Deep Purple «=1» (2024)
Эх, время ты, времечко! Уносящее вдаль одно и меняющее, придающее новый облик другому, порой очень привычному и вроде бы давно знакомому. Очередная студийная работа Deep Purple – прекрасный пример того, как время, с одной стороны, не щадит ветеранов, но с другой – позволяет по-новому взглянуть на их прошлое и настоящее, переосмыслить его. Печальную неумолимость времени мы оставим в стороне, ибо, наверное, только ленивый забыл по выходе «=1» упомянуть о вокальных кондициях 79-летнего Гиллана или революционности материала в целом. Очень не хочется скатываться в банальности (и глупости), анализируя новую работу «темно-лиловых». И совсем не из уважения к прежним заслугам. Ведь есть новые – как раз вот этот альбом. Нет, он не звучит радикально лучше ближайших предшественников. И немудрено, если мы помним, что продюсер Боб Эзрин. Саунд примерно тот же. Но дело не в нём. И не в улучшившихся вокальных кондициях фронтмена DP. Данные характеристики примерно равны тем, что были присущи студийным работам группы в последнюю дюжину лет. Но поёт Иэн как будто более вдохновенно, – потому что песни лучше. И шустрее, если угодно. Конечно, это субъективно, и всё же они гораздо больше в духе «той самой» группы. Новый гитарист Саймон Макбрайд, как ни странно, тоже. Хотя о его индивидуальности судить сложнее, чем в случае Морса или, тем более, Блэкмора. Что понятно – по возрасту он годится в ученики многим даже более молодым рок-гитаристам, нежели упомянутые выше. Вообще, его фигура в контексте нового альбома Deep Purple вызывала много вопросов, на которые, думается, теперь получены ответы. 45-летний ирландец, наверное, не гений и не новатор, но ему удалось внести достойную лепту в сочинение крепкого материала, за который как минимум не стыдно при сравнении с музыкой прежних лет. Выпустив «=1», группа вернула себе реноме прежде всего песенно-ориентированной. Нет, Саймон совсем не похож на Блэкмора, мало напоминает Морса, зато местами (и это трогательно) заставляет вспомнить о своём великом земляке Гари Муре, причем скорее в его блюзовой ипостаси, что более чем заметно в одной из баллад. Есть и прогрессивная нотка, напоминающая знатокам о том, какую музыку сочинял… Дон Эйри в молодости, и кто был его партнёром в той группе. Ныне же творческий преемник Мура недостаток лица компенсирует умной, мелодичной работой на каждую песню, без выпячивания имеющегося у него высокого исполнительского мастерства. Он играет в той синтетической манере, которая нужна нынешним Deep Purple.
Итак, новые песни в условно старом стиле. Условно – потому что это всё равно классический хард-рок XXI века с узнаваемыми, типичными как для DP, так и для других проектов с участием Гиллана, ходами. Наконец-то группе удалось создать нечто, достойное её имени и традиций, не шарахаясь в прогрессивные и рок-н-ролльные крайности, которыми, в ущерб типичным ударным номерам Purple вроде «Bloodsucker», «Pictures of Home», «Into the Fire», «Wasted Sunsets», «Highway Star» и т.п., изобиловали все последние студийные работы. Названия любимых многими вещей взяты не случайно: в некоторых новых номерах есть не совсем прямые, но всё же аллюзии на классику. И имеющий уши их непременно услышит. Однако о самоплагиате речь не идёт, это скорее верность старому стилю. Just a few roots, replanted, – просто несколько пересаженных корней, как говорили в далёком 1970-м сами музыканты про одну из своих классических вещей, в которой угадывались чужие влияния. Также очень приятно, что аж 13 новых композиций вписались в относительно скромный хронометраж, и устать слушатель просто не успеет. В каждой из песен есть своя жизнь, свой накал – и если в начале написания рецензии имелось желание выделить тот или иной боевичок или балладу, то, по итогам многократного проигрывания «=1», оно исчезло. Догадываетесь, почему?
Игорь ШВЕЙЦЕР
Edel
9/10