Ули Джон Рот (экс-Scorpions): Свободный полет
Мы беседуем с Ули Джоном Ротом летом 2013 года после его трехчасового мастер-класса в музыкальной школе Сен-Жульена (Франция), находящейся в километре от фестивальных площадок Guitare en Scene. Вечером он выйдет на сцену в качестве специального гостя во время шоу Кристофа Годэна и его группы Gno.
А еще через три года он снова приедет в Россию с концертами. Перед ними мы и выкладываем этот архивный материал…
Пока я благодарю Ули за проникновенный мастер-класс, он, увидев мою фотокамеру, первым начинает разговор:
– А знаешь, когда я был молод, у меня тоже была фотокамера. Я снимал последний концерт Джими Хендрикса на свою большую Mamiya. Ты, наверное, видела эту известную фотографию, из нее теперь даже постер сделали: Джими поднимается по лестнице к дверям студии, а наверху лестницы стоит мальчик и фотографирует его. Так вот, этот мальчик – это я, мне тогда было 13!
Вот это да! Невероятно! А каково было видеть вживую, как Хендрикс играет?
Это был незабываемый момент! Из всех-всех людей, на чьих выступлениях я был, несомненно, он был самым выдающимся. Возможно, сейчас молодым людям бывает сложно оценить, какое воздействие имела его музыка на всех нас тогда. Но в то время не было ничего даже близко похожего на то, как он играл. Джими был словно пришельцем с другой планеты. Так что, на меня он произвел огромное впечатление!
А кто еще на вас повлиял?
Никто не повлиял на меня сильнее, чем Хендрикс. Именно на его музыке я учился творческому подходу к произведениям, узнал многое о ритме. C точки зрения мастерства, моими любимцами всегда были Эрик Клэптон, Джанго Рейнхардт и некоторые классические и фламенко-гитаристы вроде [Андреса] Сеговии и Джулиана Брима.
Вы только что провели очень вдохновляющий мастер-класс, на котором упомянули, что пишете книгу. О чём она?
Она о метафизике музыки и жизни. О пути музыки к самому сердцу и душе, поиске глубинной связи с ними. Мне открылось, что в музыке есть множество ответов на разного рода жизненные вопросы. Можно даже сказать, что законы музыки практически те же, что и законы самой жизни и существования Вселенной. И они действуют не только снаружи, но и внутри нас. Так что я ищу путь к тому, чтобы жить согласно законам музыки, потому что в них есть и доброта, и правда, и позитивная энергия. Это одна из вещей, которыми мы занимаемся в «Sky Academy». Но также это место, куда люди приходят, чтобы вдохновиться и перейти на следующий для себя уровень.
Ведь все мы находимся в пути, и у каждого человека он свой, у каждого своя скорость продвижения. В то же время мы находимся в одном и том же моменте времени, в одной эпохе. Так что в определенном смысле все мы связаны. Я глубоко убежден, что мы все живем на одной волне, раз мы сейчас в рамках одной эпохи. Получается, есть общий дух Человечества, некий общий тон, и мы все настроены на него, вносим свою лепту в его звучание. Каждая наша мысль попадает в общий поток. Некоторые мысли несущественны – как те, что крутятся в нашей голове, когда мы чистим зубы. Но другие идеи могут быть очень важными и вдохновляющими для других.
Так что я пытаюсь зажечь огонек внутри человека, чтобы дальше он мог сам вдохновляться окружающим миром и творить! Ведь вдохновение – это первая искра ко всему, что мы делаем. Если эта искра не зажигает тебя самого, то ты не сможешь написать музыку, которая трогает другого человека. Совершенно неважно, насколько ловко и умело ты при этом играешь.
Очень многие современные группы ставят на первое место исполнительскую технику, а им следовало бы взглянуть на уровень и качество выражения музыкальных идей в классической музыке, взять пример с ее авторов. Зачастую рок и металл кажутся мне слишком грубыми, не улавливающими тонких вибраций. Нам всем следует над этим поработать – уйти от механистичности, подняться на уровень, где музыка становится более мягкой и человечной. Вот Хендриксу чужд был бездумный автоматизм, он был полной противоположностью музыканта-робота. Каждая сыгранная нота у него звучала опасно, будоражила и захватывала, даже если это была неверная нота. В игре современных команд я не вижу такого бега по острию, такой зажигающей опасности. Всё просчитано, а это нечто противоположное истинному духу рок-музыки. Настоящий рок должен быть постоянно на грани, в зоне опасности, где всякое может произойти!
