Blind Guardian Twilight Orchestra «Legacy of the Dark Lands» (2 CD, 2019)
К этому диску Blind Guardian шли всю жизнь. Точнее, не всю, а полжизни, лет 20. И ещё точнее, не вся группа, а её половина – вокалист Ханси Кюрш и гитарист Андре Ольбрих. Андре сочинил всю музыку, Ханси спел все вокальные партии. Больше на диске от «Блайндов» ничего нет, только голос Кюрша, Ольбрих ограничился ролью композитора, остальные участники группы в проекте не участвовали ни в каком виде. Вся работа выпала Пражскому симфоническому оркестру и хору Пражской филармонии Vox Futura. И ещё хороший ностальгический ход – в роли чтецов выступают те же самые актёры, что и в «Nightfall» – Норман Эшли и Дуглас Филдинг. Последний в 2019-м ушёл из жизни, так что диск стал его прощальной «песней».
О чём этот диск? Фэны со стажем помнят, что где-то во времена «Nightfall in Middle-Earth», последнего по-настоящему великого альбома группы, Ханси и Ко. собирались вслед за диском, основанном на толкиновском «Сильмариллионе», выпустить работу, посвящённую «Властелину Колец», в которой «элементы симфонизма» превратятся в настоящее слияние классики и металла. Следы того замысла остались: например, строчка «The road goes on, forever on» – почти буквальная цитата из песни Бильбо Бэггинса; образ безумного гнома сродни Голлуму, а всадники Апокалипсиса и Люцифер – с некоторой натяжкой назгулы и Моргот/Саурон. Но позднее по каким-то внутренним причинам Blind Guardian от идеи записать свой «Магнум опус» по Толкину отказались и стали придумывать собственный эпос. В этом помог современный немецкий писатель Маркус Хайтц, а также, опосредованно, Роберт Ирвин Говард, создатель образа Соломона Кейна, борца со злом из XVI века. Действие же романа-дополнения к диску происходит веком позже в Германии времён Тридцатилетней войны. Главный герой, Николас – воин-наёмник, он же – Первый всадник Апокалипсиса (тот, что несёт войну, на рыжем коне). Некогда Николас смог предотвратить Апокалипсис, нейтрализовав остальных всадников при помощи Люцифера и нескольких ангелов, но потом родился в мире людей и забыл своё «я». Теперь ему надо совершить рискованное путешествие в ад, чтобы предотвратить конец света ещё раз. Ему мешают остальные всадники, неверная возлюбленная, а также полубезумный карлик-египтянин, возрождающий древних богов. Всего в буклете приведено более двух десятков персонажей, среди которых Иоганн Кеплер, Ева и Эйлин, дочь Соломона Кейна. Такой вот «План Б из далёкой истории» получился.
Но Моргот с ним, с сюжетом, что же музыка? Музыка – из того разряда, что величают эпитетами «эпик», «симфоник» и «синематик», проще говоря, та, что вы чаще всего слышите, когда уже посмотрели фильм, но ещё бегут титры. Разумеется, саундтрек к фильму – прочно стоящий на ногах жанр, достойный сын XX века, со своими героями и шедеврами, но и со своими узкими рамками и отличительными чертами. Главная из них – подчинённость. В ходе действия музыка должна не рисовать образы, а только подкрашивать эмоции, направлять их в нужное русло, пока визуальный ряд контролирует ваше воображение. Не считая пары-тройки цепляющих лейтмотивов, это не мелодические высказывания, а скорее триггеры эмоциональных состояний: возвышенность, умиление, романтичность, тревога, опасность, преодоление… Киномузыка без кино – это как ковёр, висящий на стене. Или травяной самолёт из карго-культа: как правило, он не взлетает. Что нужно, чтобы взлетел? Музыкальное наполнение: вместо картинки в центре внимания могут быть яркие мелодии, богатство интонаций, захватывающие аранжировочные приёмы… Увы, песен как таковых на этом альбоме почти нет, Ханси Кюрш по большей части декламирует тексты или пропевает их, как по бумажке, словно главная его задача – успеть всё изложить, пока звучат инструменты. И за 75 минут, что длится альбом, так ничего и не сообщает… Бонус-диск с инструментальной версией альбома слушается если не интереснее, то по крайней мере естественнее основной.
К счастью, есть и исключения. Главное – «In the Red Dwarf’s Tower», вещь, которая украсила бы и «Nightfall In Middle-Earth». Яркая, страстная, разноплановая, в ней Ольбрих сумел получить из оркестра нечто большее, чем «кинематографические обои». Неплохи и относительно разнообразны «Point of No Return» и » Harvester of Souls», своё очарование есть у «Nephilim», где голос Ханси звучит как в лучших образчиках «блайндовских» баллад… Маловато для диска, который ждали 20 лет!
Но раз столько ждали, можно потерпеть и 75 минут, а потом ещё и ещё, в надежде свыкнуться, а то и полюбить эту музыку. Но это для самых рьяных фэнов. Для поклонников поспокойнее – пара мыслей для размышления. Первая: каким был бы альбом, если бы Blind Guardian всё-таки решили записать его по Толкину? Может, творчество Профессора вдохновило бы их на нечто большее? Вторая: а не была ли нереализованность этого мегапроекта тем проклятьем, из-за которого вдруг всё золото в творчестве группы после «Nightfall In Middle-Earth» вдруг превратилось в глиняные черепки? И третья: не стало ли желание работать с оркестром, побыть настоящим симфоническим композитором для Андре Ольбриха той самой прелестью, как кольцо для Голлума, постепенно подчинившей волю и высосавшей все мысли и чувства? Но если это и так, то проект закончен, камень сброшен с души, и, может, теперь мы снова услышим старый добрый и живой Blind Guardian? За такое можно и древнеегипетских гномов с апокалипсическими гренадёрами простить…
Рецензия опубликована в #91
sympho metal
Nuclear Blast/"Союз Music"