«Старый Новый Самайн»-2022: Пир на рубеже миров
Февраль 20, 2022
Наталья Бондарева (37 статей)
Поделиться

«Старый Новый Самайн»-2022: Пир на рубеже миров

Часто так бывает, когда идешь на музыкальный фестиваль поддержать и поснимать одну группу и погружаешься в итоге в происходящее настолько, что из этого получается большой отчет, которым хочется поделиться с читателями. Так случилось с фестивалем «Старый Новый Самайн», на котором мне удалось побывать в третий, завершающий день. О нём и пойдёт речь.

Как ни крути, Новый год мы все ждем с нетерпением не зависимо от возраста. Новогодние каникулы – самое «жаркое» время года для любого артиста и промоутера. Каких только Ёлок и рождественских фестивалей народ не придумывает в эти дни: хэви-металлические, акустические, готические, дарк-металлические, индастриальные, фолковые! На любой вкус и цвет, как говорится. Главное, чтобы разрешили их провести.

Многие мероприятия ушедшего 2021 года либо были отменены, либо перенесены на неопределенный срок по известным всем обстоятельствам (ковид-ограничения, похоже, еще долго не снимут). Этой участи не смог избежать и фестиваль кельтской музыки «Старый новый Самайн», который изначально должен был пройти в московском клубе «Glastonberry» с 29 по 31 октября 2021 года, но в итоге состоялся полтора месяца спустя, с 15 по 17 января. Это, к слову, был уже 23-й по счету фестиваль! Собственно, он и поставил хорошую жирную точку в отмечании новогодних праздников. Ведь Самайн в древние времена был для некоторых народов подобием Нового года. Его праздновали в момент, когда все полевые работы текущего года были окончены и начиналась подготовка к новому сезону, старая луна сменялась новой, а в мир людей выходила всякая нечистая сила в образе рогатых чертей и бесов. Ведь не зря гласит народная мудрость: нельзя встретить что-то новое, не отпустив старое! Сейчас Самайн празднуют в ночь с 31 октября на 1 ноября. В бесов уже ни кто не верит, а вот традиция отмечать трехдневный праздник весело, с песнями и плясками да в ярких костюмах – осталась.

Перенос фестиваля и болезни артистов внесли свои коррективы в финальный список выступающих коллективов. Так, например, вместо анонсированного ранее «Дома Ветров» выступила группа «Марко Поло», но, судя по отзывам, такой замене многие зрители были даже рады. Всего же за три дня фестиваля выступило 18 групп, приехавших из разных концов нашей страны, общее число музыкантов перевалило за 80 человек.
Для такого масштабного фестиваля были задействованы оба зала клуба и даже паб на первом этаже. Каждая площадка имела своё название, и музыканты там выступали максимально подходящие друг к другу по стилистике. Почти за месяц до мероприятия был объявлен полный sold out на субботу, 15 января, что не могло не радовать. Думаю, в другие дни людей было не сильно меньше.

Большой зал назывался «Холмы». В первый день там выступали Wallace Band, Folk Fiction и «Марко Поло»; во второй – Green Guard, Random Reel и «Тинтал»; в третий – The WeWills, «Хмельная Ворга» и Teufelstanz.
Малый зал был назван «Лес». Здесь в первый день отыграли «Братья Котелки», Duo Ro и Telenn Gward; во второй: Stella Maris Revival, «Приятели покойного» и «Зеленые рукава»; в третий – FoxesFoxes, Azagra и Smorodina Reka.
В пабе на первом этаже уютно разместилась кожевенная мастерская, где каждый желающий мог сделать себе сувенир на память, там же можно было поиграть в настольные средневековые игры или погадать на рунах. Там же, завершая фестиваль, под музыку сделанной вручную «кибершарманки» выступил Боцман Дэн (Дэн Субботин, ex. Green Crow), но до его выступления мало кто «дожил».

Кроме этого, в Большом зале расположилась ярмарка мастеров, которые в широком ассортименте представляли изготовленные своими руками различные игрушки и украшения из дерева, камня, металла, ткани, перьев и прочей красоты. Здесь же всем желающим могли нанести тематический аквагрим. Еще задолго до начала фестиваля организаторы объявили конкурс на лучший образ гостей. В отличие от Russian Woodstock, на «Самайне» было большое количество зрителей в образе. В зале присутствовали эльфы, рогатые демоны, викинги, ведьмы, колдуньи и прочая ряженая «нечисть», были даже герои фильма «Аватар». Как и положено на кельтских праздниках, многие мужчины были в килтах, включая ведущего Федора Воскресенского («Тинтал»), а девушки – в клетчатых юбках и белых гольфиках.

Три дня улыбок и отличного настроения, ирландских танцев и хороводов, море выпитых кружек пива и эля и нескончаемой музыки – это и есть «Старый новый Самайн». Как я уже отметила, на фестиваль мне удалось попасть только на один день. Чувство праздника появлялось ещё на подходе к клубу: на входе образовалась небольшая очередь из людей в непривычных одеждах. «Музыканты, наверное», – подумала я, вставая в конец. Захожу вовнутрь, и – как в сказку попала! А там таких уже много собралось… Вечер перестаёт быть томным.

