Фестиваль «Вдохновение» (Apocalyptica, Steve Vai): Числом и умением
Сентябрь 14, 2016
Юлия Калашникова (23 статей)
Поделиться

Фестиваль «Вдохновение» (Apocalyptica, Steve Vai): Числом и умением

Фестиваль «Вдохновение» проходит уже не первый год, место его проведения – легендарная ВДНХ, и в этом году он длился целых три дня, с 30 июля по 1 августа. Каждый день был посвящен разным видам искусства – театру, танцам и, наконец, музыке. Кроме того, 1 августа праздновался день рождения ВДНХ – выставке исполнилось 77 лет. А стало быть, готовилось нечто невероятное…

Не просто концерт на сцене Зелёного театра, но целый флешмоб, коллективная акция российских музыкантов с участием зарубежных звезд, раньше никогда не выступавших вместе – Стива Вая и «Апокалиптики». Поклонники, знавшие об этом заранее, успели обзавестись бесплатными электронными билетами. Те, кто вовремя не сориентировался, тщетно спрашивали лишний билетик у входа или довольствовались прямой трансляцией на сайте ВДНХ.

Горный король в Зелёном театре

Первыми на сцену вышли три виолончелиста. Они открыли сет Apocalyptica любимой балладой всех металлистов (и даже их бабушек!) – «Nothing Else Matters» Metallica. Дальше «вечеринку» продолжили настоящие брутальные вещи уже с участием присоединившегося к струнно-смычковому ансамблю барабанщика Микко Сирена. «Grace», «Master Of Puppets» (Metallica) и «Inquisition Symphony» (Sepultura) завели публику с пол-оборота.

Мне было хорошо видно, как за кулисами стоял во франтовской чёрной кепке и слушал товарищей Фрэнки Перес – американский вокалист, участвовавший в записи альбома «Shadowmaker». «Значит, всё-таки споёт», – подумала я. Это, действительно, оказался сюрприз, ведь на пресс-конференции, которая состоялась 31 июля в ТАСС, его не было.

Фрэнки появился на сцене после лирической и проникновенной пьесы «Bittersweet», сыгранной снова лишь тремя виолончелистами, и спел заглавную вещь с альбома «Shadowmaker», а также «I Don’t Care», которой подпевал весь Зелёный театр. Вокалист, не обремененный инструментом, зажигал по полной, и публике это нравилось.

Не обошлось без маленьких «приключений», которые всегда случаются не вовремя, особенно в прямом эфире. Сначала Пааво Лотьенен спрятался в левом углу сцены, чтобы подстроить виолончель, затем во время инструментального проигрыша в «Shadowmaker» в том же направлении убежал Эйкка Топпинен. Но техник так быстро решил проблему со струной, что никто и не заметил вынужденной отлучки музыканта.

Не обошли стороной проблемы с инструментом и Пертту Кивилааксо. Это случилось уже на флешмобе – у Пертту чуть не отлетели датчики, прикреплённые внизу корпуса виолончели. Неприятность устранили с трёх попыток прямо на сцене, «не отходя от кассы», то есть от Пертту. Видимо, на капризных инструментах сказывалась невыносимая московская жара.

Но все эти «мелкие пакости» высших сил никоим образом не отразились на игре и настроении музыкантов, а тем более – на состоянии блаженной эйфории, отраженной на лицах поклонников. Финны носились по сцене как заводные, выдавая обычные для своих шоу шутки. А новость о том, что в следующем году Apocalyptica приедет в Россию с концертами, привела фэнов группы в окончательный и громкий восторг. (22 апреля 2017 года они выступят в Петербурге в БКЗ «Октябрьский», а днём позже – в московском «Crocus City Hall»).

Было очень интересно наблюдать, как Эйкка и Пааво меняли смычки в зависимости от исполняемой музыкальной темы в композиции. Пьесы или фрагменты кантиленного характера требовали одного смычка – издающего более певучие и мягкие звуки, а для риффов и басовых линий было нужно абсолютно другое натяжение конского волоса. Лишь Пертту не менял свое «орудие» звукоизвлечения, так как в группе он практически всё время отвечает за соло. А Эйкка, как известно – это рифф-челло, Пааво – бас-челло.