И где ты свободен…
Да, но свобода – это еще не всё! Свобода имеет смысл только в том случае, если знаешь, что делаешь. Иначе это может закончиться плачевно. Ты выставишь себя полным идиотом, словно бегущим навстречу скорому поезду. Свобода – это привилегия, и наша задача – использовать ее как преимущество, а не злоупотреблять ею.
И еще наша задача – искать себя, свой стиль…
Да, но свобода не ограничивается музыкой и поисками своего стиля. Твоя свобода – это твоя сущность, твои возможности. Еще то, что ты сделал для самого себя, и решения, которые принимаешь, делая тот или иной выбор. А у всякого принятого решения всегда есть последствия. Несколько раз за жизнь мы подходим к особенно важным перекресткам. Иногда мы даже сразу не догадываемся, насколько значимым является наш выбор. Бывает так, что подобных перекрестков нам приходится преодолевать аж несколько за год. И каждый раз мы решаем, в какую сторону идти, и каждое такое решение меняет нашу судьбу. Правильным окажется наше решение или нет, мы вынуждены делать выбор. Дальше нам приходится жить до следующего перекрестка с последствиями принятого решения.
Согласны ли вы с тем, что иногда для личностного развития и жизненного опыта принять неправильное решение не менее важно, чем объективно правильное?
Прежде всего, я думаю, что мы все принимаем неверные решения, и это нормально. Мы живем в абсолютно сумасшедшем мире, где невозможно каждый раз делать правильный выбор. Фишка в том, что происходит после того, как вы приняли неверное решение: учитесь ли вы или продолжаете делать так же?! Ведь жизнь – это процесс непрерывного обучения, поисков и кристаллизации сути вещей. Проще говоря, смысл в том, чтобы делаться лучше, развивать свое сознание, мозг и душу. Это означает, что иногда, чтобы достичь большего продвижения по своему собственному пути развития, придется принимать нелегкие решения, выбрасывающие вас из зоны комфорта. Ведь самый простой путь редко оказывается лучшим!
Да, путь всестороннего развития личности не предусматривает легких решений…
Точно-точно. Например, когда речь идет о музыке и освоении инструмента. Человеку нужно обладать самодисциплиной, чтобы сказать «нет» различного рода сиюминутным удовольствиям в пользу обучения и занятий. Вот, например, парень отказывается от приглашения друзей и вместо того, чтобы пойти с ними в бар, остается дома и занимается на гитаре. Кажется, что это огромная жертва, но для него провести несколько часов с гитарой – огромное удовольствие. Но конечно, куда легче пойти в бар, в кино и так далее. Поэтому, если действительно хочешь добиться успеха, надо идти по пути постоянной самодисциплины. С другой стороны, чересчур зарегулировав свою жизнь, можно лишиться вдохновения. Как и во всём в жизни, здесь предстоит найти срединный путь. Отыскать тот режим, который правилен именно для вас. Ведь дисциплина – как струна, если перетянуть, она порвется. Так происходит в жизни тех, кто слишком ограничивает себя, кто старается на публике производить впечатление людей, которые никогда не ошибаются. В таком случае дома они срываются и не могут себя сдерживать. Они задирают себе внешнюю планку так сильно, что нередко становятся алкоголиками… Им надо опустить другую чашу весов, чтобы прийти, так сказать, к балансу. Это разрушает личность. Каждому нужно найти путь, в котором нет крайностей, состояние, где плюс и минус органически сбалансированы…
И это позволяет личности звучать в общем потоке Вселенной, как настроенной струне…
Совершенно верно! Посмотри, человек – как струна! Ведь для каждой струны есть идеальная высота тона, на которой она звучит лучше всего, при этом учитываются ее особенности, длина и толщина. Если перетянуть, она будет слишком зажатой, если недотянуть – дребезжащей, слишком свободной. То же самое и с людьми. И каждому нужно искать идеальное звучание, стремиться к нему. Это выбор каждого: насколько я хочу искать лучшего для себя, сбалансированной жизни. Некоторые люди просто не хотят этого, ведь поиски внутренней гармонии – большая работа!