Пройдя на входе всю процедуру проверки температуры и наличия маски, поднимаюсь наверх, где в зале «Лес» уже настраивались FoxesFoxes. Интересный квартет, исполняющий старые кельтские народные песни в своей обработке с приятным женским вокалом. Тексты, как и у большинства песен этого жанра, посвящены несчастной любви, непутёвым парням, которые все время попадают в различные курьёзные истории, про королей и просто весёлые истории обо всём и ни о чём из тех далеких времён.

Параллельно в большом зале уже готовились к выходу музыканты из The WeWills. Сюжеты их песен были всё те же, но выступали они с ещё большим задором и драйвом, собравшим в себя все лучшее из англо-ирландского фолка разных времен с элементами панка, нью-вэйва и рок-н-ролла. Искрометный юмор вокалиста группы Станислава Юхно не давал расслабиться ни на минутку. Каждая исполняемая песня непременно сопровождалась предысторией к ней. Как сказал ведущий: «Эти ребята исполняют настоящий ирландский фольклор, который вы не услышите в пабах для туристов. Его играют только в настоящих пабах ‘для своих'». Одну песню они исполнили вместе с Боцманом Дэном, который, как и положено морскому волку, вышел в тельняшке с бутылкой рома пива в руке.

Музыка шла нон-стопом. Пока на одной сцене играла одна группа, на другой вторая, настроившись, уже выходила на сцену. Приходилось бегать туда-сюда, чтобы не пропустить что-то интересное. Итак, на малой сцене появилось трио Azagra, с весьма колоритным вокалистом Михаилом Журавлевым, исполняющая мощный и задорный кантри в связке с ирландским фолком. Перед сценой по умолчанию было оставлено свободное место, чтобы все желающие могли спокойно потанцевать. А танцевали охотно – парами, тройками, по одиночке, весело чеканя ногами классические ирландские танцы в такт музыке.

Вечер набирал обороты, и на сцену зала «Холмы» вышла группа из Казани «Хмельная Ворга». Бешеная энергетика, исходившая от музыкантов, просто сбивала с ног, которые так и рвались в пляс или поводить хоровод. Звуки флейты, скрипки, баяна и гитар хитро сплелись в настоящий древний славяно-скандинавский эпос. Группа поет не только на русском, но и на древних языках Европы и Скандинавии, затрагивая иногда самые животрепещущие темы, а сказочные сюжеты про эльфов и царей обходя стороной. Как и положено в стиле, каждая песня имела свою предысторию – в основном из реальной жизни.

Взбодрившись танцами на «Хмельной Ворге», публика потихоньку начала занимать места в зале «Лес», где в это время на сцену уже вышли музыканты из Smorodina Reka с прекрасной Александрой Сидоровой на вокале. Собственно, из-за них то я и попала на «Старый Новый Самайн». Чтобы зрители полностью прониклись музыкой, в зале был приглушен свет, все стянулись поближе к сцене и впали в легкий транс под звуки акустических гитар, скрипки и шаманского бубна, который дополнял чарующий голос вокалистки. Кроме своих песен, группа исполняет и русские народные песни, такие как «Калинка», «Ворон», «Колыбельная», в весьма оригинальной обработке. Группу очень ждали на фестивале и не хотели отпускать со сцены, и ребятам пришлось исполнить на бис ещё пару не запланированных вещей.

Немного переведя дух, иду на финальную группу вечера Teufelstanz, которые уже вышли под бой барабанов и настоящих волынок на окутанную дымом Большую сцену. Одна волынка – это круто, но когда на сцене их сразу три, это что-то потрясающее, причём на одной из них играет обворожительная белокурая Рапунцель. На сцене и в зале творилось какое-то фолк-безумие – волынки, барабаны, флейты и гитары, тематические шутки и пение хором всем залом. Количество адреналина и эндорфинов просто зашкаливало. Пели и играли в основном, конечно же, песни про викингов, пиво, королей, про тех же непутевых парней и морские приключения. На песне «Spanish Ladies» «Тойфели» умудрились посадить почти весь зал на пол, чтобы в такт музыке грести вёслами на импровизированном дракаре и при этом ещё и подпевать! Такого на нашей сцене точно никто не делал. Максимум могли посадить публику на корточки перед прыжком вверх, и всё…

Все хорошее рано или поздно заканчивается. Вот и незаметно пролетел трёхдневный фестиваль кельтской музыки «Старый Новый Самайн». Старый год проводили, а Новый встретили по всем правилам славянской и кельтской культуры. Впереди нас ждут новые фестивали концерты. Берегите себя! Увидимся на страницах журнала и сайта!

Наталья БОНДАРЕВА
Фото автора.
Выражаю большую благодарность Александре Сидоровой за помощь с аккредитацией.

Полный репортаж: 

Ещё более полный: https://vk.com/album-2548741_282935207

Общее впечатление

17 января 2022 г.
Москва, клуб "Glastonberry"

Наталья Бондарева

Наталья Бондарева