своими комментариями.
2016 год – стал для меня годом возвращения к концертной съемке после некоторого перерыва. Долгожданным возвращением, которому предшествовало много мыслей. Когда у тебя появляется ребенок, очевидно, меняется всё, и ты уже не можешь снимать по 8-10 концертов в месяц, как раньше. Может, вам и удается, мне – нет.
Что самое интересное, уже и не хочется этого. Наоборот, начинаешь задумываться, глядя в афишу, а стоит ли концерт этого коллектива целого вечера с любимым ребенком. Однако, с другой стороны, музыка очень помогает привнести краски и энергию, которых зачастую сильно не достает в обыденной жизни молодого родителя. В общем, список лучших концертов в этом году мне было составлять легко. А с точки зрения фотосьемки всегда случается что-то особенное.
1. Black Sabbath: The End или сюрприз в рукаве (12 июля, Москва, с/к «Олимпийский»).
Почему-то верилось, что это шоу будет действительно последним, поэтому хотелось и музыкой насладиться, и попрыгать вдоволь, и поймать в кадр что-то особенное. Часто так бывает, что «своего» кадра ждешь весь концерт, а его всё нет и нет. Это стимулирует к экспериментам, к внимательности. Ведь в концертной сьемке всегда надо быть начеку, за этот драйв и непредсказуемость я так ее и люблю. А еще за то, что она позволяет высказать визуально то прекрасное ощущение, которые оставляет концерт любимой музыки: когда с твоей души мощным потоком смывают всё наболевшее, старое, грязное, повседневное, и она остается чистой, как младенец, открытой к новому, полной силой снова радоваться и удивляться жизни вокруг.
Кто же знал, что «тот самый кадр» случится в самом конце концерта Black Sabbath, когда я уже буду абсолютно счастлива. Ну… я втайне надеялась, что в конце Тони Айомми будет разбрасывать медиаторы. Стоит ли еще раз говорить о том, насколько его игра вдохновляет меня, насколько сильно хочется разучить все эти соло и играть эти песни. Но! Кто ж мог подумать, что я поймаю и не упущу один из медиаторов Тони!?! Это удача. Двойная удача – это вот кадр с рукой в кармане и надписью на фоне. Что там, в рукаве иллюзиониста, никогда нельзя знать наверняка. И от этого хочется жить дальше, и жить интересно и счастливо.
2. Iron Maiden: Сила Брюса (25 июня, Москва, c/к «Олимпийский»).
Когда много лет ждешь шанса поснимать своих кумиров, и вот у тебя в руках заветный фото-бэдж, то помимо легкого мандража, от того, что «вот сейчас они наконец будут так близко», начинаешь вспоминать, а чем для тебя была их музыка все эти годы. Это же было у меня раньше с Black Sabbath. Но сейчас «первый раз» выпал на Iron Maiden. Поймать в одном кадре хотелось всё, что давала мне музыка первых альбомов Maiden, всё, что возвратилось в последнем, на данный момент, их альбоме «The Book of Souls»: от юношеского драйва и бесстрашия до мощного источника энергии и силы уже опытного воина. А именно таким Воином Света мне представляется Брюс Дикинсон. Поэтому квинтэссенция этого концерта – портрет Брюса, только портрет, крупный план. Это его сила характера, решительность пилота, сила духа, в том числе в борьбе со страшной болезнью, без этого невозможно воспринимать свежие творения Iron Maiden. Да, при этом, это идеи и увлечения Стива Харриса, раскопки древних цивилизаций и «Книга мертвых», и его классическая поза с басом, направленным в толпу. Конечно, тут еще нельзя не сказать об Эдди и декорациях… в общем, хочу еще снимать их, а то пока в один кадр все впечатления не помещаются.
3. Стив Вай и Apocalyptica: Kashmir в 60 гитар (1 августа, Москва, Зеленый театр ВДНХ).
Стив Вай любит устраивать флешмобы, массовые гитарные уроки и прочие проявления совместной музыкальной медитации (которыми являются для меня его концерты). Но такого подарка от ВДНХ и фестиваля «Вдохновение» я не ожидала, и была приятно удивлена. Я не люблю «Апокалиптику», но их участие позволило добавить к гитарному флешмобу еще и виолончелистов, что, безусловно, обогатило и музыку, и впечатления. Бесполезно описывать, как звучит бессмертный «цеппелиновский» «Kashmir», сыгранный в 60, а то и больше, гитар и еще несколько десятков виолончелей. Это мощнейшая стена звука, в которой есть сила цунами, соединенная с филигранностью нот в соло. Я никогда не испытывала ничего подобного! Это был незабываемый, исторический момент, на котором стоило присутствовать. Но если вас там не было, всё же посмотрите видео.
