Metallica: Связь поколений
Август 3, 2019
Михаил Стеблецов (244 статей)
Поделиться

Metallica: Связь поколений

Бросайте в меня камни, обзывайте, ругайте, но факт остаётся фактом: Metallica сейчас — абсолютный лидер «металлического движения», группа №1 в тяжелой музыке. И она это с успехом доказала воскресным вечером 21 июля на стадионе «Лужники». Но обо всём по порядку.

Ажиотаж перед концертом был огромный, билеты раскупались как те самые хлебобулочные изделия, и поклонников не смущали даже неприлично высокие цены. Сделала дело сумасшедшая ностальгия, которая живёт в крови российских металлистов, что постарше, тех, кто застал незабываемый Тушинский фестиваль и теперь ищет любую возможность, чтобы увидеть группу «живьём» и снова пережить те же чувства. Хотя схожая истерия творится и во всём остальном мире, Metallica мегапопулярна везде, и в каждой стране оставила свои, особые следы. И пусть к позднему творчеству группы, как говорится, есть вопросы, первые пять альбомов стали своего рода музыкальным букварём тяжёлой музыки. И как можно пропустить её концерт в Москве? Ответ — никак.

Десятки тысяч фэнов стали чуть ли не с утра стекаться к спортивной арене «Лужники». Когда открыли палатки с официальной атрибутикой, картина напоминала «выброс» дефицита в 80-е: прилавки брали в стиле штурма Зимнего. А торговых точек было все восемь штук. И к семи вечера в ассортименте футболок остались только размеры XL и больше…

Вернемся к музыке. На разогреве были две команды. Первая – малоизвестные норвежцы Bokassa, исполняющие откровенно неинтересную смесь из стоунера и хардкор-панка. Вторыми же значились уже довольно-таки знаменитые шведы Ghost. Группа провозглашает антиклерикальные идеи, а публичный эпатаж, с которыми она это делает, трудно назвать интеллектуальным. Тема избитая, интересная разве что подросткам, да и маски на музыкантах не добавляют изюминки коллективу, а откровенно раздражают. Но и это можно было бы вынести, если бы сама музыка была интересна. Но увы, она невыразительна, скучна и явно не рассчитана на огромные стадионы. Популярность коллектива остаётся для автора загадкой. Музыка Ghost явно недотягивает до уровня группы, достойной разогревать Metallica. Но Ларсу, конечно, виднее. Свою порцию восторга шведы получили, и ладушки…

Переполненный стадион ревел и гудел в ожидании своих любимцев. Люди со всех регионов России и зарубежья готовы были встретить Metallica со всей душой. В 20:40 зазвучала обязательная тема-открывашка из фильма «Хороший, плохой, злой» Эннио Морриконе, и на сцену вышли Они, начав с “Hardwired». Если Ghost и были для чего-то нужны, так это для того, чтобы продемонстрировать огромный контраст в уровне групп и масштабности их выступлений. Огромные (даже огроменные!) экраны давали в полной мере насладиться действом на сцене. Также на них демонстрировались видеоролики к песням. А мощнейший звук сразу показал, кто в доме хозяин! Бросилось в глаза, что Папа Хэт постарел и выглядел слегка уставшим. Но этого же не может быть, правда? Этого же просто не может быть, не имеет права! Но время не щадит никого, да и непростая туровая жизнь накладывает отпечаток. Это было хорошо заметно, когда камера брала крупные планы. А нелепая прическа и новые усы заставили вспомнить (и чуть переиначить) известную фразу из советского фильма: «Володька, сбрей усы!»
Честно говоря, титульный трек с последнего на сегодня альбома не произвел сильного впечатления, как и последующий за ним «The Memory Remains» с кадрами из видеоклипа. Но это была Metallica, и ей можно простить любой выбор репертуара. Тем более что дальше всё встало на свои места. Россыпью полетели всеми любимые металлические шлягеры: “The Four Horsemen”, “Harvester of Sorrow”, “The Unforgiven”, ещё пара песен с условно нового альбома и мощная “Sad But True”.

