Sweden Rock Fest’2015: …и снова лучший!
С тех пор, как одно английское издание назвало “Sweden Rock” лучшим фестивалем в Европе, его организаторы каждый год из кожи вон лезут, чтобы, не дай бог, не потерять этот статус. И надо сказать, что они в очередной раз блестяще справились с поставленной задачей.
Уже долгие годы регламент фестиваля остается неизменным: четыре дня (в этот раз — 3-6 июня), из которых первый день как бы подготовительный, когда работают только три из пяти сцен, ну а в три остальных мероприятие раскочегаривается на всю катушку, заставляя иного меломана бегать с моторчиком в одном месте уже между пятью сценами. Концерты идут аж с двенадцати дня до поздней ночи. Все желающие также могут подписать свои бесценные коллекции на автограф-сессиях, посетить мастер-класс в тенте с музыкальным оборудованием, обойти бесчисленные палатки с музыкальными носителями и атрибутикой или… просто упиться пивом, если на то позволяет бюджет (любой алкоголь в Швеции дорог). Для представителей многочисленных медиа проходят пресс-конференции с участием организаторов и основных групп фестиваля. Объять все происходящее невозможно, даже если вы обладаете способностями Гая Юлия Цезаря, поэтому мы постарались поменьше просиживать пятую точку в баре и составить максимально плотный график посещений тех или иных рок-представлений.
Одними из первых зажигать начали Hazy/Dizzy – трибьют одной австралийской группы. Парой часов позже на 4sound stage британская группа Hell представила свой перформанс. Музыканты скрылись под сантиметровым слоем белого грима, а вокалист Энди Бауэр регулярно менял свой сценический образ и артистично жестикулировал руками. Примечательно также, что на гитаре играл в прошлом гитарист Sabbat, а ныне известный продюсер Энди Снип.
Легенда паб-рока The Quireboys появилась на Sweden stage ровно в девять вечера. Несмотря на то, что они практически не вылезают из Швеции, выступая чуть ли не в каждой деревне по несколько раз за год, на «Sweden Rock» им сопутствует неизменный успех. Играя вроде бы не такую стилистически сложную музыку, Спайк и его команда вновь продемонстрировали высокий профессионализм, слаженность и стильный внешний вид. Вечно молодой Спайк жонглировал поочередно микрофонной стойкой и бокалом пива, зазывая публику повторять его фирменное «йееехоу!», а ближе к концу концерта стрелки часов переместились на цифру семь, ведь, как известно “7 o’ clock – Time for a Party!”
Хедлайнерами первого дня фестиваля стали ближайшие соседи шведов – квартет из Копенгагена D-A-D, причем в весьма интересной формации, – вместо бессменного обладателя коллекции двухструнных бас-гитар Стига Педерсена, который получил производственную травму в виде сломанной руки, взору публики предстал известный датский музыкант Сорен Андерсен (Artillery). Несомненно, отсутствие одного из самых ярких шоуменов в истории рок-н-ролла поначалу немного расстроило, но как говорится, show must go on! И шоу, в прямом смысле этого слова, состоялось, ведь группа привезла с собой из Дании весь фирменный продакшн, состоящий из устрашающе нависающих усилителей, загорающихся в нужные моменты разноцветными огнями, барабанной установки больше похожей на свалку барабанов, и фирменного задника с коровьим черепом по имени Молли. Апофеозом шоу стало появление второй установки, на которую пересел Лауст Сонне, и отыграв соло, поджег ее синим пламенем под овации более чем десятитысячной толпы.
Одной из ранних пташек второго дня фестиваля стал уже упомянутый фронтмен The Quireboys – Спайк, но на этот раз, представив свой проект Spike’s Free House, в который вошли Саймон Кирк (Free, Bad Company), Марк Стейнвей (Magnum) и Люк Морли из Thunder. Этот поистине уникальный проект, собранный специально для Sweden Rock и считанных выступлений в Англии, исполнил вещи шотландского певца Фрэнки Миллера (Спайк также недавно записал альбом его каверов), группы Free и Стюарта Блэндемера.
