Пи Джей Харви на фестивале Ahmad Tea: Песни надежды и разрушения
Ассоциируется ли у вас с Англией имя Ахмад? Вряд ли. А если это марка чая? Тогда другое дело. В России эта фирма имеет крепкие позиции и позволяет себе вкладываться не только в прямую рекламу своего продукта, но и в культурные события. Таким стал основанный в 2011-м году опен-эйр «Ahmad Tea Music Festival».
Каждый год в середине июня в парке «Музеон» у Центрального дома художников собираются команды, в основном современной направленности – брит-поп, пост-панк, инди-рок, – и исключительно британского происхождения. Отечественного «разогрева» вы здесь не услышите, как и команд категории «ретро» или «легенды рока». Например, год назад здесь играли культовые The Libertines, а четыре года назад – Anthony and the Johnsons. На этот раз в гости к «Ахмаду» приезжала певица, чья известность переходит рамки жанров – Пи Джей Харви. Автор-исполнитель, певица и гитаристка, муза Ника Кейва, член Ордена Британской империи, чья блистательная карьера стартовала еще в начале 90-х вопреки (а может, и благодаря) волне гранджа, и оставалась, в отличие от многих сверкнувших в то время звёзд, стабильной все годы.
Перед Полли Джин, однако, публике предстояло услышать еще две команды, представляющие те или иные стороны британского инди-рока: Django Django и The Maccabees. Но в полной мере понять творчество «Дважды Джанго» не удалось, поскольку ровно в 18.30, минута в минуту к их выходу на сцену, небеса разверзлись и грянул ливень. Вместе с британской музыкой артисты привезли и британскую погоду. Молодежь под стеной воды разбегалась кто куда, козырек ЦДХ оказался большей частью за фестивальной оградой, и лишь кусочек его выступал наружу. Там спряталась в вынужденном удалении публика.
На фестивале, кстати, был аншлаг, все билеты проданы, и трудно объяснить это популярностью одной лишь Харви. Возможно, фестиваль просто стал качественным событием… На небольшом пространстве между ЦДХ и набережной Москвы-реки расположились бесчисленные закусочные с шаурмой всех народов мира, перед сценой были уютно раскиданы пуфики, вмиг ставшие ненужными, зато несколько палаток, где бесплатно раздавали горячий чай в стаканчиках, в такую погоду буквально спасали.
К выступлению The Maccabees дождь, казалось бы, подустал… Британцы играют с 2004 года, выпустили четыре альбома, и у них даже есть хиты, которым подпевала публика. Назвались они в честь ветхозаветных Маккавеев, лидеров восстания в Иудее, но ничего религиозного в этой группе нет. Обычный британский инди-рок, где много исступлённого драйва, аккордного «навала» и эмоционального выкрикивания одних и те же даже не припевов, а просто хлестких фраз, по одной-две на всю песню. Это их старание легко захватывает, но быстро отпускает. Лишь пара вещей выделялись благодаря игре клавишных – любопытно, что клавишница группы спряталась в глубине сцены, сидя боком к барабанщику. Кто-то даже предположил, что ее партии идут в записи…
К середине сета The Maccabees ливень, вроде бы поутихший, превратился в грозу. Небо прорезали молнии, порой по несколько сразу, и каждому такому «фейерверку» публика аплодировала не меньше, чем песням со сцены. Праздник, свобода, приключение!
Еще полчаса, и, наконец, под барабанный бой на сцену выходит… нет, не группа – настоящий ансамбль под управлением Пи Джей Харви! Всего аж девять человек: духовая секция, скрипка, клавишные, несколько перкуссионистов, вдобавок музыканты менялись ролями, переключаясь с одного инструмента на другой. В команде ее – вечный соратник Джон Периш и Мик Харви, известный по группе Ника Кейва. А сама Харви, с саксофоном в руках, скромно стояла позади, и лишь в середине первой песни она вышла на передний план, и стало ясно – перед нами та самая рок-звезда, кумир просвещенных меломанов и продвинутых дев, которую равно любят и альтернативщики, и арт-рокеры…
Пи Джей Харви – настоящая рок-дива, красивая своей неправильной красотой, в рискованной мини-юбке, трогательная, трепетная, всеобъемлющая, смелая… да еще и с саксофоном! Не от мира сего, да, но очень близкая. Даже тучи почти развела руками, чуть-чуть не хватило – но гроза была прекрасной декорацией к этому внешне довольно скромному шоу. Ее песни полны сострадания и любви к нам, ко всем людям, и к каждому в отдельности. Грустные сказки с не всегда счастливыми концовками. Полубаллады, полугоспел, немного блюза, мелодии с ярмарки и рок-хиты…
Те, кто застал прошлый концерт восьмилетней давности во МХАТе, рассказывают, что, кроме самой персоны Полли, между тем и нынешним не было ничего общего. Тогда Полли пела, аккомпанируя себе на рояле, сейчас – полнокровное звучание брасс-рокового бэнда. А сетлисты пересекаются лишь в трёх песнях. Всё внимание, аж десять песен из семнадцати – новому, вышедшему в этом году диску Харви «The Hope Six Demolition Project». В нём артистка погрузилась в проблемы современного мира, и прежде всего Америки, выступив в роли, как говорил ее далёкий предшественник Фил Окс, «поющего журналиста». В сети есть признания незадачливого американца, который целый день возил Пи Джей Харви по стрёмным местам Вашингтона, так и не догадавшись, что помогал рок-знаменитости. А певица всё записывала что-то в блокнотик… «Hope Six» — так называется американский проект по сносу зданий в неблагополучных районах. Но, по мысли Харви, в новой утопии не всем найдется место…
Слушатели вряд ли уловили в деталях месседж Харви, но в музыке британской певицы был слышен образ изучаемой ей Америки: гордой и могучей, дряхлеющей и рождающейся вновь. Поэтому — и звучание, где есть и джаз, и соул, и «корневая музыка», и гитара-«сигарбокс»… В ней было больше не от мятежного барда, а от госпел-певицы… Она обращается не к внутренним переживаниям, в ее голосе звучит и боль, и радость целой страны и даже мира. Наверное, поэтому Пи Джей Харви и заняла своё особое место в плеяде рок-див, и публика, вымокшая и уже порядком замерзшая, слушала ее, забыв о холоде и о времени, до одиннадцати вечера…
Сетлист Пи Джей Харви: Chain of Keys, The Ministry of Defence, The Community of Hope, The Orange Monkey, A Line in the Sand, Let England Shake, The Words That Maketh Murder, The Glorious Land, Medicinals, When Under Ether, Dollar Dollar, The Wheel, The Ministry of Social Affairs, 50ft Queenie, Down by the Water, To Bring You My Love, River Anacostia.
Владимир ИМПАЛЕР
Елена САВИЦКАЯ
Фото — Владимир Импалер.
Благодарим Яна Воронова (Ahmad Tea Festival) за аккредитацию.
Репортаж с Ahmad Tea Festival’2015: http://inrock.ru/live_reports/ahmad_festival_2015
18-06-2016
Москва
Парк «Музеон»