Своё выступление по традиции музыканты завершали классическим отступлением. Композиция «Hall Of The Mountain King» («В пещере горного короля» Эдварда Грига), включающая в себя Гимн России в исполнении Пертту Кивилааксо и «сводного хора» Зелёного театра, казалось бы, поставила точку в сете финнов. Но не тут-то было! На сцене один за другим стали появляться другие виолончелисты. Они расселись почти под куполом площадки на белых тронах, где уже давно ждали своих хозяев инструменты. Начался флешмоб. Оркестр из 34 виолончелей и одной ударной установки сыграл «металликовскую» «Enter Sandman». Зрелище было фантастическим!

Но и это было не всё. На следующем номере к виолончелистам присоединилось несколько десятков гитаристов, среди которых – сам маэстро Стив Вай. Наверное, ещё никогда «Kashmir» Led Zeppelin не звучал столь масштабно и грандиозно, как в этот вечер.
А когда после небольшого перерыва на сцену вышла группа Стива Вая, финские виолончелисты продолжали из-за кулис пристально наблюдать за действиями американского волшебника. Пертту и Пааво, как и вся публика Зелёного театра, не отрывали глаз от происходящего на сцене магического действа от начала до конца.

Сет-лист Apocalyptica: Nothing Else Matters (Metallica); Grace; Master of Puppets (Metallica); Inquisition Symphony (Sepultura); Bittersweet; Shadowmaker; I Don’t Care; Hall of the Mountain King (Edvard Grieg/Гимн России). Флешмоб Apocalyptica – виолончелисты:
Enter Sandman (Metallica). Флешмоб Apocalyptica – Steve Vai – виолончелисты – гитаристы: Kashmir (Led Zeppelin).

Мы к вам заехали на час…

В 1990 году Стив Вай выпустил сольный инструментальный альбом «Passion & Warfare». Диск, что называется, «выстрелил» и стал поворотным моментом в карьере гитариста. О Стиве Вае заговорили не только как о виртуозном исполнителе, но и как о талантливом, самобытном композиторе. С тех пор он регулярно включает в сет-лист композиции из этого альбома – среди них «Liberty», «Erotic Nightmares», «Answers», «For The Love Of God», «The Audience Is Listening», «Sisters» и «The Animal». А мировой тур 2016 года гитарист посвятил 25-летию этого диска и обещал со страниц официального сайта исполнить его «живьем» сверху донизу, целиком и полностью. А это – уникальное событие для любителей инструментальной гитарной музыки.

Выход Стива Вая и его группы начался со звуков диалога из фильма «Перекресток», того, где происходит встреча старого блюзмена Вилли Брауна и юного гитариста Юджина с Нехорошим господином, который на полночном перекрестке заключает сомнительные сделки с доверчивыми музыкантами. Того самого фильма, где в роли Джека Батлера, гитариста с «тёмной стороны», выступает Стив Вай…

Когда диалог затих, Стив и его музыканты вышли на сцену и искрометно исполнили композицию «Bad Horsie», выросшую из ритмических фраз, которые Стив Вай играл во время его знаменитой киношной дуэли с Юджином. «Bad Horsie» – вещь мощная, яркая, с взрывным характером, но при этом она – достаточно редкий гость в концертных сетах. Настолько редкий, что на предыдущих четырех московских выступлениях гитарист не играл её ни разу. Лучшего начала для концерта было просто не придумать.

Однако тут же закралось смутное подозрение, что хоть нынешний концерт Стива Вая и входит в тур, посвященный альбому «Passion & Warfare», но исполнять гитарист будет совсем другую программу. Ибо «Bad Horsie» – вещь из альбома «Alien Love Secrets» (1995). А последовавшие затем композиции, «The Crying Machine», «Tender Surrender» и «Gravity Storm» только подтвердили предположение. Да, российская публика «Passion & Warfare» не услышит…
Прозвучавшая программа была составлена по типу «лучшее и только инструментальное». В этот вечер гитарист не пел, с альбома-юбиляра была взята одна-единственная пьеса – волшебная по своей красоте и кипучей страсти «For the Love of God»… Но без нее, надо сказать, не обходится ни один концерт Вая.