В четыре часа дня, когда одних начало морить в сон, а другие только начали просыпаться, привести народ в чувство вышел сам Слэш со своим нынешним проектом Slash feat. Myles Kennedy & The Conspirators. Многие до сих пор с трудом воспринимают Слэша в отрыве от группы, в которой он стал всемирной звездой. По этой же причине Майлза Кеннеди постоянно сравнивают с Экслом Роузом, а подавляющее большинство зрителей ждало песен Guns’N’Roses, которым тут же начинали активно подпевать. Сам же Слэш был ровно таким, каким его сразу представляешь – копна черных кудрявых волос, тёмные очки и неизменный кожаный цилиндр.
Легенда трэша Exodus, не так давно воссоединившаяся со своим классическим певцом по имени Стивом «Зетро» Сузой, появилась на сцене без своего босса Гэри Холта. Вынужденное отсутствие оного Стив объясни тем что в данный момент гитарист занят в “Another Thrash band”, а замещающий Холта Краген Лам (Heathen) сыграл отрывок из “Reign In Blood”, дабы расставить все точки над «и».
Получасом позже начала выступления Exodus на сцене Rockklassiker появились уроженцы города Бурос (Boras) – Egonaut. Небольшой шведский городок известен в первую очередь как родина Lake Of Tears, и в Egonaut играет один из участников этой группы — гитарист Фредерик Йорданиус. В ней он также выполняет обязанности певца. Egonaut играют атмосферную музыку на стыке дума, готики и металла, с клавишником, играющим на хаммонде. И пока Lake of Tears пребывают в очередном безвременном отпуске, Egonaut не дают забыть о том, что в Буросе есть достойные группы, ради которых не жаль забыть о выступавших в это же время на других сценах Exodus и Hammerfall.
Роль первой скрипки в этот день была отведена Def Leppard. С первых же аккордов в глаза бросилась настолько грамотно составленная палитра красок, создаваемая прожекторами и огромными экранами, что впору выписывать отдельную премию команде видеоинженеров группы за утонченный и безупречный вкус, присущий, по видимости, только британцам. То же самое можно сказать и про звук, который был как пластинка, звучащая на hi-end аппаратуре. Сет лист составил абсолютный “Best Of”, в котором доминировали номера с эталонных альбомов жанра – “Hysteria”, “Pyromania” и “High’n’Dry”, причем язык никак не поворачивается назвать программу ностальгической. Шлягеры “Let It Go”, “Foolin’” и “Animal” вызывали шквал оваций как у старшего поколения, так и у молодежи.
Майкл Монро, легендарный экс-фронтмен Hanoi Rocks, знающий как держать связь с публикой, с первых секунд выхода на сцену и до последнего аккорда, был импозантен и неотразим. Абсолютно не устающий от сцены, все так же садясь на идеальный шпагат, залезая на любые доступные конструкции, Майкл, вместе с соратниками Стивом Конте и еще одним экс-«Ханоем» Сами Яффой, наэлектрилизовали публику не хуже плазменной лампы Николы Теслы. Блестящие белые волосы, яркий сценический образ, веер, саксофон, шарфы-банданы на микрофонной стойке, в общем, полный набор атрибутов для завоевания дамских сердец и восторга их спутников. То был настоящий глэмовый панк-рок, как он есть!
Примерно в это же время на соседней сцене ожидалось таинство темных сил. Самый мистический метал-проект современности – Ghost представил избранным нового фронтмена – Папу Эмеритуса Третьего, и по такому случаю все было подготовлено надлежащим образом. Перед началом концерта со сцены доносился запах церковных благовоний, в назначенный час на сцену неспешно вышли Безымянные Упыри (Nameless Ghouls), скрывающиеся под псевдонимами-символами. Скопировать в текст их не удается, поэтому ограничимся описанием: треугольник, треугольник вверх ногами, треугольник с палочкой, треугольник вверх ногами с палочкой, сопля с хвостиком. По легенде, эти знаки означают пять алхимических элементов: огонь, воду, ветер, землю и эфир.
