«Круиз» в «Крокусе»: Трио навсегда
На первый взгляд, безумная затея – «Круиз» в «Крокусе»! В огромном, многотысячном престижном зале с мягкими креслами, где играл Роберт Плант и где висит табличка-посвящение Муслиму Магомаеву. И – полузабытая легенда советского металла, которая отыграла летом короткий реюнион-сет, но тогда все думали, что этим дело и ограничится.
А теперь — интрига… Соберут ли зал? Или, лучше так: будет ли зал наполовину пуст или наполовину полон? На таких событиях надо быть, просто чтобы увидеть – как оно будет. И потому что ясно – такое не повторится.
Когда трио «Круиз» во главе с Валерием Гаиной нарезало свой спид-метал, я еще ходил в школу. Услышал всю эту музыку уже на сольных концертах сегодняшнего Гаины, вернувшегося из Америки, бодрого, почти молодого, как будто законсервированного калифорнийским солнцем, и музыка его была как будто и не отсюда, и не оттуда – какая-то своя. Было хорошо, и Валерий с двумя парнями почти школьного вида играл для обступившего сцену кружка в несколько десятков человек, играл от души и без всяких поправок на «ветеранство» и ностальгию.
Приехал я сильно заранее. Да так, что оказался первым, кто сдал куртку в гардероб, и сидел, читал книжку и смотрел, как постепенно приходит техперсонал, а потом – и фанаты… Два… пятеро… пятнадцать… пятьдесят… По виду – деды, внуки, тёти, бабушки. Необъятные и худые, в майках «Мэйден» и «Моторхэд», и, конечно, свежеприобретённой атрибутике «Круиза», где то самое лого с красной звездой. «Это будет самый нерентабельный концерт в истории Крокус-холла!» – сказал один фэн другому. Ну, как сказать! Говорят, на шоу братьев Эпписов было и поменьше, сотни полторы. А тут — полтысячи минимум, а по самым оптимистичным оценкам — до трёх тысяч человек. (Столько будет, если партер и танцевальный сектор заполнятся до отказа. Верхний ярус, как водится, завесили шторами и не открывали.) Конечно, на аншлаг всё это было совсем не похоже, но, если пробраться в первые ряды и не оглядываться, можно было почувствовать себя на настоящем стадионном концерте. Потому что всё, что на сцене, было как раз на стадионном уровне – превосходный звук, монументальный свет, и пресловутая «работе с публикой», о которой артисты не забывали ни на минуту.
А публика — во всяком случае, в партере, наслаждалась каждой минутой действа. Все – рядом, каждую жилку на висках Гаины можно разглядеть, а также удивиться, как это Фёдор Васильев умудряется выглядеть как мальчик в свои не-знаю-сколько. Наверное, это «Ночные снайперы» его омолодили! Седохвостый, совсем уже дедушка на вид, Сергей Ефимов был виден не так ясно, но оттуда его роль в шоу была не менее заметной. Во многом – благодаря вокальному микрофону. Ефимов – барабанщик не только поющий, но и комментирующий. Если сказать в двух словах – как только Гаина добавлял рокерского пафоса, Ефимов тут же его разгонял какой-нибудь ироничной репликой.
«Как настроение, хорошо? Не устали?» – спрашивает Гаина у зала. Оттуда – нестройные одобрительные вопли. «А вы никуда и не уйдете, – хитро улыбается Ефимов из-за барабанов. – Мы двери заперли. Будем играть, пока вам не понравится».
Но всем и так нравилось. И публике, и, что немаловажно, самим артистам. Про Валерия Гаину речи вообще не идёт – он излучает радушие и оптимизм в каждом движении, жесте и слове. У него открытая американская улыбка, но она по-русски настоящая. Всё в порядке и с гитарной техникой, и со звуком, особенно радовали длинные инструментальные вступления ко многим песням. Подозреваю, что для обещанного двухчасового шоу материала было всё-таки недостаточно, но тут артисты и время растягивали, и выходили за рамки разученных «хитов», показывали, что между ними по-прежнему есть «химия». Поразил красивейший флажолетный фрагмент перед «Пилигримом», и замечательная, кажется, тогда же придуманная, гитарно-барабанная перекличка. Мы часто слышим подобный обмен между, скажем, гитарой и басом, гитарой и клавишными, а вот когда шестиструнному инструменту «отвечают» ударные – это редкость, во всяком случае, в металле.
Техники то и дело подбегали к установке Ефимова, а та норовила развалиться под напором рок-ветерана. «А я не знал, что такой сильный», – рассмеялся он, и согнул руку, показывая мощный бицепс. А потом развернулся спиной к публике. «А вот похвастаюсь, чем у нас в шоу-бизнесе принято хвастаться…» – но как бы не решился. «Эх, не возьмут меня в шоу-бизнес!»
«Heaviest in Town», «Hit for MTV», «Пилигрим», «В огонь»… Было и много англоязычных вещей, подчас совсем незнакомых, где спид-метал сменился вязким «саббатовской» закалки хэви. А публика всё выкрикивала «Дальний свет». Гаина всё отнекивался.
Выходя на бис, музыканты исполнили известный трюк – этим славились и Dream Theater, и Mr.Big, да и сами «Круиз» времён расцвета – басист с барабанщиком обменялись инструментами. Васильев уверенно уселся за барабаны, а Ефимову бас-гитара оказалась где-то под подбородком. Он как-то изогнулся и позвал на помощь Гаину: «Валера, помоги мне руки поставить!» Валера помог, и группа сыграла сперва две «концовки» (они же, по чьему-то меткому определению, «песни Napalm Death»), а потом немножко покрутили рифф из «Smoke on the Water»…
Женский голос из зала прокричал: «Спасибо!» и добавил «…что живые!» Хорошо, что они такие живые, и что решили преодолеть разногласия и воссоединиться. И спасибо промоутерам, что пошли на этот подвиг и заработали много плюсиков в карму и в копилку того, что можно потом рассказывать внукам. И трио «Круиз» – Гаине, Васильеву, Ефимову, – за то, что делали свой, непохожий на других металл, слушая только себя и не сильно оглядываясь на других. С их странным акцентом, забавной эстрадностью, ребячеством на сцене и взрослым качеством игры. Сыграли, кажется, всё, что душе угодно. От раритетов из англоязычного, изданного только в наше время «Culture Shock» до всеми ожидаемого хита «Дальний свет». Из желаемого фанатами «зажали» только «Последний рассвет», а зря. Этот антивоенный спид-метал-боевик — одна из немногих подобных вещей, что звучит актуально и сегодня.
А в конце был «Рок навсегда», и, наверное, только так и можно было закончить это выступление.
Уходя со сцены, Валерий Гаина пообещал, что мы встретимся снова. Правда, не сказал, в каком качестве. Возможно, он имел в виду автограф-сессию в холле «Крокуса» через полчаса. А может, DVD, отснятый в ходе концерта. А может, этот реюнион был не на один-два концерта, кто знает…
Владимир МИЛОВИДОВ
Фото: Михаил Грушин.
Благодарим Нелли Смирнову за аккредитацию.
23 ноября 2016 г.
Москва, "Крокус-сити-холл"