Стив неимоверно ответственно относится к своей музыке и аккомпанирующему составу. Рядом с Ваем – не просто техничные исполнители, но и его старинные друзья-товарищи. Неутомимый барабанщик Джереми Колсон и виртуозный бас-гитарист Филипп Байно периодически покидают аккомпанирующий состав Вая, но… постоянно в него же и возвращаются. Ну а гитарист, исполнитель на электроситаре и клавишных инструментах Дэйв Вейнер пребывает в группе с 2000 года. Как бы ни менялся состав, Вай не расстается с Вейнером. Большую часть концертного времени Дейв отвечает за партии ритм-гитары, и он – один из лучших ритм-гитаристов планеты. Но порой он и солирует, обменивается фразами с Ваем или же дублирует его гитарные линии, разгоняя и закручивая их до космических скоростей. Квартет под управлением Вая фантастически сыгран и знает непростой репертуар гитариста во всех нюансах и мельчайших подробностях.

Московский концерт был последним в европейской части тура, но в музыкантах не было и намека на усталость. Они играли так, что «Зеленый театр» ходил ходуном и ревел от удовольствия. Стив Вай шутил, смеялся и выделывал забавные танцевальные па. Так, он посоветовал слушателям обязательно попробовать дома повторить перед зеркалом один из его танцевальных выкрутасов, напоминающий театральное движение крылами. Резкий взмах руками вверх, а затем резкое же движение ими вниз, с последующим замиранием с важным и гордым видом…
И, конечно же, Стив творил свои невероятные гитарные чудеса. Он любит и умеет играть красиво и величественно, но этого ему недостаточно. А вот если к красоте добавить острых углов, шипов, душераздирающих звуков, толику звукового хулиганства и жара огня, то для Вая будет самое оно…

Тем удивительней было услышать, что Стив Вай начал прощание с залом, не отыграв и часа… На сольных концертах гитарист никогда не играет так мало, обычное шоу Вая длится более двух часов, и публика всё равно требует продолжения. На этот раз бис был один – специальная, как сказал сам Вай, композиция «Flash Mob». На сцену вернулись все те гитаристы, что играли в финале выступления финских виолончелистов, и помогли Стиву Ваю воздвигнуть «несокрушимую и могучую стену звука». А гитаристам Сергею Седых и Кириллу Сафонову выпала честь поджемовать с самим маэстро Ваем. Было шумно и довольно весело. Участники флешмоба справились с возложенной на них задачей вполне успешно, и в награду получили на гитарах автографы Стива Вая.

P.S. Хочется надеяться, что когда Стив Вай отправится в азиатскую часть «Passion and Warfare 25th Anniversary World Tour», он вспомнит, что в России он так и не сыграл «Passion & Warfare». И мы тоже услышим заветный альбом в живом исполнении.

Сет-лист Steve Vai: Bad Horsie; The Crying Machine; Tender Surrender; Gravity Storm; Racing the World; For the Love of God; Fire Garden Suite IV – Taurus Bulba.
Флешмоб Steve Vai – гитаристы: Flashmob.

P.P.S. На этом завершилась концертная программа в Зелёном театре, но не весь фестиваль. На главной аллее парка, напротив знаменитых мозаичных фонтанов, готовился к выступлению симфонический оркестр «Русская филармония»! В десять с небольшим на сцену вышел ведущий и с хорошо поставленной дрожью в голосе объявил имена героев – дирижера Дмитрия Юровского, скрипача Вадима Репина, певицы Вероники Джиоевой и звезду всех экранов, пианиста Дениса Мацуева.

Было интересно немного сменить формат, хотя для рокерского уха было много близкого и в бессмертных «Половецких плясках» Бородина, и в любопытнейшей композиции «Дансон №2» мексиканского автора Артуро Маркеса, скрестившего симфо и латино. А гершвиновская «Rhapsody in Blue», на которой вышел всеми ожидаемый Мацуев, и вовсе была, наверное, первым сочинением на стыке классики и современности, давшим дорогу и «Концерту для группы и оркестра» Deep Purple, и опытам той же «Апокалиптики». Хотя концерт еще не был закончен, «Рапсодия» стала прекрасным итогом вечера, да и всего фестиваля, соединяющего всё и вся на глазах у разбалованной бесплатными событиями московской публики.

Юлия КАЛАШНИКОВA (Apocalyptica)
Яков КАГАНЦОВ (Стив Вай)
Владимир ИМПАЛЕР (заключение)
Фото: Катерина Межекова (в обработке), Владимир Импалер.
Благодарим пресс-службу ВДНХ за аккредитацию на фестиваль.

Общее впечатление

01-08-2016
Москва
Зеленый театр ВДНХ

Юлия Калашникова

Юлия Калашникова