4. Ули Джон Рот: Космический ветер в волосах (4 октября, Москва, «Stereo Hall»).
Музыка Ули, его творчество вне Scorpions и его владение гитарой – это всегда шаги в открытый космос. В этом плане программа «Scorpions Revisited» привлекала именно соединением песен классики рока, известных с детства, с манерой игры, которая выработалась у Ули после Scorpions. Он сам говорил в интервью, что сейчас многое переосмыслил в тех песнях, и это чувствуется, как и то, что он до сих пор играет их с невероятным драйвом 17-летнего мальчишки. И конечно же, божественные (в руках Ули) sky-гитары, которыми я не перестаю любоваться.
5. «Мельница» (презентация альбома «Химера»): Магия всегда где-то рядом (27 октября, Москва, клуб «Yota Space»).
Многие спрашивали «А как это?» И нет, это не «фотошоп». Наконец я перестала стесняться съемки с мультиэкспозицией и собираюсь продолжать. Терпите. Эпидемия съемок всего подряд на «ширик» меня так и не поразила, но совсем без экспериментов скучно.
Этот прием, как мне кажется, очень подходит под «мельничную» музыку. И еще «проводки», хотя они, в моем восприятии, всё же больше для гитаристов. Да, безусловно, есть необходимость снять что-то «под формат» журнала. Однако хочется уйти от просто иллюстрации, «говорящей головы» солиста с микрофоном или, наоборот, от «портрета ботинок», сделанного широкоугольным объективом. Мне кажется важным, чтобы фотография не просто передавала драйв, но и отражала какую-то уникальность твоего восприятия самого артиста и твоего ощущения от его музыки. Для меня песни «Мельницы» всегда были чем-то очень личным, привязанностью, которую не хотелось выносить совсем напоказ. Они просто делают меня счастливой, уносят по волнам ностальгии и воображения, поэтому хочется многослойности и нереальности в кадре.
И да, это был прекрасный концерт. Один из лучших за последнее время по силе и чистоте эмоций. Дело не только в соединении музыки и полетов под куполом. Дело, пожалуй, в том, что внешняя форма выражения того волшебного мира, годами складывавшегося в песнях «Мельницы» переплетениями смыслов, слов и нот, достигла у самих музыкантов наивысшей точки, в музыкальном смысле, и содержательной образности (и это не предел, совершенно точно). Так что — watch this space.
6. Пол Гилберт: Душа музыканта (12 ноября, Москва, клуб «Volta»).
Душа музыканта vs. бремя популярности, если быть точнее. Сначала концерт мне совсем не понравился, аж до растерянного разочарования, ибо первые минут сорок Пол играл попурри из своих гитарных хитов и настойчиво демонстрировал те стороны своего гитарного гения, которые, как он думал, ждала от него публика. Причем показывал он всё это в какой-то «твиттер-версии», обессмысливающей нарезке из всего подряд, в которой ни ценители, ни неофиты не могли разобрать, что к чему и зачем. Вдобавок Пол раз за разом принимал наигранные позы, что в фото-пите выглядело особенно вопиюще. Хотелось залезть на сцену и прокричать: “Хватит же! Ну, давай уже, Пол, играй то, что тебе нравится!”… К счастью, ко второй половине концерта Пол, отработав обязательную программу, «одумался» и начал играть милый его сердцу простой, местами даже наивный, но очень душевный блюз, которым богат материал нового альбома Гилберта. И сразу потеплело внутри, встали на свои места его соло — всё ещё шреддерские, но уже другие по духу, вплетенные в блюзовую канву, а не сыгранные ради запила. И фото, собственно говоря, о душе музыканта, о ее многоликости, необходимости работать на популярность и опасности стать ее заложником, скрывая внутри себя то, что тебе на самом деле близко. А Пол – молодец. Он перестал играть то, чего все от него ждут, выпустил своего внутреннего подростка, заявив: “I Can Destroy”. И теперь его песни говорят о его душе куда больше, и слушать их — куда интереснее!
Михаил СТЕПАНОВ
1. Группа Sober на разогреве у Rage. 13 ноября, Москва, клуб Volta».
Группа Sôber выступала в рамках совместного тура с Rage и была весьма щедра на подарки для фанатов – медиаторы то и дело летели в толпу. Перед этим, правда, побывав не только в руках гитаристов, но и на лбу Хорхе Эскобедо или языке Карлоса Эскобедо.
