Garmarna & Meszecsinka: Песни севера и юга
В феврале в клубно-концертной жизни российских столиц произошло событие, может быть, и не особо массовое, но весьма знаковое. В Москве и Петербурге выступила шведская группа Garmarna, предмет культа местных любителей скандинавской культуры, да и вообще формация достаточно загадочная и овеянная легендами.
Коллектив даёт концерты достаточно редко, а уж о его приезде в Россию несколько лет назад можно было лишь мечтать. Но маститые Garmarna приехали, захватив в компанию молодую венгерскую команду Meszecsinka, выполнившую роль отнюдь не «разогрева», а достойного компаньона в этом двойном фолк-рок-сете.
Meszecsinka (произносится как «Месечинка», что означает «маленький месяц», можно сказать, «Месячишко») – ансамбль из Будапешта, исполняющий музыку многих народов Европы. Сам коллектив интернационален: певица Аннамария Олах родом из Венгрии, клавишник Эмиль Бильярский – из Болгарии, басист Арпад Вайдович – из Хорватии, а ударник Давид Кроликовский – из Польши. С командой в качестве гостя сотрудничает ещё и гитарист переехавших некоторое время назад в Будапешт «Детей Пикассо» Карен Арутюнян, однако на российских концертах его не было. Роль «переводчика» взял на себя клавишник Эмиль, который тоже долгое время прожил в Москве. Он свободно общался с залом по-русски, объясняя содержание песен и рассказывая о группе.
Meszecsinka сразу захватили слушателя своей гиперэмоциональностью: может быть, дело в том, что в жилах вокалистки течёт цыганская кровь? Во всяком случае, венгерские, цыганские, сербскохорватские и венгерские напевы звучали и с надрывом, свойственным «вольным детям степей», и с истинно роковым драйвом. Аннамария не жалела голоса, переходя от нежного пения к чуть ли не скримингу и крику на расщеплённых связках. «Просто-таки Плант в юбке», – подумалось было, но тут же вспомнилось, что такой эпитет в своё время приходил в голову и по отношению к Гае Арутюнян из «Детей Пикассо». Так что общее между этими командами определённо есть. А вот Роберт Плант не умеет так обольстительно танцевать, да ещё и время от времени играть на флейте. В одной из песен слышались индийские мотивы, а развивалась она подобно раге; изящные движения рук певицы завораживали. Кульминацией же сета стала цыганская песня об изменившей жене и переживаниях мужа. Однако, в отличие от пушкинского «Алеко», здесь закончилось всё хорошо: бурным актом любви, убедительно изображённым вокалисткой с помощью, опять же, голоса и экстатичных телодвижений. Взметающиеся длинные волосы, трепещущие бёдра и улетающий ввысь вопль – всё это не оставляло никаких сомнений в счастливом исходе.
Вышедшая после непродолжительного перерыва Garmarna, напротив, явила собой образец нордической сдержанности. По крайней мере, солистка группы Эмма Хэрделин, одетая в чёрное платье с серебристыми звёздами, была почти неподвижна у микрофона, а во время соло инструменталистов вообще уходила вглубь сцены. Оно и понятно – сложные партии с многочисленными мелизмами, суггестивная мощь баллад требовали сосредоточенности, силы в каждом слове. Впрочем, её коллеги не были столь статичны: скрипач, альтист и исполнитель на колёсной лире (всё в одном лице) Стефан Брисланд-Фернер лихо отплясывал на сцене; ему не уступал и акустический гитарист Готте Рингквист (эти двое чем-то напомнили ребят из нашего «Белого острога»). Скрипку брала в руки и Эмма («Straffad Moder och Dotter», где она играла и пела открытым фолковым голосом), а иногда они со Стефаном образовывали изысканный струнный дуэт. Колёсная же лира – «фирменный» инструмент Garmarna, должным образом подзвученная, создавала монотонный, слегка унылый фон ко многим песням группы. Напомню, что играют на колёсной лире, вертя ручку сбоку деревянного корпуса одной рукой и нажимая клавиши под струнами (числом три) другой. Всё это в сочетании с рок-драйвом и элементами электроники создавало оригинальный и узнаваемый саунд.
