Sons of Apollo «MMXX» (2020)
Повторю мысль, уже высказанную в интервью. Второй альбом для супергруппы – это всегда ловушка, фэны уже удовлетворили любопытство на тему «а что эти пятеро сделают вместе», чтобы их удержать, нужна некая «добавленная стоимость», то, что делает сумму больше, чем слагаемые, пресловутая групповая «химия». Декларируя отсутствие стилевых изменений по отношению к первому альбому, Майк Портной и Ко. (извините, но именно так эта группа будет восприниматься отныне и всегда) как бы утверждают, что первая цель достигнута и нужно только развить существующий успех. Для современного прогрессива декларация некого явления, подменяющая само явление – дело типичное, но не думалось, что дойдёт до лидеров жанра. При этом если слушать альбом, так сказать, разбирая по косточкам, то вообще дурного слова не скажешь! От блистательного гитарного вступления Рона «Бамблфута» Тала в «Goodbye Divinity» до клавишной коды Дерека Шериньяна (с тем самым переходом из минора в мажор) в заключительном «магнум опусе» «New World Today», где Джефф Скотт Сото спел ни много ни мало как о проблемах всего Земного шара, – диск крепок, силён, убедителен, отлично записан. Голос Сото звучит мужественно и узнаваемо, Шериньян виртуозно солирует в своей излюбленной манере «клавишные в роли гитары», от Бамблфута, конечно, ждёшь хоть чуть-чуть «фриковости», но её он оставил для сольников, а тут всё серьёзно, как на работе… Как на работе? Видимо, в этом главная проблема – здесь ничто не звучит как рождённое по озарению, и сама идея Sons of Apollo, как вы помните, состояла в том, что Шериньян наконец убедил Портного «вернуть себе прогметаллический трон», а не в том, что он подкупил его некоей невероятной музыкой, новым видением или даже просто «взял на слабо»… Отсутствие этого видения приводит к тому, что Sons of Apollo стремятся стать сразу всем – тут и мелодичность, и отсылки к хард-року а-ля Deep Purple, и «грувовые» гитарные партии в духе Dream Theater периода «Train of Thought», и прогрессив-эпик, и баллада… Кстати, баллада «Desolate July» слушается чуть живее остальных – её выделяет из общего ряда конкретика темы, вещь посвящена погибшему в автокатастрофе бас-гитаристу группы Adrenaline Mob Дэвиду Заблидовски, и Сото поёт её с глубоким чувством… К сожалению, остальные работы Джеффа как текстовика и певца не так впечатляют; каждая вещь – это ворох туманных образов, которые так ни во что и не складываются, а его голос, один из самых узнаваемых в роке, теряется в гитарном гуле. То ли Сото в этой компании оказался в роли «мальчика на побегушках» (а ведь он прославился ещё в 1984-м, когда до выхода дебюта Dream Theater оставалось пять лет!), то ли прог-метал – всё-таки не его стезя, то ли проблема в диапазоне – он баритон, в отличие от тенора ЛаБри, который, особенно в былые годы, легко прорезал всю эту стену звука. Но и Сото способен петь иначе – вспомним его участие в трибьют-группе Queen! Почему же ему не удалось раскрыться здесь? Вопросы, одни вопросы, главный из которых – когда же «блудный сын» Майк попросится обратно в свою группу…
heavy/progmetal
InsideOut Music