«Очелье Сороки», Nytt Land: На Север и немного вбок
Декабрь 3, 2022
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

«Очелье Сороки», Nytt Land: На Север и немного вбок

Ровные удары в бубен, пронзительный женский вокал, переходящий в шёпот, протяжные звуки малознакомых народных инструментов… Кажется, удел такой музыки – крохотные клубы и узкий круг ценителей, но нет: больше полутысячи фэнов в полном клубе «Агломерат» с восторгом приветствуют артистов, причём это не западные звёзды, а российские «самородки»: московская команда «Очелье сороки» и Nytt Land из Сибири. Обе они играют неофолк – стиль, оказавшийся сейчас на пике популярности.

Если говорить языком аналитическим, неофолк – направление, ознаменовавшее очередной поворот к фольклору. Причём не какому-нибудь позднему, городскому или хотя бы крестьянско-танцевальному, а как можно более старому и даже архаичному. Не всегда, конечно, это обработки настоящих народных мелодий, могут быть и авторские стилизации, но важна установка на «глубинность». Впрочем, и в самом неофолке есть множество ответвлений, от мрачно-электронно-рокового даркфолка до почти чистой аутентики. Направление интенсивно развивается в Европе – это сверхпопулярные сегодня норвежцы Wardruna, шведы Garmarna и Hedningarna, норвежско-датско-германский Heilung, немцы Faun и другие. Но и у нас есть свои герои – назовём (оставив за скобками фолк-метал) Moon Far Away (Архангельск), Theodor Bastard (Санкт-Петербург — Карелия), проекты этномузыканта Бориса Базурова, «Вилы» Инны Желанной, группы «Волга», «Ва-та-га», «ЯрГа», «Отава Ё», «Очелье Сороки», Nytt Land…

Концерт с участием двух из этих коллективов и удалось посмотреть 19 ноября в московском клубе «Агломерат». «Гвоздём программы» стали Nytt Land, отправившиеся на первые российские гастроли (это был второй концерт в рамках тура), а в её поддержку выступили москвичи «Очелье сороки». Иногда бывает так, что «разогрев» нравится больше хедлайнера, возможно, для авторов репортажа был как раз такой случай… Поэтому напишем про первую группу чуть больше, чем положено по регламенту. Очелье, но без сороки (речь в данном случае не о птице, а о старинном женском головном уборе), было на голове вокалистки группы Ульяны Шулепиной. В наши хипповые времена такие штуки называли хайратниками. Вдохновение музыканты черпают в традициях русского Севера и Скандинавии, исполняя русские и карело-финские народные мелодии в своей достаточно бережной аранжировке. Наше внимание сразу привлекли необычные народные инструменты: две похожие по форме, но отличающиеся по размеру струнные лиры – тальхарпы. Ранее они были весьма распространены в Северной Европе, а сейчас, как говорят знатоки, их можно встретить лишь в глубинках Эстонии и Финляндии.. Что же поделаешь, приходится делать самим! Тальхарпа поменьше, с тремя струнами, басовая, была в руках Ульяны (которая порой переключалась на народные флейты и варган). Побольше, четырёхструнная, мелодическая – у мультиинструменталиста Павла Боева (он также заведовал цитрой и электроникой). Третий участник, барабанщик Александр Брагин, играл не на традиционной ударной установке, а лишь на нескольких томах и перкуссии, но этого было достаточно. Кстати, Брагин сотрудничал с фолк-музыкантом Борисом Базуровым, которого не стало в прошлом году, и как раз на фестивале, который организовывал Борис Базуров («Свояси», 2016), нам уже доводилось слышать «Очелье сороки». Тот фестиваль проходил в камерной обстановке, в концертном зале Геологического музея, и выступление было более традиционно-фолковым. На сей раз звучание было помощнее: две «подключённые» тальхарпы то наигрывали заунывный контрапункт к вокалу, то наяривали не хуже электрогитар, барабаны создавали шаманский бит, звонкое бряцанье цитры отдавалось в ушах, протяжные тоны электроники присутствовали незримо, но ощутимо… Основой 40-минутного сета стали песни из альбомов «Северное царство» (2015) и «Истое» (2018) – пока что в арсенале группы только два релиза. Музыка даже в самые весёлые моменты звучала с некой затаённой печалью, переходящей в экзистенциальную тоску. У Ульяны Шулепиной хорошо поставленный народный вокал, она владеет разными приёмами, традициями и даже диалектами. Но её исполнение не было тщательным воспроизведением напевов из учебника народного творчества. Это были живые песни, настоящие, подлинные; для них современная обработка стала лишь тем самым «очельем», в котором по-новому заиграла их красота.

