Ayreon «The Source» (2 CD, 2017)
Жаль признаться, но это первый раз, когда новая работа Арьена Лукассена слушается не то, чтобы через силу, но без того восторга, который был прежде: когда включаешь диск – будто распаковываешь шкатулку с секретами. Какие ещё новые сюжеты и идеи придумает Арьен, как споют известные певцы в необычном контексте? Но если много гостей – это праздник, то когда они остаются надолго, это превращается в какое-то общежитие. Конечно, от себя не уйти, и с самого начала Ayreon, главный проект голландского рок-композитора, подразумевает масштабные прог-рок-оперы со множеством действующих лиц. Но в последнее время чувство меры, кажется, Арьену изменило. 11 вокалистов на новом альбоме – это меньше, чем рекордные 17 на позапрошлом, затейливо названном «01011001» (2008). Однако это всё равно слишком много, чтобы за полтора часа, пока длится двойной альбом, соотнести каждого с персонажем и уж тем более начать им сопереживать и следить за сюжетными линиями. Возможно, потому, что певцы сами по себе недостаточно контрастны, и попытка дать слово им всем превращается в нескончаемую джигитовку, когда один персонаж массовки выскакивает на передний план, делает несколько пируэтов и прячется обратно. Сравнивая «кастинг» нового альбома с эпохальным «Into the Electric Castle» или хотя бы с «The Human Equation», поневоле задумываешься – куда исчезли индивидуальности в металле? Почему ни Джеймс ЛаБри, ни Тобиас Заммет, ни Рассел Аллен, ни Томми Каревик из Kamelot не поют так, чтобы было слышно – это «я», а не «один из нас»? Возможно, это следует из концепции альбома – она по-прежнему вертится вокруг расы наших космических предков, неких Вечных, которые лишились человеческих чувств из-за механизации своего бытия. Этот сюжет Арьен излагал на альбоме «01011001», а теперь решил рассказать своего рода предысторию предыстории – то, как терпит катастрофу цивилизация на родной планете наших героев, Альфа, и они отправляются в межгалактическое путешествие в новый мир по имени Y (Игрек, планета Альфа Андромеды), где «планетян» ждут новые испытания и новые вопросы. Вроде похоже, но предыдущий диск поднимал темы, фантастические по форме, но весьма актуальные и человеческое по сути – отчуждение, «цифровизация» общения, и Вечные были просто экстраполяцией человечества во времени, поэтому и тексты вызывали сопереживание, резонировали в нас сегодняшних. А история планеты Альфа кажется слишком громоздкой и надуманной, в ней много натяжек и допущений – хотя, подозреваю, мне просто не хватило терпения в ней как следует разобраться. Пример – разработанный альфовцами препарат «The Source», делающий их одновременно водоплавающими, долгоживущими и лишёнными человечности (тут почему-то вспоминаются персонажи Лавкрафта). Зато, надо отдать должное, футуристические видеоклипы на некоторые из песен просто завораживают. Возможно, как саундтрек к фантастическому фильму альбом воспринимался бы на все сто. Да и про музыку, по большому счёту, не сказать дурного слова – её просто слишком много и сразу. Как написал один критик, «каждая вещь здесь звучит как целый альбом». «The Source» – пожалуй, самый металлизированный диск в каталоге Лукассена, он даже жёстче, чем Star One, и в нём много утрированной тяжёлой кельтики, как в недавнем проекте Арьена Gentle Storm. Она была и раньше (вспомним «Loser» с «The Human Equation»), но тогда – как маркер одного из персонажей, а теперь Лукассен буквально закрасил этой краской весь забор.
Возвращаясь к вопросу, что не так с «The Source» – возможно, проблема не в нём, а в нас. За девять лет, прошедшие с записи «01011001», мы и наш мир стали на шаг ближе к тому, о чём предостерегал Лукассен. Самой большой роскошью становятся время и эмоции, сосредоточиться на чём-то на полтора часа уже не трудно, а попросту невозможно, «клиповое сознание» говорит в пользу отдельных максимально насыщенных песен, и вот на этом уровне с Ayreon всё в порядке. А диск – это просто зеркало, в которое, если у вас – о роскошь! – есть физическая версия, вы можете посмотреться.
Рецензия опубликована в #82
progmetal
Mascot Label Group