2. Maybeshewill (26 февраля, Москва, клуб «Театръ») — яркий пример того, что слова в песнях не обязательны. Московский концерт в рамках прощального тура британцев смотрелся как некий симбиоз музыки, контрового света и странных танцев с гитарами. Это было нечто, выбивающееся из общего представления о концерте. И, побывав на их выступлении, уже трудно разъединить этот образ — при каждом прослушивании их песен в голове всплывают картины, подобные этой.
3. Немного мистики. Эта фотография с выступления Royal Hunt (2 апреля, Москва, клуб «Известия Hall») нравится мне своей образностью. На первом плане мы видим басиста Пера Шеландера, чьи эмоции на концерте били через край. На фото, можно представить, будто его захлестнула энергия фанатов. Она будто сбивает его с ног и, тем не менее, на его лице запечатлено некое наслаждение, как если бы он был околдован. И когда мы смотрим дальше, то замечаем на заднем плане Андрея Андерсена, склонившегося над клавишами, во всём чёрном, лицо скрыто. Его темнота перекликается с чёрными силуэтами рук на переднем плане. Как будто он руководит ими, и весь концерт — часть какого-то мистического ритуала.
4. Группа Seagall на презентации альбома Сергея Бокарева «Отражение», 21 февраля, Москва, клуб Алексея Козлова.
Когда фотографируешь гитаристов, то в большинстве случаев получаешь «игру» (оскал, высунутый язык, крутую позу) или сосредоточенное лицо человека, собирающего на скорость модель корабля из двух тысяч деталей. Не говорю, что они все похожи, но порой очень трудно снять кадр, который выбьется из десятков клише, отпечатавшихся в сетчатке глаза концертного фотографа. Этот кадр вряд ли покажется зрителю выдающимся, но он определённо ценен для фотографа. Потому что изображает то, что редко встретишь на сцене — не эйфорию от выступления, не кайф от созерцания тысяч фанатов, но искреннюю радость от игры на гитаре.
5. Выступление Airbourne в июле (Москва, клуб «Volta») запомнилось многим. Не только крутой музыкой, но и мощной атмосферой австралийского рок’н’ролла. Даже то, что Джоэль О’Киф забрызгал меня пóтом, когда тряхнул головой на камеру, а потом залил мой объектив пивом (во время эпичного разбивания банки о свою голову), никак не испортило впечатления о вечере. Скорее наоборот, это каким-то образом вписывалось в то, что происходило в зале. В какие-то моменты даже казалось, что ты находишься не на концерте, а на дне рождения безбашенного друга, которого все любят. Думаю, именно поэтому из множества крутых фотографий с этого концерта я выбрал именно эту, где видны эмоции между людьми. Даже у того парня, что держит Джоэла за штанину.
Владимир ИМПАЛЕР
(главный редактор «ИнРока»)
1. Дэйв Килминстер (Steven Wilson Band). 15 февраля, Москва, клуб «YotaSpace».
Сразу оговорюсь, что фотограф я постольку-поскольку, хотя со временем это дело увлекает всё больше. Однако иногда случаются и откровения. Вот эту фотографию с февральского концерта Стивена Уилсона гитарист Дэйв Килминстер перепостил в своём фейсбуке с восторженным комментарием. Приятно!
2. Фестиваль «Be Prog My Friend!», 30 июня — 1 июля, Испания, Барселона, «Испанская деревня». Самые насыщенные два дня за год — на прог-фестивале в Барселоне. Здесь мог бы быть кадр с выступления Iamthemorning, Opeth, Gentle Storm или Magma… но чем ещё уникальны такие фестивали — что рок-звёзды, за редким исключением, наслаждаются музыкой наравне со всеми. Вот, например, вокалистки Gentle Storm Аннеке ван Гирсберген и Марсела Бовио внимают выступлению «экстремальщиков» Between The Buried And Me. А за полчаса до этого они же отчаянно «рубятся» на сцене, несмотря на жару и палящее испанское солнце. Красивых моментов на фестивале было много, потом, наверное, месяц разбирал… :)
3. Пи Джей Харви, «Ahmad Tea Fest», 18 июня, Москва, парк «Музеон».
Фестиваль чая «Ахмад» запомнился проливным дождем — но фотоаппарат выжил и продержался до выступления прекрасной Пи Джей Харви. С саксофоном в руках и в сумасшедшей мини-юбке (ряд фото из-за этого были «забанены» редакцией).