Да, и не всегда легкая и веселая…
Ну, я стараюсь, для меня это увлекательное занятие! Я не всегда в ладу с собой, но мне нравится само ощущение внутреннего баланса! Именно поэтому для меня это относительно просто, и сейчас уже я не отношусь к работе над собой как к труду, не заставляю себя этим заниматься. Но при этом я понимаю, что всё-таки это работа! А некоторым гармония дается с большим трудом – просто потому, что они не слышат своего звучания, не хотят принимать определенные решения в жизни!
Как вы думаете, каждый ли наделен способностью слушать, играть музыку, не говоря уже о том, чтобы создавать ее?
Абсолютно каждый человек музыкален. Большинство людей просто не знают, как открыть этот дар в себе. Но так же, как большинство людей способны говорить и ходить, они могут и играть музыку. Я вот дома ничего не слушаю, предпочитаю сесть перед фортепиано и просто наигрывать то, что внутри меня. Когда играю, я подсоединяюсь к волне, к потоку энергии, и лечу внутри этого потока, следую за лучом света – это и дает мне музыку.
Почему среди всех инструментов вы выбрали именно гитару?
Вообще гитара – не лучший инструмент для понимания музыки. Гитара не логична, она эмоциональна по своей сути. А вот фортепиано – отражение логики. Но именно за предельную эмоциональность я и люблю гитару.
Я же начинал с обучения классической музыке. Сначала я играл на трубе, потом на скрипке. Когда мне было 13, перешел к классической гитаре. И если вы серьезно настроены в отношении гитары, то вам обязательно стоит попробовать поиграть и на «классике». Когда только собралась группа Scorpions, мне было 18. Я был поражен, какой же огромный музыкальный мир открывается мне благодаря возможностям электрической гитары. В то время она была еще абсолютно не изучена, словно новорожденный ребенок, и полна нераскрытых возможностей. Но и сейчас всё еще полно всего нового, что можно сотворить на электрогитаре.
Я предпочитаю ту музыку, внутри которой есть черты и рока, и классики. Не «неоклассику», а что-то другое, новое.
А как вы пишете?
О, каждая из написанных мною песен создавалась по-разному. Большинство музыки за последние 30 лет я сочинил на пианино. Когда я пишу, например, гитарное соло, то сначала думаю о том, каким оно должно быть, потом проигрываю его в голове, собирая по кусочкам. Только когда оно становится более-менее цельным внутри меня, берусь за гитару.
Просто почувствуйте, как музыка движется, и дайте ей вырасти внутри вас! Самое главное, что в большинстве случаев музыка и правда уже где-то там внутри, нужно только прислушаться к себе и начать улавливать ее. Вот и всё!
Почему вы выбираете для первоначального выражения своих идей именно пианино? У вас же есть целый альбом фортепианных композиций!
Да, в 90-е я написал фортепианный альбом, он называется «Aquila Suite». Я люблю фортепиано, но это совершенно другой мир. И у него нет таких возможностей глубоко впечатлить аудиторию, какие есть у гитары. Пианино отлично подходит для выражения идей, для набросков. Но если оно позволяет нам создать рисунок карандашом, то на гитаре мы пишем красочную картину маслом. В то же время нет такой уж большой разницы, на чём играть. Ведь инструмент – это всего лишь средство. Это мост, который вы строите из внутреннего мира наружу, чтобы провести людей в прекрасный сад, открывшийся вам.
А вот как раз расскажите об инструментах, ведь все ваши sky-гитары (Sky Guitar) – особенные. Что их отличает?
У каждой sky-гитары увеличенное число ладов, что позволяет извлекать больше нот. Скаллопированные лады увеличивают сустейн. А для более живого звука – очень высоко натянуты струны. Секрет в том, что при игре на скаллопированном грифе пальцы нужно ставить очень уверенно, но зато получается совершенно особенный звук. У каждой sky-гитары порядка 36 ладов, притом все инструменты – разные!