Garmarna была создана в 1990 году для исполнения старинной шведской музыки (баллад, крестьянских песен, танцевальных наигрышей), и поначалу звучала почти аутентично. Впрочем, вскоре к народным и рок-инструментам была добавлена электроника, что не всеми «старыми» поклонниками было воспринято однозначно, однако расширило аудиторию коллектива. Последний на данный момент альбом «6» (это всего лишь порядковый номер релиза), вышедший в 2016 году после долгого перерыва, тоже выдержан в этно/трип-хоп/электрофолковой стилистике и даже содержит элементы «гостевого» рэпа! Но эксперименты – это способ оставаться актуальным, не застревая на месте: недаром открывающая пластинку композиция называется «Över Gränsen» («За гранью»). Группа начала концерт композициями с нового альбома («Labyrinth», «Väktaren», «Timmarna» и др.), сделав исключение для «Euchari» с предыдущего диска «Hildegard von Bingen». Все они объединялись мощным электронным битом, звучавшим с подложки – барабанщик Йенс Хёглин накладывал поверх неё хитроумные ломаные ритмы. Публика сразу же погрузилась в танцевальную стихию. Впоследствии электрогитарист Рикард Вестман взял в руки бас-гитару, и звучание стало более роковым. Эмма же выглядела на этом фоне словно ведунья, вещающая некие важные истины о прошлом и будущем.
Вскоре настало время и для погружения в древние времена: длинная баллада «Brun», рассказывающая об истории расправы девушки над притеснявшим её возлюбленным, заставила публику призадуматься о превратностях любви. Ну а «Vänner och Fränder», повествующая о том, как юная девушка сбежала из-под венца, предпочтя богатому королевскому сыну бедного матроса, продемонстрировала, что стремление к независимости было свойственно скандинавским женщинам ещё в Средние века. Хотя главное, пожалуй, в своеобразии и красоте этих северных мелодий, их пластичности, нешаблонном строении, мерцании мажора и минора… и этим они нам близки! Многие слушатели знали не только музыку, но и слова на шведском, подпевая длинным сагам от начала и до конца. Музыканты были этим очень тронуты, а Эмма произнесла немало прочувствованных слов в адрес публики.
Конечно, концерт Garmarna не принёс бы полного удовлетворения, не исполни группа две самые свои (а точнее, древнескандинавские) известные баллады – «Herr Mannelig» и «Herr Holger». Первая у «Гармов» звучит как положено – уныло и сумрачно, в тон этой нравоучительной истории взаимоотношений знатного рыцаря Маннелига и женщины-тролля (известны также метал-версия этой песни у In Extremo и множество других). А вот вторая, рассказывающая о гибели богатого херра Хольгера и его посмертном «возвращении» к жене, напротив, сделана у Garmarna мощно и даже брутально. Видимо, на волне этой «тёмной» энергии инструменталисты «запилили» такую длинную психоделическую коду с солирующей колёсной лирой, что и сами, похоже, не знали, как её завершить. Собравшись полукругом около ударной установки, они что есть сил «долбили» последний аккорд. Но всему на свете приходит конец, пробил час, прозвучала финальная нота. А жаль, ведь душевный концерт Garmarna хотелось бы продлить, чтобы послушать побольше чудесных песен на прекрасном шведском языке. На поклоны вышли музыканты обеих команд, что ещё раз подчеркнуло их общность (при всех различиях) и наверняка стало началом прекрасной дружбы.
В заключение хотелось бы отметить, что клуб ZIL Arena, как и обещал, исправил ситуацию с гардеробом – выход из помещения на сей раз занял не полтора часа, а вполне удобоваримое время. Впрочем, и народу на концерте было не так много, но вполне достаточно для ощущения полноты зала. Надеемся, и в дальнейшем концерты на этой площадке будут комфортными и приятными во всех отношениях.
Елена САВИЦКАЯ
Фото – Владимир Импалер.
Благодарим Олега Коленду («Delta Mekong Concerts») за аккредитацию.
17 февраля 2018 г.
Москва, клуб "ZIL Arena"
Delta Mekong Concerts