4. Animals As Leaders. 5 октября, Москва, клуб «Volta».
Большим впечатлением была волна «нового прога», на который ходят новые, совсем юные слушатели. Tesseract, Animals As Leaders — то, что посчастливилось увидеть живьем. Темнокожий гитарист AAL Тосин Абаси — личность фактурная, но не менее прекрасны и его фанаты. Можно ведь до сих пор слушать музыку не как развлечение, а так, словно от этого зависит твоя жизнь?
5. Royal Hunt, 2 апреля, Москва, клуб «Известия Hall».
Хотелось рассказать и о русской сцене, но всего пять кадров… Пусть это лучше будет идиллическая картина на очередном московском выступлении Royal Hunt. Конец сета, акустический номер… Кажется, будто между Андреем Андерсеном и Ди Си Купером и не было никаких споров, ссор и отчуждения. Есть только концерт, сцена и музыка, которая их объединяет.
Наталья ПАТРАШОВА
(портал Headbanger.Ru)
1. Выступление «Свентояр» на разогреве у Butterfly Temple. 22 апреля, Москва, клуб «Rock House».
Удивительный, самобытный, ни на кого не похожий коллектив, исполняющий фолк со славянскими корнями. Эта фотография – воплощение музыки группы: светлой, чистой и освежающей, как родниковая вода.
А еще мне этот концерт запомнился жгучим чувством стыда, когда после выступления предшествовавшей группы клуб практически опустел. И «Свентояру» пришлось выступать перед парой десятков человек. И хоть в этом, конечно же, не было моей вины, но в такие моменты мне всегда хочется провалиться сквозь землю.
2. «Ария» с симфоническим оркестром. 28 апреля, Москва, «Крокус-сити-холл».
Еще один ярчайший флэшбек минувшего года. Думаю, никто из присутствовавших на том концерте не станет отрицать, что главным элементом шоу там была не «Ария» (при всем моем уважении) и не оркестр, а его невероятный дирижер – Ульф Ваденбрандт. Человек, который настолько любит музыку, что она проходит через него словно электрический ток, временами буквально подбрасывая в воздух!
3. Dalriada. 1 октября, Москва, клуб «Rock House».
Из-за языковых сложностей европейский слушатель мало знаком с представителями этой удивительной страны, а зря – и венгерский рок, и венгерский фолк представляют собой совершенно уникальное явление, способное украсить площадку любого фестиваля. Вдохновленные выступлением группы на Folk Summer Fest’15, организаторы рискнули привезти Dalriada в Москву сольно. И хотя до аншлага было далеко, зато практически все, кто пришел, были настоящими фэнами группы, что создавало на концерте неповторимую атмосферу дружеской вечеринки.
4. Трио «Круиз». 23 ноября, Москва, «Крокус-сити-холл».
Признаюсь честно, я никогда не была поклонником этой группы – четверть века назад ее творчество просто еще не входило в спектр моих интересов. Тем любопытнее мне было посмотреть и попытаться понять, что же позволило группе завоевать в своей время свой легендарный статус. Поэтому на реюнион «Круиза» я шла безо всяких конкретных ожиданий, но с большим любопытством, что, наверное, в итоге и позволило мне получить от концерта максимальное удовольствие: в плане восприятия я была словно чистый лист, и то, что я увидела и услышала, меня поразило и впечатлило. Совершенно неожиданно группа, состоящая всего из трех человек, к тому же, много лет между собой не общавшихся, соединилась, подобно пазлам головоломки, и сумела выдать великолепное шоу! И стало понятно, что «Круиз» – это именно эта троица, потому что иначе просто не может быть.
5. Виктор Смольский и Almanac на «Ария-фесте». 26 ноября, Москва, клуб «Stadium Live».
Дебютный альбом Almanac неожиданно стал для меня одним из открытий года, поэтому выступления группы на осеннем «Ария-фесте» я ждала с нетерпением. И рискну утверждать, что оно стало на нем лучшим. Когда в одном коллективе объединяются несколько харизматических личностей, несколько талантливых музыкантов, это всегда сложно, но почти всегда дает яркий результат. Так было и в случае с Almanac – творческий альянс Виктора Смольского (экс-Rage) и Энди Франка (Brainstorm) породил великолепный альбом и подарил нам всем прекрасное и очень эмоциональное выступление.
