Dukes of the Orient «Dukes of the Orient» (2018)
«АОР» – эта аббревиатура, обозначающая то «рок для взрослых», то «рок для радиостанций», в последнее время вызывает смешанные чувства. Во многом – вследствие работы итальянского лейбла Frontiers, выпустившего тонны посредственных релизов в этом жанре. Особенно – «сольников» известных певцов этого жанра, в которых, если присмотреться, главный герой оказывается лишь приглашённой звездой, озвучивающей материал, как под копирку сделанный одной и той же командой авторов. И можно ли было представить, что именно в этом постылом формате выйдет альбом, лучший в своём направлении и в этом году, и по высоким стандартам жанра в целом? Таков дебют проекта Dukes of the Orient, в который вошли экс-вокалист Asia Джон Пэйн и клавишник Rocket Scientist и Lana Lane Эрик Норландер. Девять треков, из них ни одного «проходного», величественные припевы, узнаваемый голос Пэйна, пышные, но всегда уместные клавишные партии, роскошные гитарные соло сразу трёх мастеров своего дела во главе с Гатри Гоуэном (Steven Wilson, The Aristocrats…). А дело в том, что «Dukes of the Orient» создавался по совершенно другой схеме, чем обычная итальянская мелодик-роковая штамповка. Это материал, который готовился, отбирался, отшлифовывался минимум десять лет. Напомним, что в 2006-м клавишник и основатель Asia Джефф Даунс расстался с Пэйном ради воссоединения классического состава. Оставшиеся не у дел Джон Пэйн, Гатри Гоуэн и барабанщик Джей Шеллен собрали проект GPS, записавший в том же году альбом «Window to the Soul», а вот продолжения пришлось ждать долго… У Пэйна возникли иные дела – по соглашению с экс-коллегами он стал выступать под вывеской Asia Featuring John Payne, играя хиты и своего, и уэттоновского периодов. Выступая с этим проектом и всевозможными «трибьютами классическому року», Пэйн занимался новым материалом только урывками. Сменилось несколько гитаристов – кроме Гатри, это Джефф Коллман, Мони Скариа и Брюс Булье, все они «отметились» на «Dukes of the Orient». Барабанщик – по-прежнему Джей Шеллен, а за клавишными в команде сперва был Рю Окумото из Spock’s Beard, его сменил ещё один человек из мира прог-рока – Эрик Норландер. Это оказалось крайне удачное сочетание, Джон и Эрик явно мыслят на одной волне. В каком-то смысле они заново прошли тот же путь, что и участники оригинальной Asia – опираясь на опыт прогрессива, создали музыку легкодоступную, но без примитива. Её можно и от души подпевать, и вслушиваться в инструментальные красоты. Есть в ней и намёки на оригинальную «Азию» – «Amor Vincit Omnia» вызывает в памяти «Solitary Man», «Time Waits For No One» – «Don’t Cry», а в «Seasons Will Change» Шеллен воспроизводит скупой аккуратный бит «Капамы». Есть и своё лицо – это и раскрывшийся как никогда прежде чувственный голос Пэйна, и клавишные Норландера, гораздо более пышные и многоцветные, чем у Даунса. Тот – скорее мастер саундскейпов и текстур, он не очень любит выделяться, а Эрик – типичный склонный к синтезаторному блеску виртуоз уэйкмановской школы. Если выбирать из хорошего – совершенное, то это, наверное, «Seasons Will Change» с роскошным припевом, бесстрастным битом а-ля «Капама» (так произносят носители языка имя-фамилию Карла Палмера, – прим. ред.) и нежнейшей концовкой с гитарой в духе Брайана Мэя, и прог-АОРовый эпик «Give Another Reason» с отголосками Manfred Mann’s Earth Band в средней части.
Есть и ещё один повод сказать «спасибо» Джону Пэйну. Изначально он собирался выпустить альбом под вывеской «Пэйновской Азии», но пока шла работа, ушёл из жизни Джон Уэттон. Из уважения к его памяти проект и переименовался в «Герцогов Востока». В ситуации, когда рокеры готовы на все тяжкие ради громкого имени, такое благородство восхищает.
Рецензия опубликована в #84
AOR
Frontiers