Я пробовал играть на безладовой гитаре, и это отличная фишка, но мне не очень нравится, как она звучит. А вот на скрипке играть мне нравится. Там струны прижимаются настолько сильно, что лады не нужны. Но чтобы гитара хорошо звучала, ей нужны лады. Зачем мне несовершенный инструмент? Я же просто помешан на звуке! Постоянно работаю над тем, чтобы сделать звучание гитары идеальным.
У вас совершенно неземное по звучанию вибрато, как вы этого добиваетесь?
Вибрато делает каждую сыгранную ноту – личностью! Нота, сыгранная таким образом, приобретает свой характер и колоссальный эмоциональный заряд. Я применяю различные техники вибрато. Частенько для вибрато я использую свои навыки игры на скрипке. Звук от этого приобретает прозрачность и чистоту, нота оживает и отправляется в свой путь по волнам музыки. Есть еще вариант – играть его очень быстро. Но чаще всего вибрато для меня – словно парящая птица: живое существо, которое я отпускаю в полет! Я ускоряюсь или чуть замедляюсь, тем самым направляя ее движение.
Если говорить о практике, что вы посоветуете для тренировки звукоизвлечения и ритмической точности?
Заведите себе метроном и начинайте с простых ритмов. Не торопитесь, почувствуйте ритм всем своим телом, проживайте его и наслаждайтесь им! Если вы уделите время отработке ритма, прочувствуете его, это поможет пробуждению вашей правой руки. Что касается левой руки, то ваша задача – сделать обе руки равнозначными. Ритм должен течь из обеих рук, работающих вместе. Бывает, что во время исполнения песни, я говорю барабанщику: то чуть ускориться, то играть легче и с меньшей силой, будто мы отрываемся от земли и уже летим. Таким образом, ритм становится рекой, потоком со своей скоростью, подъемами и спусками, со своим характером и более органичным.
Имея потрясающую способность создать на базе отдельной мелодии целый космос звуков, почему вы не хотите расширить свои возможности, используя семиструнную гитару?
Я обычно вполне себе счастлив в рамках шести струн. Я взялся за семиструнную гитару, только когда написал «Sky Concerto». Мне хотелось вдохнуть больше жизни в написанные ноты и создать еще большее разнообразие звуков! Но если я играю песни Scorpions или Хендрикса, мне не нужно семь струн. Так что выбор диктуется музыкой, ощущениями, которые я хочу создать.
Что вы чувствуете, играя песни Scorpions столько лет спустя?
Я не играл эти песни 30 лет и не хотел их играть, потому что не был более связан с тем миром. Но несколько лет назад я взялся за них снова и заметил, что они стали получаться у меня лучше, чем в те времена. Тогда у меня не было такого правильного внутреннего ощущения. Сейчас я ими действительно наслаждаюсь. Я нашел способ оживить старые песни, чтобы они зазвучали совершенно по-новому. А для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я исполняю песню, я чувствовал ее как живой организм. Сейчас я играю эти вещи немного иначе, но основные элементы остались – ритм и мелодия.
Вы же замечали, что некоторые команды сейчас играют свои старые хиты со звуком как с заезженной пластинки. Это мертвые песни. Для меня такое неприемлемо. Душа песни должна оставаться живой – вот самое главное. И когда со Scorpions мы играли эти всем известные хиты, мы каждый раз немножко меняли их, чтобы они звучали чуть-чуть по-разному. Это для меня и есть поддержание внутреннего огня, души песни.
Песня – она как человек, живет и дышит, и никогда до конца не знаешь, какая она сейчас, как она изменится на этот раз. Надо всегда относиться к ней так, будто она только-только появилась. Что удивительно, некоторые из очень ранних вещей, которые я уже и не думал играть снова, по-иному открылись для меня. Сейчас, исполняя их, я думаю: «Ух ты, я могу это играть, это нестыдно звучит! Как же здорово, это даже похоже на настоящую музыку!» А 20 лет назад я бы просто посмеялся над этим, сказав: «Нет-нет, я так играть не хочу!»
А какие это песни, к примеру?