После исполнения инструментальной “Genesis” взору свидетелей вечери предстал облаченный в казулу и митру «Его Святейшество». Ghost поразили в первую очередь не своими песнями («семидесятнический» хэви/дум), а атмосферой, созданной благодаря декорациям, костюмам, шикарному свету, и магическому голосу Папы. В какой-то момент у автора этих строк возникло ощущение, что он попал прямиком в фильм Стэнли Кубрика “Eyes Wide Shut”.
В полдень дня третьего отдельная часть посетителей фестиваля мысленно перенеслась на заокеанские просторы Джексонвилля, – на сцену вышли одни из ярчайших представителей «южного рока» Molly Hatchet. Сколько в этом коллективе сменилось участников, сможет безошибочно сказать лишь прожженный знаток MH, или на худой конец Википедия, но кто бы ни играл в этом коллективе, – не ждите от них ничего кроме первосортного рока и блюза, сыгранного с истинно южным темпераментом.
Одним из претендентов на звание «эксклюзив фестиваля» стало женское NWOBHM-трио Rock Goddess, ближайшие сподвижницы Girlschool. Не отличаясь особым разнообразием в композициях, дамы выдали бескомпромиссный металл, выбив ни одну скупую мужскую слезу из поседевших и обросших бородами поклонников английского олдскула.
Ретро-эстафету продолжил легендарный хард-рокер Дон Доккен, появившийся на Rock Stage в полшестого вечера. Признаться, многие были настроены весьма скептически, ведь еще десять лет назад по земле ходили слухи, что голос Дона уже давно, мягко говоря, не тот. Что же, маэстро Доккен, конечно не голосил так, как делал это на концертнике “Beast From The East”, но распоряжался своим голосом как настоящий профессионал, здраво оценивающий свои нынешние силы, не выдавая петухов, и зная на чем нужно сделать акцент в своих вокальных партиях. Для многих стало сюрпризом появление на сцене другого легендарного певца по имени Марк Боулз, причем в качестве басиста.
Одной из главных интриг Sweden Rock 2015 стало возвращение на большую сцену после более чем пятилетнего перерыва легенд шведской слиз-глэм-панк-сцены Backyard Babies! По этому поводу неизменный стокгольмский квартет устроил сначала пресс-конференцию, затем автограф-сессию c презентацией новейшего сингла “Th1rt3en Or Nothing”, наконец, собственно, сам концерт. Backyard Babies всегда были щепетильны в том, что касается визуального аспекта, будь то внешний вид, оформление альбомов или стейдж-продакшн.
На этот раз сцену украсили сверкающие лампочками, будто специально криво поставленные усилители, полицейские мигалки и запатентованный белый череп. Смело начав концерт с уже упомянутого выше нового трека, команда выдала на гора порцию отборнейших хитов. “UFO Romeo”, “Making Enemies Is Good”, “Star War”, “Minus Celsus”, – это лишь несколько примеров того как нужно играть слиз-панк в XXI-м веке. Что же, за время творческого отпуска BYB ни на каплю не растеряли своей искрометной энергии, неослабевающего драйва и способности выдать образцовое рок-н-рольное шоу.
На любом фестивале подобного уровня неизбежно приходится сталкиваться с сильным разочарованием, и в этом году таковое наступило на выступлении хэдлайнеров третьего дня Motley Crue. Всем известно, что музыканты отправились в свой прощальный тур, но, похоже, они немного опоздали. Сказать “до свидания!» им нужно было как минимум пару лет назад. Вместо бесшабашных рок-н-рольщиков, подающих пример, как нужно получать удовольствие от жизни, глэмстеры из Лос-Анжелеса теперь запомнятся как кучка уставших от концертов старперов. Во всяком случае, именно так можно сказать про утратившего всякую форму (возможно именно это стало причиной тотального запрета на фотосъемку) и одновременно голос вокалиста Винса Нила, и похоже впавшего в полную апатию Никки Сикса. Про гитариста Мика Марса промолчим, ибо он единственный, кто является заложником своего здоровья не по своей воле. Однако наша делегация была свидетелями того, как протутаированные с ног до головы «мотликрюшными» татуировками люди уходили после третьей композиции, произнося комбинацию из шведских и английских ругательств. Единственное, что заставило нас досмотреть шоу до конца, это надежда на то, что хотя бы единственный не впавший в летаргический сон член коллектива, барабанщик Томми Ли, продемонстрирует очередное трюковое шоу со своей установкой как это было на том же месте три года назад. Увы, зрителю было отказано даже в этом: вместо барабанных американских горок, предлагалось взглянуть на двух стриптизерш бальзаковского возраста и какой-то невнятный пиротехнический конфуз. Такого позора Швеция не видала со времен крушения корабля «Ваза» в 1628 году!