Ольга «Omena» ШАТАЛИНА
(портал Headbanger.Ru)
1. Kampfar на «Hellfest». 17 июня, Франция, Клиссон.
Очень хотела увидеть эту команду живьем, потому как шанс, что их когда-нибудь привезут к нам, очень мал. Выступление получилось одним из самых ярких на фестивале. На выбранном кадре вокалист в порыве сценической ярости только что скинул с себя куртку.
2. Rammstein на «Hellfest». 17 июня, Франция, Клиссон.
Сложно выбрать один-единственный кадр из съемки столь потрясающего шоу. Это фото фронтмена с громадными крыльями особенно примечательно, т.к. на аналогичном концерте в Москве Тилля, хоть и поднимали в воздух, но огня из крыльев зрители не увидели. Да и вообще поймать этот момент — большая удача. Кстати, эта съемка сделана совместно с моим мужем. (Михаил Шаталин, — автор Headbanger.Ru и «ИнРока», — прим. ред.) Он редко берет в руки камеру, но всегда умеет поймать момент.
3. Cradle of Filth. 14 мая, Москва, клуб «Volta».
От мистических образов Дэни всегда захватывает дух, но с такими рогами он к нам ещё не приезжал. В 2014 году группа уже подвергалась у нас массивным нападкам, и тогда концерт был под угрозой срыва. Организаторы не побоялись рискнуть и привезли группу вновь на фоне новой волны отмены мероприятий. Шоу снова прошло на «ура»!
4. StarGin. 22 апреля, Москва, клуб «Rock House».
Невероятно приятно, а порой даже захватывающе видеть на сцене своих друзей, исполняющих бронебойный хард-н-хэви 80-х. Катя и ребята были в тот вечер великолепны как никогда. У группы немало поклонников, большинство зрителей в тот вечер пришло посмотреть именно на них. Ну а благодаря хорошим условиям отличных кадров получилось больше, чем обычно.
5. Iron Maiden. 25 июня, Москва, с/к «Олимпийский».
«Мэйден» привезли в Москву новый студийный альбом. И снова потрясающее шоу, пиротехника, постоянная смена освещения. Словом, адреналин зашкаливал. Еще мгновение назад Брюс склонялся в темноте над ритуальной чашей майа, а следом сцену охватило пламя. Парад спецэффектов не прекращался весь концерт.
Михаил ГРУШИН
1. 30 июля. Трио «Круиз» выступает на сцене Зеленого Театра Парка Горького в рамках фестиваля «Ария-Фест». Между мной и музыкантами – оркестровая яма и чтобы сфотографировать их покрупнее, я использую длиннофокусный зум. К концу выступления внутренний голос подсказывает мне, что группа в полном составе окажется прямо передо мной, на расстоянии вытянутой руки. Одеваю широкоугольный зум, чтобы вся группа целиком поместилась в кадр. Жду. Точно! Вот они голубчики, выходят на поклон публике, по настилу переходят через оркестровую яму и останавливаются прямо передо мной. Делаю несколько кадров. Один из них (фото справа) так понравился Круизам, что они решили использовать его для создания афиши своего ноябрьского концерта (фото слева).
2. Mарт 2016. Съемки трибьюта Анатолия Крупнова в программе «Квартирник» Евгения Маргулиса. Программу должен был начать Гарик Сукачев. Предполагалось, что петь он будет один. Но перед самым своим выступлением он вытянул из публики Галанина и попросил его спеть с ним вместе. Сергей начал отнекиваться, ссылаясь на то, что не помнит текст песни. Гарик настоял на своем, а разве ему можно отказать?! Супер-дуэт получился! А иначе и быть не могло!!!
3. 2016 год в музыкальном плане был для меня годом Николая Арутюнова и группы «Quorum». Я старался не пропустить ни одного их концерта и в подборку своих лучших фотографий года обязательно хотел включить фото этого коллектива. Я сделал немало интересных и выразительных концертных фотографий, но для подборки выбрал «снимок на память», который сделал после концерта в клубе «Кино» в феврале 2016 года.
4. «Народу с фотоаппаратами на концертах всегда до фига. А фотографии получаются у единиц. У тебя получаются отличные фотографии! Лучшие из тех, что я видел!» – сказал мне Толик Крупнов в далеком 1988 году. Возможно, он был прав. Во всяком случае именно мои снимки были использованы для оформления съемочной площадки Трибьюта Анатолия Крупнова в программе «Квартирник» Евгения Маргулиса в марте 2016 года. Они на заднике сцены, там же, где и гитара Толика Крупнова.