Очень-очень ранние песни. Например, «Drifting Sun», «Sun In My Hand» и вот эта, как же ее… (напевает тихонько мелодию)… «Evening Wind»! Ты, наверное, такие даже не помнишь. Это творчество ранних Scorpions, одни из первых песен, что я написал. Меня очень радует, что сейчас они открылись для меня с новой стороны.
Кстати, команда у меня сейчас тоже отличная: хороший барабанщик, два очень талантливых гитариста. Даже три, потому что один живет в Англии. Так мы и играем с ними, и надо сказать, каждый из троих – виртуоз. У нас всегда отличные вокалисты, иногда даже двое или трое, и отменный клавишник. А с хорошими музыкантами играть – одно удовольствие, потому что все знают, что им делать. Отличная команда!
А для того, чтобы стать отличным гитаристом, начинающему лучше сразу практиковать какие-то элементы соло или зубрить гаммы?
(Смеется.) Строй – это всего лишь система, инструмент для понимания того, что происходит в музыке. Гаммы всего лишь дают вам базовый набор возможных нот. Когда я играю, я никогда не думаю о гаммах. Это примитивно. Я их знаю, безусловно, но думать, что за чем следует – это всё равно что залезать вверх по приставной лестнице и держать в голове каждую ступеньку. Когда я поднимаюсь по лестнице, я смотрю в небеса! Я поглядываю под ноги, чтобы убедиться, что не свалюсь, но не смотрю вниз на каждом шаге. Так и с музыкой. Гаммы – по сути, всего лишь инструмент упорядочивания нот. Когда вы их выучили и впитали, больше думать о них необязательно. Когда я говорю, то не думаю о грамматике. Если человек знает, где в его словах подлежащее, где сказуемое и где дополнение, то он просто говорит, не думая о конструкциях, и остается в рамках правил. Джазовые музыканты и некоторые рокеры, когда играют, продолжают думать о строе. Да, у них тоже неплохо получается, но они ограничивают себя, заключают в тюрьму свое вдохновение. Выходит нормально, да, но их творчество не будет иметь живой души, и далеко с таким подходом не уйдешь. В музыке должна быть жизнь и магия!
А что сейчас вдохновляет вас создавать из звуков и нот магию?
В данный момент жизни я вообще не пишу никакой музыки, потому что я слишком занят книгой. Мне нравится писать все эти вдохновляющие вещи для Sky Academy. Для этого даже гитара не нужна. Я просто наблюдаю за вещами, будучи непрерывно погруженным в свои мысли. Это я люблю больше всего – думать! Знаешь, когда внутри Вселенная, не нужно ходить в кино за развлечениями. Я нахожусь внутри своего мира и не замечаю, что творится вокруг.
Когда я пишу музыку, все происходит точно так же. Меня неизменно вдохновляет в музыке то, что из одного аккорда и даже единственного звука может родиться идея, а потом – целая композиция! Как будто сначала замечаешь маленькую тропинку, потом – вдруг открывается дверь, ворота, а за ними – прекрасный сад! В этом саду уже есть все чудеса и краски природы. Вам просто надо найти вход в него, а оказавшись внутри, можно уже наслаждаться красотой, плыть по волнам согласно законам музыки. В то же время, зная законы музыки, я чувствую, когда выпадаю из этого потока, перестаю находиться в гармонии. Это очень тонкая грань.
Интереснее всего, когда произведения рождаются как раз на этой грани. Оставаясь в гармонии, можно немного похулиганить, сыграть ноту-другую, которые в выбранном строе не очень позволены. Но это заставит вас думать, позволит улучшить свой уровень! Моцарт очень любил так делать. Его музыка звучит почти стопроцентно традиционно, но отдельные хроматические штрихи там и тут показывают нам ходы, которые тогда считались очень дерзкими. Я стараюсь поступать так же!