Хедлайнеры вечера, сибиряки Nytt Land – группа достаточно известная среди поклонников неофолка, несмотря на свою отдалённость от «центров». Родом Nytt Land (в переводе со шведского и норвежского – «Новая земля» или «Новая страна») из города Калачинск Омской области. А значит, к земле (новой или старой) они ещё ближе, как и к посконной рок-н-ролльной сущности. Всем известно, что Омск силён своими рок-традициями, и Nytt Land в какой-то степени их продолжают, несмотря на стилистическую несхожесть. Хотя это как посмотреть! Костяк группы – супружеская чета Натальи и Анатолия Пахаленко, всё исполняют и записывают они сами на студии «Kolhoz Record», правда, выходят альбомы на Napalm Records и прочих западных лейблах, а выступает коллектив в основном на зарубежных фестивалях соответствующей направленности. Тур «Blood of the North» стал первой большой поездкой омичей по России. Идейная подоплёка музыки Nytt Land – сочетание «скандинавского мифа и сибирского эпоса», их в равной степени интересуют легенды хантов (один из коренных народов Западной Сибири) и миф о Рагнарёке, а оригинальными деталями саунда являются использование горлового пения (им владеют и Наталья, и Анатолий) и некий уклон в неошаманизм. В арсенале группы, основанной в 2013 году, уже почти десяток релизов разного формата. В ноябре 2022 года вышел очередной EP «Ritual: Blood of the West», ставший, в свою очередь, довольно неожиданным блюзово-готическим переосмыслением прошлогоднего тру-неофолкового альбома «Rutial». Собственно, песни с него и легли в основу туровой программы…

Утверждать, что это именно Ритуал (вот так, с большой буквы), мы не берёмся, но публику в транс их действо вводило. Сцену к тому моменту уже полностью заволокло дымом, так что видно было только фронтвумен – в балахоне с капюшоном и бело-коричнево-чёрной раскраской на лице она напоминала не то шамана, не то инопланетное существо, в общем, что-то не от мира сего. Сходства с шаманом как посредником между мирами придавал и большой бубен в руках Натальи – как известно, инструмент, способный помочь в общении с духами предков. Остальные два участника (был ещё барабанщик, имя которого скрыла история) сидели почти чуть поотдаль в полном тумане, лишь иногда были видны струнные инструменты в руках Анатолия Пахаленко (та же тальхарпа или йоухикко, в общем, нечто явно самодельное) и задрапированная белой тканью ударная установка. Заунывный мотив смычковой лиры больше всего запомнился в композиции «Blood of the North»,  без которой сложно было бы представить одноимённый тур. Конечно, большое впечатление произвёл голос Натальи – это, и, как уже говорилось, низкое, почти утробное горловое пение, и переливы-йодли, и чистый вокал, и выкрики, всхлипы, ухания… Впрочем, порой трудно было разобрать, какая часть обертонов, бормотаний и ворчания идёт от мужской части группы. Поёт же Nytt Land, как утверждается, на древнескандинавском языке, что довольно трудно проверить за незнанием оного. Очевидно же было то, что большая часть электронных звучаний шла с ноутбука, что немного сбивало с восприятия концерта как живого музыкального действа. Забавно, что когда во время первой песни у Nytt Land завёлся фидбек, это показалось частью саунда, пока сами музыканты не попросили звукорежиссёра убрать «наводки».

У Nytt Land, безусловно, есть своё сочетание экзотических тембров и монотонных ритмов, способных ввести в транс. Но в целом их выступление показалось довольно однообразным и как бы сливающимся в одну большую композицию (что не есть плохо, просто не надо слушать так много прогрессива). Публике же, готовой к такого рода музыке и находившейся в правильном настрое, всё было в кайф – можно было видеть танцующих с закрытыми глазами, покачивавшихся в такт музыке людей, многие из которых были одеты соответствующе – в готические и фолк-прикиды, а у одной девушки был совершенно потрясающий головной убор с «рогами» из веток. Почти как у Heilung, но на русский лад.

Напоследок пару слов о месте проведения концерта. В клубе «Агломерат» довелось побывать впервые. Это довольно просторный зал недалеко от «Курской», звук по таким концертам оценить сложно, но в целом слушалось нормально. Сам клуб располагается на втором этаже какого-то привокзального ангара, а на первом в этот же день шла рэп-вечеринка, оглушительные звуки которой довольно заметно просачивались через пол, особенно басы. Но, в конце концов, это тоже вид первобытной культуры…

Владимир МИЛОВИДОВ
Елена САВИЦКАЯ
Фото – Владимир Миловидов.

Все фотографии — 

или https://vk.com/album2483887_287106901

Общее впечатление

Москва, клуб «Агломерат»
19 ноября 2022 года

Елена Савицкая

Елена Савицкая