Ayreon «The Source» (2 CD, 2017)
Декабрь 14, 2017
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Ayreon «The Source» (2 CD, 2017)

Жаль признаться, но это первый раз, когда новая работа Арьена Лукассена слушается не то, чтобы через силу, но без того восторга, который был прежде: когда включаешь диск – будто распаковываешь шкатулку с секретами. Какие ещё новые сюжеты и идеи придумает Арьен, как споют известные певцы в необычном контексте? Но если много гостей – это праздник, то когда они остаются надолго, это превращается в какое-то общежитие. Конечно, от себя не уйти, и с самого начала Ayreon, главный проект голландского рок-композитора, подразумевает масштабные прог-рок-оперы со множеством действующих лиц. Но в последнее время чувство меры, кажется, Арьену изменило. 11 вокалистов на новом альбоме – это меньше, чем рекордные 17 на позапрошлом, затейливо названном «01011001» (2008). Однако это всё равно слишком много, чтобы за полтора часа, пока длится двойной альбом, соотнести каждого с персонажем и уж тем более начать им сопереживать и следить за сюжетными линиями. Возможно, потому, что певцы сами по себе недостаточно контрастны, и попытка дать слово им всем превращается в нескончаемую джигитовку, когда один персонаж массовки выскакивает на передний план, делает несколько пируэтов и прячется обратно. Сравнивая «кастинг» нового альбома с эпохальным «Into the Electric Castle» или хотя бы с «The Human Equation», поневоле задумываешься – куда исчезли индивидуальности в металле? Почему ни Джеймс ЛаБри, ни Тобиас Заммет, ни Рассел Аллен, ни Томми Каревик из Kamelot не поют так, чтобы было слышно – это «я», а не «один из нас»? Возможно, это следует из концепции альбома – она по-прежнему вертится вокруг расы наших космических предков, неких Вечных, которые лишились человеческих чувств из-за механизации своего бытия. Этот сюжет Арьен излагал на альбоме «01011001», а теперь решил рассказать своего рода предысторию предыстории – то, как терпит катастрофу цивилизация на родной планете наших героев, Альфа, и они отправляются в межгалактическое путешествие в новый мир по имени Y (Игрек, планета Альфа Андромеды), где «планетян» ждут новые испытания и новые вопросы. Вроде похоже, но предыдущий диск поднимал темы, фантастические по форме, но весьма актуальные и человеческое по сути – отчуждение, «цифровизация» общения, и Вечные были просто экстраполяцией человечества во времени, поэтому и тексты вызывали сопереживание, резонировали в нас сегодняшних. А история планеты Альфа кажется слишком громоздкой и надуманной, в ней много натяжек и допущений – хотя, подозреваю, мне просто не хватило терпения в ней как следует разобраться. Пример – разработанный альфовцами препарат «The Source», делающий их одновременно водоплавающими, долгоживущими и лишёнными человечности (тут почему-то вспоминаются персонажи Лавкрафта). Зато, надо отдать должное, футуристические видеоклипы на некоторые из песен просто завораживают. Возможно, как саундтрек к фантастическому фильму альбом воспринимался бы на все сто. Да и про музыку, по большому счёту, не сказать дурного слова – её просто слишком много и сразу. Как написал один критик, «каждая вещь здесь звучит как целый альбом». «The Source» – пожалуй, самый металлизированный диск в каталоге Лукассена, он даже жёстче, чем Star One, и в нём много утрированной тяжёлой кельтики, как в недавнем проекте Арьена Gentle Storm. Она была и раньше (вспомним «Loser» с «The Human Equation»), но тогда – как маркер одного из персонажей, а теперь Лукассен буквально закрасил этой краской весь забор.
Возвращаясь к вопросу, что не так с «The Source» – возможно, проблема не в нём, а в нас. За девять лет, прошедшие с записи «01011001», мы и наш мир стали на шаг ближе к тому, о чём предостерегал Лукассен. Самой большой роскошью становятся время и эмоции, сосредоточиться на чём-то на полтора часа уже не трудно, а попросту невозможно, «клиповое сознание» говорит в пользу отдельных максимально насыщенных песен, и вот на этом уровне с Ayreon всё в порядке. А диск – это просто зеркало, в которое, если у вас – о роскошь! – есть физическая версия, вы можете посмотреться.

Рецензия опубликована в #82

InRock
7 из 10
Общее впечатление

progmetal
Mascot Label Group

7

Рекомендовано к прослушиванию
Владимир Импалер

Владимир Импалер