Проснувшись с неминуемого похмелья на четвертый день фестиваля, мы поначалу подумали, что со стороны Балтийского моря нас пытаются заманить своими чарующими голосами сказочные сирены. Идя на зов сладких голосов, обнаружили, что на сцене и правда были The Sirens, проект трех готических див: Лив Кристин, Аннеке ван Гирсберген и Кари Рюслаттен. Как по отдельности, так и собравшись все втроем, дамы поочередно исполняли композиции со своих сольных проектов, не забыв и про Theatre Of Tragedy, The Gathering и The 3rd and the Mortal. Несмотря на пасмурное небо, все три барышни излучали своими ослепительными улыбками позитив, растопив не одно нордическое сердце шведа. На то они и Сирены.
Контраст The Sirens составили канадские тру-металлисты Exciter, облаченные в металлические клепки по последнему слову моды 1985го года. Не так давно они воссоединились в оригинальном составе, особенностью которого можно считать поющего барабанщика Дэна Бихьера. Невзирая на некоторые технические неполадки посреди шоу, Exciter по-стахановски отработали свою смену, перевыполнив план по выплавке металла в виде таких хитов, как “Heavy Metal Maniac’, “Violence & Force” и “Pounding Metal”.
Всемирно известный квартет Kiss для шведов является священной коровой, поэтому на концерт Эйса Фрили подтянулись даже те из аборигенов, кто предпочитал отсиживаться в баре или «давить баночное» в палатке. Не сложно догадаться, что добрые две трети сет-листа были зарезервированы под такие нетленки, как “Love Gun”, “Cold Gin”, “Deuce” или “Shock Me”. Ну и как обойтись без самовозгорающегося «Лес Пола» – фирменной фишки, присущей любому шоу Эйса.
Было никак нельзя обойти вниманием нью-йоркский трэш-хардкор квартет Nuclear Assault. Во-первых, потому, что их никогда не было в России. Во-вторых, потому, что они вообще не так часто отправляются на гастроли, по поводу чего они сами выдали пару острот во время шоу. Вообще в музыке подобного плана Nuclear Assault стоят особняком в силу сочетания серьезного и комичного. Социальная сатира и юношеское дурачество уже не столь молодых людей создают такой же контраст, как и сами музыканты – низкорослый пухляш Джон Коннели (вокал, гитара), носящийся по сцене словно удирающий от бабушки колобок, и рядом с ним долговязый Дэн Лилкер (вокал, бас). При этом все скоростные гитарные соло выпиливал именно Джон, а не второй гитарист Эрик Бурк. За то, что фэнам пришлось столь долго ждать своих героев, Nuclear Assault щедро вознаградили оных превосходным сет-листом, куда вошло практически всё, что требовалось. Это и не теряющий злободневности крик души о спасении природы “Critical Mass”, и памфлет в защиту инди-музыки “Brainwashed”, и обнажающие социальные язвы “Price Of Freedom” с “Torture Tactics”. Не был забыт и «герой» прошлого вечера Винс Нил из Motley Crue. Ода в его честь “Butt Fuck’ была объявлена с особым цинизмом. Вдогонку было сыграно несколько абсолютно новых композиций, а ровно через пять минут после финальных аккордов фронтмен группы выбежал к фэнам, чтобы угостить их пивом, пообщаться и сфотографироваться с каждым желающим.
