Юрий Русланов (YUR Fest): Фестиваль Юрского периода
«Волнуюсь, как мальчик! Давно я не играл сольно. Наверное, всю жизнь!» – сказал Юрий Русланов, начиная свой небольшой сет на фестивале YUR Fest, прошедшем 26 сентября в клубе «Меццо-форте». Каким окажется творчество музыканта, который более 20 лет был знаком публике исключительно по «Оргии Праведников»? Ради этого стоило прийти в «Меццо-форте»!
Стоит пояснить, в чём, собственно, драма – ведь ушёл лишь один из музыкантов, да и смены состава случались в ней прежде (правда, исключительно за барабанной установкой, и Александр Ветхов неизменно возвращался после своих «интрижек» с поп-артистами). Но настолько уже в голове сформировался образ «Оргии праведников» как команды, где один за всех, а все за одного, где между музыкантами – не рабочие отношения, а некий алхимический неразрывный союз, из которого изъять один из элементов – и разрушится общая формула. И не совсем ясно, как теперь слушать музыку, которую создавали все пятеро, а играют только четверо из них… Но об этом будем думать на концертах самой «Оргии», а пока – сольный дебют Юрия.
Впрочем, само выступление Русланова было не в центре фестиваля, а скорее небольшим бонусом под конец. Основная программа – выступления его учеников и групп, с которыми он работает в школе YUR School. Фактически это типичный «отчётник», который мы привыкли видеть на сценах окрестных ДК, с вручением грамот и с песнями под минус, только педагог здесь – рок-музыкант, и основная масса учеников тоже тяготеет к року. С отчётных выступлений всё и начиналось, но теперь Юрий решил развить их до полноценного фестиваля.
Программа стартовала в шесть вечера, и номера солистов услышать не удалось, как и сеты групп «Сентиментальные идиоты», «Большой ногами» и «Ультравасилий». В сети есть полная видеозапись выступления, но было бы некорректно добавлять в репортаж постфактум рассказы о группах, которые я пропустил.
Из тех, что довелось увидеть воочию, коллектив «Walter Скот» играл нечто в духе «Короля и шута», разве только потяжелее. «Снова кровь прольётся под покровом темноты, ну а следующей жертвой будешь ты!» – небрежным декламативным вокалом фронтмен излагает тексты-страшилки… А песня, посвящённая собаке Баскервилей, явственно отдавала риффом из «Нирваны». «Спасибо, вроде не сильно обо$рались?» – спросили Русланова музыканты после сета. Нормально так, по-панковски!
«Стилистика фестиваля получилась очень разнообразной, – сказал Юрий Русланов. – И следующий участник вас удивит!» В дуэте Pro Beatbox, собравшемся как раз к этому концерту, участвует Иван Траоре и Алексей Битов. Траоре – битбоксер с корнями из Мали (его мама – из Москвы, отец – из Мали, родился и вырос он в нашей стране), он записывался на прошлогоднем альбоме «Оргии Праведников» в треке «Прыгай в огонь», а на сцене он, наверное, единственный, рядом с которым Юрий Русланов не выглядит великаном. «Это очень круто, когда в одном месте собирается очень-очень много разных людей, – сказал Траоре. – Мы покажем весь ареал того, что можно сделать голосом и речевым аппаратом. Сделаем это и живьём,и с помощью наших друзей-луперов, чтобы вы смогли оценить полную палитру битбокса!» Вдвоём со своим русским товарищем по искусству битбокса Алексеем Битовым они выдали прямо-таки огненный сет ритмично-речитативной музыки, которую нечасто услышишь на рок-фестивалях. «Юр-фест! Пуц-пы-пум-пу-пы-пы-пум! Про-Битбокс! Пуц-пы-пум-пуц-пы-пы-пум! Оуррррвввввв…» Звучал драм-н-басс, хаус, раггамаффин… Перед сценой даже начались танцы!
От группы, которая называется «Даин и Выдра», почему-то ждёшь бард-рока, на деле же они продолжают панковскую тему, начатую «Walter Скотом», но мощнее, жестче и рок-н-ролльнее. Панк у них не сказочный, а жизненный. Команда играет уже больше 10 лет, во главе – гитарист/вокалист/геодезист Константин «Даин» Маркович, а кто в группе выдра, неизвестно, хотя из зала кто-то и спрашивал. Есть в ней что-то и от старого доброго «Тайм-аута», и от социального русского рока старой закалки, а в словах прямолинейные панк-гимны («Айда бухать») сочетаются с песнями от лица «одинокого воина», с интонациями, близкими к «Оргии» или, скажем, «Электропартизанам». «Рынок всё порешает, рынок всё порешит»… Интересная команда со своим лицом и с отличными мелодиями; если увидите ещё в программах фестивалей, возьмите на заметку.
Певица Татьяна Мошкова спела под минус пару вещей в духе русской эстрады или «рокапопса». Она училась у Русланова много лет назад, а теперь преподаёт сама. Красивый сильный голос, а музыка на любителя… Если вам нравится поздняя Диана Арбенина или (мало ли вдруг) Полина Гагарина, то и песни Мошковой лягут на душу.
