Фестиваль «Tuska-2016»: Шипы и розы
Декабрь 17, 2016
Аскар Ибрагимов (19 статей)
Поделиться

Фестиваль «Tuska-2016»: Шипы и розы

С первого по третье июля в Хельсинки прошел ежегодный хэви-метал-фестиваль «Tuska». На этот раз к трём основным сценам добавилась камерная площадка в соседнем арт-лофте, где состоялось несколько интервью и камерный акустический концерт. Клубная сцена с «новыми именами» осталась на своём месте, были традиционные автограф-сессии. А новинка в организации – огромный тент над одной из больших сцен, дающий посетителям фестиваля возможность спрятаться от непогоды. Ведь финское лето отличается резкими переходами от безоблачной “демо-версии” к проливным дождям и обратно…

Позволю себе не перечислять все выступающие группы, а остановившись лишь на наиболее впечатливших моментах. Недавно в сети вышел интересный и подробный материал по истории фестиваля. По словам промотеров, «Tuska» старается сохранять баланс жанров, но обычно есть основное направление, по которому приглашается целый набор коллективов. Логика простая – на одну команду народ не придет, нужен сильный набор «в одном ключе». В этом году душа фестивальной арт-дирекции лежала в направлении мелодик-дэта, экстремального, но гармоничного сплава «тяжмета» и красивых мелодий.

1 ИЮЛЯ. ЛЮДИ В МАСКАХ

Первый день фестиваля, впрочем, был мало похож на тематический. Ознакомившись с материалом финских пауэр-металлистов Cain’s Offering (точного клона группы Stratovarius), я попал на шоу Lordi в классических декорациях, которые дожидались данного бенефиса где-то на складе за полярным кругом. Строго говоря, на фестивале ожидается материал потяжелее, и некоторым кажется, что после «Евровидения» Lordi – это «попса», но промотеры «Туски» всегда отличались широтой взглядов. Вообще же выступление команды в тяжёлых меховых костюмах и гриме на тридцатиградусной жаре, где вся сценическая техника прогрелась до немаленьких температур, можно оценить как сценический подвиг.

Из встреченного в этот день так же выделю выступление достаточно известных уже в метал-сцене норвежцев Kvelertak – материал на стыке металла и рок-н-ролла, неизменная энергетика и легкие безумства на сцене. Затем, вдоволь налюбовавшись на стейдждайвинг в исполнении полуголого Эрленда Хьельвика, я направился на выступление японцев Man With a Mission на малой сцене.

Группа, как сейчас модно, сохраняет инкогнито и играет в забавных волчьих масках, материал включает тексты на японском и характеризуется как “мелодик-хардкор”, звук лёгкий, а стилистика близка к j-rock – самое оно для любителей «всего японского» и бодрой клубной музыки. Обязательный элемент: первый ряд занимали японки, вероятно, приехавшие вместе с коллективом. Что поразило: засняв в мой не слишком раскрученный Instagram небольшой видеоролик, я никак не мог ожидать, что на следующее утро насчитаю многие сотни просмотров. Японские фэны – самые фанатичные.

 

Следующими были поляки Behemoth. Перед началом шоу среди мистических кованых железяк на сцене (ведь атмосфера – главное), озабоченно бегали гиковского вида мужики с макбуком, составляя забавный контраст. Бескомпромиссное и очень зрелищное шоу, посвящённое последнему релизу команды, строилось на мощных световых эффектах и огне, который постепенно охватил все стоящие на сцене декорации.

Хедлайнером первого дня была пауэр-метал-команда Avantasia, однако смотрелась она откровенно бледно и неинтересно. Lordi воспринимались лучше. Шоу Avantasia – это «сферический пауэр-гиг в вакууме» на фоне обязательных фэнтези-декораций, с длинноволосыми музыкантами и приглашёнными вокалистами. Глядя на сей «проект», где труженики сцены то и дело меняют одну пафосную рок-позу на другую, констатируешь бесконечный набор клише и некоторую скуку. Выступление, наверное, устроит тех, кто слушает команду с пелёнок и для кого звуки песен несут ностальгическую ценность, однако вряд ли добудет Тобиасу Заммету фанатов со стороны.

Добавлю, что на яркую леди на бэк-вокале (Аманду Сомервилль, – прим. ред.) было смотреть куда интереснее, чем на фронтмена – потрясающая мимика и энергия, причём куда менее нарочитые. Да, ещё у них симпатичная картинка на заднике.

2 ИЮЛЯ. С ПОРТРЕТОМ НА ДОЛЛАРЕ

 Жаркое финское солнышко на второй день продолжало припекать, что доставило некоторые неудобства: отличный сет Primordial хотелось слушать из более удобного положения, чем тенёк на отшибе. Можно не сомневаться, что если вам доведется услышать данный коллектив в клубе, отличный концерт обеспечен. Следующими запомнились немцы Obscura – техничный, прецизионно собранный в сложные многосоставные композиции дэт с намёком на прогрессив. Никаких вам шоу-костюмов, никаких вам поз а-ля экранизация комикса – только простая одежда, только жёсткий саунд, всё всерьез. Любителям Meshuggah посвящается.