Сейчас, став старше, я уже не стараюсь шокировать людей скоростью игры или прочими внешними эффектами. Просто хочу играть музыку, в которой чувствую абсолютную гармонию и естественность. Сочиняя песню, я отправляюсь в путешествие в тот самый сад… Или это лес, а может быть, гора или океан. Мне самому крайне любопытно – что я увижу, куда меня приведет тропинка? А в какой-то момент на тропинке я замечаю дерево, разглядываю его ветви и прекрасные плоды. Это дерево – и есть основная идея моей песни. Я путешествую внутри мира музыки. Попробуйте и вы – просто погуляйте, в этой Вселенной всё уже есть. Возможно, из-за дерева выйдет человек и расскажет вам историю. Потом он возьмет вас за руку и поведет через мост. В конце песни всё это сольется воедино: с тропинки, где начинался наш путь, и до моста, где происходит кульминация вашей песни. Каждая песня – это удивительное путешествие, полет через энергетические поля…
Получается, когда пишешь песню, нужно только начать путешествие и выбрать подходящие тебе инструменты, чтобы поделиться впечатлениями, верно?
Совершенно верно! Это как язык. У каждой семьи есть свой особый язык, свои «секретные» словечки. Точно так же происходит и в группе! Успешные группы создают собственный язык и доводят его до совершенства. У них есть неповторимый акцент, только им присущая манера сочинительства или игры.
Расскажу тебе одну историю… Я был в Англии пару недель назад. Мой хороший друг Билли Корган играет в The Smashing Pumpkins. Недавно он написал мне письмо: «Почему бы тебе, дорогой друг, не заехать ко мне, ведь мы так давно не встречались?» Мы с Доном Эйри играли концерт, а на следующий день был выходной, вот я и решил навестить Билла. Приехал в Гластонберри, и, не успев опомниться, был уже на сцене и играл песню, которую никогда раньше не слышал. Классная, кстати, была вещица! («United States», – прим. авт.) На следующий день ребята в группе сказали мне: «А поехали с нами в Манчестер!» У меня снова был выходной. И я поехал! Тем более это недалеко от моего дома. Когда на саундчеке мы решали, что бы сыграть вместе, я предложил «All Along The Watchtower», зная, как сильно Билли любит Джими Хендрикса и Боба Дилана. Мы начали репетировать, играя ее традиционно, так, как записал ее Хендрикс. А потом Билли сказал: «Почему бы нам не попробовать поменять аккорды?» Мы начали с ля вместо до минора, и в одно мгновение песня зазвучала как Smashing Pumpkins. Билли стал петь ее так, как обычно поет в своей группе, второй гитарист, Джефф, сразу же сориентировался и сыграл на нужных струнах, как и басист, и барабанщик (ему всего 22, а он отлично играет!). Я тоже заиграл, как они, потому что оказался в тот момент частью семьи Smashing Pumpkins! Таким образом, мы взяли песню, которую я с детства всегда играл одинаково, считая, что нет лучшего варианта, чем запись Джими, и вот мы сделали из нее нечто новое, абсолютно в духе Smashing Pumpkins.
Потрясающе!
Да! И со Scorpions у меня было то же самое. У них есть свое собственное звучание и стиль. Мы брали мелодию и знали, как сыграть песню так, чтобы она звучала как Scorpions. Нам не приходилось специально ни о чём думать, это просто было внутри нас. Язык, на котором говорили только мы. Вернее, диалект общепринятого языка музыки. Потому что все мы используем аккорды, инструменты и голоса, но диалект у каждого свой. То, какие ноты вы выбираете и как их играете, и создает ваш особенный акцент и стиль.
Как вам больше нравится: рассказывать истории с помощью песен или инструментальных композиций?
Мне нравится и то, и другое: каждое по-своему! В песнях думаешь совершенно иначе: выражаешь мысль через пение. Это накладывает определенные ограничения и по диапазону, и по темпу – он более медленный, чем мог бы быть в инструментальной композиции. Что касается текстов – невозможно написать настоящее стихотворение и хорошо спеть его, если вы, конечно, не Боб Дилан. Но в роке можно использовать простые рифмующиеся слова – fly/sky, right/flight… Все так делают, потому что это работает. Лучше пишите лаконичные тексты, потому что вам потом всё это придется петь и играть.
А вот в инструментальной композиции, если знать, что делаешь, можно вообще можете достичь чего угодно. Увести людей в совершенно невероятное путешествие! Так что мне нравятся оба вида творчества.