5. Июль 2016 года, фестиваль «Ария-Фест 2016». Группа «Слот». Я видел и слышал их впервые в жизни. И тем сильнее было впечатление. Море бешеного драйва с первой до последней минуты! В группе хороши все! Но самое сильное впечатление произвела на меня вокалистка Дария «Нуки» Ставрович. Это неутомимый и безбашенный энерджайзер с великолепно поставленным голосом. Именно она и изображена на фото.
В силу обстоятельств, концертная жизнь для меня в 2016 году в основном состояла из фестивалей летом – финского металфеста «Tuska» и немецкого готического «Amphi» (обещаю исправиться в 2017-м). Оба запомнились, и весьма приятно. Несмотря на то, что именно оттуда мне удалось вспомнить все запоминающиеся концерты, всё честно: это сильные группы, которые заслуживают превосходных эпитетов.
Мне недостаточно увидеть известного и любимого музыканта, чтобы моментально переполниться экстазом и потом весь год рассказывать, как же меня накрыло. Сколько раз я бывал на концертах признанных команд, от Within Temptation и Apocalyptica до всевозможного известного брутала, и зачастую это была просто работа. Заключающаяся в том, чтобы написать что-то хорошее про никакое по сути выступление и не свалиться в откровенность по поводу того, что в этом году материал «не торт» и «кто придумал позвать этого постороннего исполнителя в альбом, у него не та энергетика».
1. «Тuska», признаться, достаточно неоднородна: один сет может зажечь, а в промежутке будет несколько часов «релаксации» в ожидании, пока неинтересные команды наконец закончатся. На опен-эйрах редко бывает, что весь день напролет идут отличные, впечатляющие концерты, и не в последнюю очередь потому, что либо качество сцены, либо солнечный свет и погода разрушают атмосферу. Тем больше респекта команде, которая в состоянии держать публику, игнорируя солнце и тридцатиградусную жару. Ирланские паган-металлисты Primordial не то чтобы наяву превращали летнюю курортную погоду в тёмную мрачную ночь своими минорными композициями, но внимание приковывали несмотря на обстановку и на то, что сцена практически не подсвечивалась. Для меня это сильный критерий сценического мастерства, жду их выступления через пару недель в клубном сеттинге.
2. Вторым открытием стало выступление датчан Myrkyr. Или, конкретнее, Амалии Брунн, датской поп-певицы, которая в какой-то момент забила на «попсу» и, вооружившись страшного вида электрухой и парой страшных мужиков, посвятила себя «атмосферному блэку». Удивление, когда ангельского вида создание, которое вначале показалось бэк-вокалисткой, внезапно начала выдавать гроул-партии, не отпускало потом весь концерт. Группе присущ атмосферный саунд, вырастающий из классических техник блэка – с быстрыми дисторшн-гитарами и характерной мелодикой. Как написано в одном из сетевых отзывов: «Эния, которая занялась блэк-металом. Это не должно работать, но черт побери, работает». Если бы металлисты писали звук для «Ежика в Тумане», это должны были бы делать Myrkyr.
3. На готическом фестивале «Amphi» (23-24 июля 2016 г., Германия) в качестве одной из площадок выступал так называемый Teatr am Tanzbrunnen. Большое пространство с темнотой под огромным куполом, отличным набором сценического света и хорошим саундом. Более вместительная площадка была на ремонте, и слава Богу – она была хуже в разы. Очень нехарактерно для музыкального фестиваля. Ко впечатлениям этого года добавилось очень многое.
Группу Mantus я слушал в записи и несмотря на приятные композиции, не замечал, но их концерт на «Amphi» был выдающимся. Торжественный и печальный звук, подкрепленный правильным освещением, превратил концерт в подобие ритуала. Это, увы, не вполне передается в записи, если, конечно, вы не слушаете это на топовой акустике в атмосфере декораций «Бала Вампиров». Spellbinding – есть такое точное определение в английском.
4. Великолепны были и представители стиля neue deutsche härte («новая немецкая тяжесть», — прим. ред.), немцы OST+FRONT. Товарищи совмещают талант к созданию отличных мелодий и крайне фактурый сценический имидж – залитые кровью фартуки и жуткие маски. То, что случится что-то сильное, стало ясно за несколько секунд до старта – по количеству воздетых рук со смартфонами. Мрачный эпичный саунд, ничем не нарушаемая атмосфера, когда сначала не отрываешь взгляд от сцены весь сет, а потом выходишь на улицу, моргая от непривычно яркого солнца, с мыслями: «Что это такое произошло, и почему оно было так восхитительно?»