Австралийская рок-группа The Angels также не из тех, кого можно назвать частым гостем в Европе. Эта группа служила источником вдохновения для Guns’n’Roses, Pearl Jam и Nirvana. Да, они не такие зрелищные как AC/DC, не такие напористые как Rose Tattoo, не такие коммерческие как INXS, но, как и любой австралийской группе, им присуще тонкое чувство такта, когда именно те ноты, играются именно в тех местах, где они должны звучать. И хотя их оригинального вокалиста Дока Нисона, к сожалению, уже нет в живых, взявший на себя его обязанности Дэйв Глиссон из The Screaming Jets не позволил пасть «Ангелам».
Фестиваль плавно близился к своему концу, и одной из последних групп, которая входила в планы посещения, стали Rage в их нынешней конфигурации Refuge. Именно так сейчас называется трио, состоящее из Пиви Вагнера, Манни Шмидта и Кристоса Эфтимидиаса. В этой компании Пиви находился в последний раз в 1993 году, и, судя по не сходящей с его лица улыбки, он был неподдельно рад уже самому факту того, что старые друзья вновь собрались. Как несложно догадаться, Refuge продемонстрировали программу из хитов Rage «классического» периода, и сделали это с такой легкостью и слаженностью, что создалось впечатление, будто друзья не расходились и вовсе.
Дискуссии о хедлайнерах последнего дня, Богах Металла Judas Priest, не прерывались внутри нашей делегации вплоть до их выхода на сцену. Четыре года назад они уже попрощались с публикой Sweden Rock, как, впрочем, и со всеми остальными фэнами по всему миру, включая Россию. Тогда, хоть группа и играла расширенную программу, охватывающую абсолютно все альбомы с участием Роба Хэлфорда, многие отмечали, что былого запала и энтузиазма у «Пристов» поубавилось. Было видно, что Роб Хэлфорд переносил выступления с трудом из-за проблем со спиной. На пресс-конференции, прошедшей несколькими часами ранее, Роб поведал, что недавняя операция, несмотря на серьезный риск, прошла успешно, а за хирургический скальпель отвечал один из лучших хирургов. И вот в назначенный час занавес с «пристовским лого» пал, и в мгновение стало понятно, что к нам вернулся отдохнувший, поздоровевший и посвежевший «Прист», будто скинувший с себя десяток лет. В первую очередь это касалось самого маэстро Хэлфорда. Его сутулость исчезла, а трость, с которой он вышел вначале, по всей видимости, теперь служила не опорой, а частью шоу. Да, сетлист был достаточно стандартен (лишь две композиции “Devil’s Child” и “Love Bites” можно считать относительными сюрпризами вкупе с тремя вещами с последнего альбома), но зрители слаженным хором подпевали слово в слово каждый куплет каждого хита. Так или иначе, Judas Priest показали, что еще в состоянии преподать молодому поколению урок, а их обман с прощальными гастролями был ложью во спасение жанра. И пусть последний альбом “Redeemer Of Souls” вызывает ожесточенные споры среди критиков, на сцене группа по-прежнему не дает спуску никому, кто осмелился бы посягнуть на ее трон. А иной смельчак пусть отведает плетки г-на Хэлфорда, той самой, которую он держит в зубах во время очередного фееричного выезда на своем “Harley-Davidson”!
Однако это был еще не финал фестиваля. Особо стойкие разошлись – кто на Rock Stage, смотреть веселую клоунаду The Darkness, кто на Sweden Stage, где творили свой черный шабаш Behemoth. На следующий день сцены уже были собраны, многочисленные торговцы сворачивали свои шатры и грузили товар, а в магазине с официальной продукцией фестиваля допродавали остатки маек (в основном нестандартных размеров). Было немного грустно оттого, что праздник закончился, оставив на земле обрывки палаток, пустые пивные банки и прочий мусор. Но уже к вечеру на площадке была снова чистота, и Норье вновь превратилось в тихую курортную зону для шведских пенсионеров. Таким нам запомнился «Sweden Rock 2015», и поверьте, на этих страницах мы не пересказали и одной пятой того, что творилось в эти четыре насыщенных роком и сопутствующими ему атрибутам дня.
Евгений СИЛИН
Впечатлениями также поделились Дмитрий и Анна Костенко.
Фото: Евгений Силин, Татьяна Силина, Анна Костенко, Александр Любченко.
Благодарим оргкомитет фестиваля «Sweden Rock» за аккредитацию.