Многие говорят, что не могут писать без дополнительного допинга в виде алкоголя или каких-то еще веществ. Что вы про это думаете?
Ах, это… Прежде всего, пиво – это наш враг! Послушайте меня, дорогие юные музыканты, пиво – страшный враг октав, нашего музыкального диапазона. Выпейте кружку, и вы уже будете играть на октаву меньше, следующая кружка крадет у вас еще одну октаву! Это не так критично, если вы играете метал, но для чего-то более хитроумного вам нужна ясная голова и как можно больше октав!
Что до наркотиков, они никогда не могут быть источником творчества! Я не принимаю наркотики, но пробовал, когда был молод, и знаю, что они делают с человеком. Может казаться, что попробовать некоторые из них – интересный опыт, но вдохновить на создание чего-то прекрасного они не могут. Есть творческие люди, которые уверены, что им нужны наркотики, чтобы открыть душу для вдохновения и отпустить себя в свободный полет, но это всё чушь, они просто не знают про альфа-волны!
А медитация?
А вот с помощью медитации я как раз и научился отпускать свой разум в свободный полет без преград. Наше сознание наполнено разнообразными ограничителями, знаками вопроса. Когда мы встречаемся на нашем пути с вопросом, принципиально важно подходить к его решению с чистым и ясным разумом. Нужно немного пожить с этим вопросом внутри, только тогда внутри нас появится и ответ на него.
В музыке – более совершенный порядок вещей, чем в реальной жизни. Сыгранные ноты либо попадают в строй, либо нет. Но чтобы достигнуть такой простоты в реальной жизни, нам зачастую надо построить целую пирамиду сложных вопросов, чтобы на вершине оказался самый простой и главный из них. Каждый вопрос имеет свой электрический заряд, каждый вопрос – это минус, а каждый ответ – это плюс. Минус тяготеет к плюсу, и вопрос стремится стать ответом. Встав перед вопросом, ощутите его притяжение, дайте волю воображению, и оно подскажет вам дорогу к ответу.
Ответ, как правило, бывает предельно прост, но чаще всего мы просто не хотим с ним сразу согласиться или не можем осознать его. Музыка может легко научить вас отличать правильное от неправильного – ведь вы играете либо верно, либо фальшиво. Сегодня многие говорят, что всё относительно, нет четкой границы между правдой и ложью. Уж простите, но это чушь! В жизни, так же, как и в музыке, вы можете поддерживать себя в гармонии и звучать ярко. И тогда ваш жизненный путь будет очень насыщенным!
В жизни есть великое множество лжи, только немногие вещи несут истинную правду. В поисках верной ноты вы может взять очень много фальшивых, пока не найдете нужную. Так что, музыка – это важнейший закон жизни во Вселенной. Все атомы заряжены внутренней энергией, они звучат на своей частоте, и, взаимодействуя, создают музыку. Время имеет свой собственный ритм. Каждое живое существо имеет свое звучание. И у деревьев есть свой ритм, ведь часть из них вырастают симметричными, а часть – нет. Наше сердце имеет свой ритм. И оно бьется непрерывно, создавая музыку внутри нас. Маятник движется, отталкиваясь от минуса к плюсу. И плюс не лучше минуса, потому что они ничто друг без друга. Потому что всё дело во всеобщей, вселенской гармонии. Везде должно быть равновесие!
(Каждый из нас погрузился в созерцательное молчание…)
А тебе не кажется, что слегка идет дождь?
***
На самом деле мы с Ули уже давно разговаривали под дождем, как будто не замечая его. Но в этот момент небо разразилось внушительными раскатами грома, и дождь усилился. Оглядевшись, мы заметили, что уже прилично вымокли, а группка французских фанатов Ули, оставшихся после мастер-класса и окружавших нас добрую половину всей нашей беседы, уже давно рассеялась. Пожалуй, действительно пришла пора заканчивать разговор и перебираться на площадку. «Приходи еще, я буду рад продолжить беседу!» – помахал Ули рукой на прощанье…
Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Тьерри Баррэ и Кристофа Годэна (Guitare en Scene Festival) за помощь в проведении интервью.