Группу «Бардак» знает своим джемам и хвалит Пётр Кулеш, а он ерунды не посоветует… Команда удивляет уже своим составом: две гитары, банджо (!), бас, ударные и клавишные, плюс один из гитаристов и клавишница – у микрофона, поют они примерно поровну, фронтмен Иван Есин также играет на губной гармошке. Начали с кавера, правда, из незнакомого мне репертуара – «Сделай что хотел» оказалась русским переводом песни «N’oubles Jamais» Джо Кокера, где подражающий Кокеру Есин поёт скорее в духе Жана Сагадеева. Следом прямо-таки сбил с ног опять-таки русскоязычный кавер «I Want Out» Helloween – «Выйди вон». Остальные вещи – авторские, от байкерских кричалок-гимнов до разухабистого кантри, внезапно переходящего в «Прекрасное далёко». Стоит добавить, что «Бардак» играет с 2012 года, у них на счету были единственными, кого в этот вечер вызвали на бис (или, по крайней мере, Юрий Русланов не пресёк их попытку выйти на бис). Как говорится, дико, но симпатично! Музыка «Бардака» выдаёт глубокое знание западного хард- и блюз-рока, не выражающееся при этом в прямолинейном копировании кого-то из кумиров. Даже наоборот – нарочитое отсутствие пиетета к ним. Они будто играют в рок-пафос, одновременно его пародируя. В своей стилевой смелости («В нашем следующем альбоме не будет двух одинаковых песен!», – обещал Есин) они чем-то близки к безвременно распавшейся команде «Паспортный стол», чей стиль я бы побоялся определить одним словом… При этом у «Бардака» уже хватает фанатов, вот и на этом концерте нашёлся парень, который выбежал к сцене и размахивал флагом с логотипом группы…
Дальше мини-сенсация – возвращение фолк-роковой группы из Рыбинска «Разнотравие» после 18 лет отсутствия на сцене. Правда, группа, как сказал вокалист Михаил Посадский, распалась ещё в 2003 году. А этот проект новый, он называется «Вѣсь», от той, старой группы остался Михаил, на басу подыграл Русланов, на гитаре – сын Михаила, Георгий Посадский, и часть инструментов в минусе. Единственная прозвучавшая вещь «Волга» дала понять, как жаль, что мы эту группу потеряли… «Я замёрзшая река, пока… ходи по мне!» Но, может, обрели не менее интересную новую – благодаря Русланову, который долго убеждал Посадского вернуться на сцену. Познакомились они лет 12 назад, когда был совместный проект «Разнотравия», «Воинства сидов» и «ОП». В проекте «Весь» больше участников, просто не все смогли приехать на этот концерт. Но будут и другие, так что наберемся терпения…
Дальше две песни фолк-роковой певицы Алевтины Леонтьевой (недавно она гостила на диске «ОП» в песне «От Бога до земли») в сопровождении Юрия Русланова – «Полнолуние» ещё из репертуара «Мельницы», в котором он подыграл на акустической гитаре, и утяжелённый вариант её сольного хита «Мокошь», в котором тот солировал на флейте-пикколо и подпевал.
Наконец, долгожданный сольный сет Юрия Русланова, игравшего в одиночку в сопровождении «минуса». Как рассказал Юрий, у него дома на компьютере уже есть материал на целый альбом (а то и целых три!). Но вот подготовить к фесту он успел всего три вещи. В первой, «Flying to Sirius», безошибочно узнаются корни «Оргии Праведников», знакомые гармонии, общая элегичность и возвышенно-просветлённое настроение с немного легкомысленной клавишной партией в «саундтрековом» духе. Вторая, оставшаяся неназванной – пожестче, её даже можно назвать симфо-металом с флейтой в главной роли, и, судя по звукам в «минусе» во второй из них, без Ивана Траоре не обошлось! Как сказал Юрий, на эту вещь уже снят клип, в обозримом будущем он будет опубликован.
В третьей же звучит голос Русланова – это обработка русской народной вещи «Реченька» в тяжелом ключе, так, что фольклорная мелодия стала похожа на электронно-роковую мантру (или на творчество Бориса Базурова – благодаря многослойно дублированному вокалу). Хорошо, но мало, ждём продолжения!
Под конец Юрий Русланов вызвал всех, кто был на сцене в этот день, и таким сводным рок-хором исполнили классику жанра – «Всё это рок-н-ролл». Первый YurFest отзвучал, теперь ждём сольного альбома, судя по этим трекам, будет что послушать! А фестиваль должен стать регулярным и, скорее всего, состоится ещё раз через год.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Все фото:
Юрий Русланов и YUR Fest
Москва, клуб "Меццо-форте" 26 сентября 2021 г. YUR School Фото - Владимир Импалер....
или https://vk.com/album2483887_280022978
Москва, клуб "Меццо-форте"
26 сентября 2021 г.
YUR School