Мельница: Пробуждение «Химеры»
Ноябрь 16, 2016
Катерина Межекова (21 статей)
Поделиться

Мельница: Пробуждение «Химеры»

Лет 17 назад мне посчастливилось побывать на концерте в маленьком клубе, затерянном в переулках Москвы, где выступала Хелависа, уже известная в кругах ролевиков и толкиенистов, с фолк-группой, состоящей из музыкантов коллектива «Тиль Уленшпигель». Даже название на афише еще было старое, а вот группа была уже новая. Так началась «Мельница».

Потом было много таких маленьких уютных концертов с удивительной дружеской атмосферой, где все друг другу рады, где перед сценой танцуют ирландские танцы, куда ходят особенные ясноглазые девушки в красивых юбках и с дьяволятами в глазах. Теперь «Мельница» играет на стадионах перед многотысячной толпой, среди зрителей стало еще больше ясноглазых девушек в красивых корсетах и юбках, некоторые уже с детьми, но эта неповторимая атмосфера первых концертов в кругу друзей осталась в памяти навсегда. И кстати, не у меня одной.

То незримое содружество превратилось в сплоченный коллектив — фан-клуб группы. Он регулярно радует музыкантов сюрпризами: то надувной дирижабль над толпой запустит, то китов пускает плавать по рядам, тоже, конечно, надувных.
Так было и на презентации нового альбома «Химера». Светящиеся проростки «Голубой травы», особенные аплодисменты, вернее, ритмическое упражнение между музыкантами и залом, на песне «Анестезия», а почти в финале концерта, на песне «Любовь во время зимы» в первых рядах шёл снег…



Выход новой пластинки «Мельница» отмечала аж четырьмя концертами – по два дня в Москве и Санкт-Петербурге, после двух столиц последовал концерт в Киеве, дальше — тур по России. За оба дня в каждом городе весь материал «Химеры» был сыгран полностью. Новые песни и уже известные композиции были заботливо вплетены в общую канву, и поклонники получили в награду целое двухчасовое шоу.

Московский «YotaSpace» был забит полностью. А на сцене вместе с музыкантами находился новый, седьмой, участник группы – сама Химера! Металлическая микрофонная стойка, словно вдохновленная эскизами Гигера, на самом деле была придумана и сделана друзьями группы, мастерами из московской артели «Кречет». Она выглядела вполне одушевленной и замечательно дополняла всё происходящее!



Новый альбом группы не только открывает новые главы в энциклопедии мифических существ «Мельницы», но и показывает богатую интересными находками музыку. Это и «цеппелиновский» строй DADGAD, и соединение волынки и гитарного смычка, к примеру, в песнях «Тристан и «Обряд». Однако и старый материал звучит хорошо. За 17 лет многие аранжировки усовершенствовались, и в каждой композиции видно, как тщательно и внимательно работают музыканты со звуком, привнося в звучание группы частицы своей музыкальной личности. Доказательство — сольные выходы практически всех участников группы. Из них стоит отметить не только соло на арфе Натальи О’Шей, гитарные — Сергея Вишнякова, виолончельные — Алексея Орлова, но и выделенные в отдельные номера выход на флейте Дмитрия Каргина и бенефис на барабанах Дмитрия Фролова, неспроста выступавшего в футболке с «BonzoBash 2015»!



Самые свежие песни «Мельницы» стали музыкально богаче, сочнее, при растущей литературной насыщенности текстов, которые уже давно перестали быть просто текстами. Например, венчающая «Химеру» композиция «Список кораблей» – прекрасный пример поэзии, где есть ассоциации и с Гомером, и с Мандельштамом, и с Лоркой, но при этом что-то внутри, отличающее только тексты «Мельницы».

Мне удалось побывать на втором дне презентации в Москве. В первый день было обещано более мягкое звучание, с участием таких приглашенных музыкантов, как скрипач Артем Якушенко («Белый Острог»/Two Siberians) и струнного квартета Main Strings, а во второй день ожидался уже полный рок-н-ролл с небольшим сюрпризом. Какой же это был сюрприз? Из «гостей» — Михаил Смирнов, сын гитариста Ивана Смирнова. Михаил сыграл на аккордеоне в «Бесе джиги», открывавшей концерт, и, уже ближе к финалу — в композиции «Любовь во время зимы». К сожалению, чудо появления Бориса Гребенщикова в песне «Черный дрозд» не случилось, хотя его никто и не обещал, просто это был бы редкий подарок слушателям – дуэт Хелависы и БГ живьем!



Ну, а в чём же обещанный сюрприз? Он произошел, когда весь сет был уже почти сыгран. Звучит песня «Никогда», и на сценой с самого потолка спускаются два черных отреза материи. А затем под куполом выходит танцевать на веревках прима цирка Запашных, народная артистка Лена Петрикова! Вот оно, соединение цирка и рок-н-ролла, о котором говорила Хелависа в своем недавнем интервью «ИнРоку». Этот полет – то самое хождение по грани! В песне «Никогда» есть такие слова:

«Так дай же мне воздух – я стану тебе крылом
Я дам тебе бурю и, может быть, даже грозу
Твое время течет за мной, как расплавленное стекло,
Мои сны о тебе далеко остались внизу».



И кульминационный момент концерта, даже для самой Хелависы — это невероятный по силе момент, когда рука Лены Петриковой сверху в полете соединилась с рукой Хелависы, стоявшей на сцене. Совсем как в известной картине Микеланджело. Это «Сотворение мира», объединившее цирковое и рокерское шоу, было и правда незабываемым!


Хочется пожелать группе удачи! Ведь «Мельница» – явление, уникальное на российской рок-сцене. Её творчество обогащает русский рок мелодиями европейского фолка, а тематика песен заставляет слушателей всё больше расширять свой кругозор. От сказки к сказке, от альбома к альбому в песнях «Мельницы» герои ищут свою любовь, борются со злом, встречаются с проделками дракона, змея, волка, лисицы-оборотня и тому подобных персонажей. В сегодняшней ожесточающей действительности люди не перестают любить сказки, и это объединяет всех, кто давно слушает или только открыл для себя музыку «Мельницы».


Сетлист 27 октября: Бес джиги, Голубая трава, Волчья луна, Дорога сна, Дороги, Витраж, Зов крови, Ночная кобыла, Шаман, соло на барабанах, Дракон (акустика), Обряд, Кицунэ, Огонь, соло на флейте, Черный дрозд, Тристан, Колесо, Ветер, Любовь во время зимы, Никогда (акробатический номер), Анестезия, Господин горных дорог, Прощай.

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.

Общее впечатление

Москва, клуб YotaSpace
27 октября 2016 г.

Катерина Межекова

Катерина Межекова