Известные дум-металлисты Swallow the Sun решили в этом году сыграть аж по концерту в каждый день (возможно, на этом месте стоит посочувствать организаторам, у которых остались незанятые слоты). Интересно было взглянуть на их акустическое шоу. Отзвучали всё равно тяжеловато, так как акустика с усилителями, звукоснимателями и гитарными “примочками” – уже не очень-то и акустика; впрочем, ровный и меланхоличный материал всё же не оставил особого впечатления.

Затем наступил Anthrax – наверное, самая «доступная» группа из так называемой «большой трэш-чётверки» (совместно со Slayer, Megadeth и Metallica) – помимо концерта, гитарист Скотт Ян даже устроил длинное интервью для всех желающих в том самом акустическом зале. Ожидаемо хорошее шоу, однако и ожидаемо отрепетированное: видя группу в третий раз, уже заранее в точности знаешь, как это будет выглядеть. Признаюсь, что успешные классики впечатляют меньше, чем финская Stam1na, выступавшая следом. Это одна из самых знаменитых команд Финляндии, совмещающая ураганный саунд, хэви на финском и почти непрерывный хедбенгинг. Вот где ничем не сдерживаемая энергия – не зря на презентацию их новых дисков в своё время выстраивались реальные длинные очереди.

Хедлайнерами второго дня выступили Ghost, команда, которая всего несколько лет назад достаточно скромно трудилась на маленькой сцене. Не сказать, чтобы она начинала с каких-то привилегированных позиций – но благодаря качественному материалу как-то стремительно выделилась, резко взлетела, стала играть на разогреве у знаменитостей и вдобавок соорудила шоу, предназначенное для больших сцен. На следующее утро в фотопите перед сценой можно было разжиться сувенирами – забавными «долларами» с изображением фронтмена.

3 ИЮЛЯ. ЖЕСТОКОЕ ЛЕТО

День третий. Помните эпизод мультика про Масяню, где она основала панк-рок-банду? Вокальные партии коллектива состояли из возвышенной лирики про цветочки и грязного рычания про окружающую действительность. Это примерно передает положение дел на концерте датчан Myrkur, с той только разницей, что Масяня умудрилась звуком снести всех зрителей, а в случае с Амали Бруун всё прошло заметно безопаснее.

 

Когда вы видите на сцене эфемерного вида пианистку и двух мрачных блэк-металлических гитаристов, ожидания примерно таковы: миленькое интро сейчас закончится и мужики «врежут», вследствие чего эльфийскую деву забавно унесёт за кулисы ударной волной. Но время идет, мужики трудолюбиво «пилят» фоновые партитуры, вокалистка немного поёт высоким голосочком, затем подходит ко второму микрофону и внезапно, страшно искривившись, от души заряжает гроул-партию. Вот так выглядит выступление бывшей поп-певицы Амали, открывшей в себе призвание к атмосферному блэку и комбинирующая в образе белое ниспадающее платье и любимую металлистами гитару B.C. Rich с шипастыми краями. Весьма оригинальная команда, одно из открытий этого фестиваля.

Katatonia – одна из известнейших команд на стыке дум-метала с прогрессивом. Некоторые величают музыкантов королями меланхолии. У них отличный свежий альбом «The Fall of Hhearts». Но, увы, прозвучала группа на фестивале невнятно. Видимо, тот случай, когда настройка звука (как известно, на фестивалях с этим плохо) вошла в сугубое противоречие со звучанием. Вдобавок, лирические композиции, такие как превосходная «Pale Flag», почему-то не попали в сет вовсе. Группа в конце года планирует тур с красивым названием «Падшие Сердца Европы», и есть надежда услышать её в здравом качестве и с более репрезентативным набором композиций.

Всё, однако, звучало кристально чисто на закрывающем фестиваль сете финской знаменитости Children of Bodom. Несмотря на агрессивный имидж, никакой особой злобности на концерте не наблюдалось – скорее такой нормальный добродушный финал. С недавних пор повелось, что команда на каждом релизе публикует кавер-другой. Вот и на этот раз не обошлось без перепевки – ей стала “Cruel Summer” группы Bananarama 1984 года, – и без хора из участников всех выступавших в этот день групп. Как-то сразу стало видно, что на сцене просто нормальные парни, которые делают то, что им нравится.

Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.
Благодарим организаторов фестиваля за аккредитацию.

Общее впечатление

1-3 июля 2016 г.
Хельсинки, Сувилахти

Аскар Ибрагимов

Аскар Ибрагимов