А вот дальше произошёл тот самый сюрприз, о котором уже рассказали почти все, в том числе даже не имеющие никакого отношения к музыке СМИ. Хэтфилд с Ульрихом решили немного отдохнуть, а на сцену, на самый ее «язык», вышли Роберт Трухильо и Кирк Хэммет. И, обратившись к зрителям, пообещали что-то особенное. И это было просто настоящая музыкальная бомба! Читая по бумажке русские слова, написанные латиницей, Роб запел один из главных хитов перестроечного СССР, песню самой, пожалуй, популярной группы из когорты т.н. русского рока. Эта была «Группа Крови» «Кино»! Цой действительно жив, а стадион реально сошел с ума. Такого сюрприза не ожидал никто, и благодарность поклонников была огромной. Роб, кстати, довольно понятно произносил русские слова, похоже передав и тембр, и настроение оригинала. Это простая с музыкальной точки зрения песня моментально построила еще один крепкий мост между группой и её российскими поклонниками. Безудержные овации — тому подтверждение. Конечно, не обошлось без недовольных, тех, кому «вместо ещё одной песни Metallica впарили непонятно что». Были и люди, которые злорадно ждали очередной лажи, извините за жаргон… технической ошибки Ларса, чтобы тоном, не терпящим возражений, заявить: «Ульрих – это просто бизнесмен!» Такие люди были и будут всегда, это их мнение и их право его высказывать. Но подавляющее большинство всё же осталось невероятно довольно.

Сыграв необязательную “Frantic” c “любимого всеми” альбома 2003 года, группа зарядила канонаду хитов: “One”, “Master of Puppets”, “For Whom the Bell Tolls”, “Creeping Death”, “Seek and Destroy”… На ней уже все на стадионе практически сорвали голос. И группа удалилась. Удивительно, но некоторые и впрямь поверили, что шоу закончилось, и потянулись к выходу. Но, выдержав должную паузу, группа вылетела на обязательный бис и сыграла ещё три песни. Финальной была “Enter Sandman”, в концовку которой «вкрутили» тему из “The Frayed Ends of Sanity”! Концерт продолжался почти два часа и двадцать минут. Любимые песни вместе с залпами пиротехники и даже мини-салютом настолько разожгли публику, что она совершенно не хотела отпускать своих любимцев. Видя всё это, музыканты расчувствовались, особенно Джеймс, и каждый из них сказал искренние добрые слова в адрес поклонников. Ларс вспомнил знаменитый концерт в Тушино в сентябре 1991 года, и эти его слова стали тем самым мостиком в прошлое, еще крепче связавшим поколения. Как давно это было…

Уходя со сцены, Кирк Хэммет заметил, что в него что-то прилетело из толпы. Этим «чем-то» оказалась красная шапка-ушанка. Явно не ожидавший такого подарка Кирк с улыбкой подхватил её и убежал за кулисы.

Это было необыкновенное шоу лучшей металлической группы мира. Даже небольшие недостатки звука (эхо в чаше «Лужников») не смогли испортить впечатление от концерта. Поклонников — на вид от лет восьми и до шестидесяти с лишним — объединила невероятная энергия рок-н-ролла. Чувствовалось, что эта музыка находится вне времени и поколений. Она пробуждает страсть к жизни и созиданию, заряжает энергией и задором, помогает не прогибаться под обстоятельствами и даёт всем нам так необходимую надежду. А раз она сводила с ума поклонников более тридцати лет назад и продолжает это делать сейчас, это всё-таки что-то значит. Спасибо, Metallica, мы тебя любим!

Сет-лист: Hardwired, The Memory Remains, The Four Horsemen, Harvester of Sorrow, The Unforgiven, Now That We’re Dead, Moth Into Flame, Sad but True, Halo on Fire, соло Кирка и Роба, включающие Группу Крови, Blood Brothers, ManUNkind и Orion), Frantic, One, Master of Puppets, For Whom the Bell Tolls, Creeping Death, Seek & Destroy. Бис: Spit Out the Bone, Nothing Else Matters, Enter Sandman (с The Frayed Ends of Sanity в концовке).

Михаил СТЕБЛЕЦОВ
Фото из соцсетей.

P.S. Справедливости ради надо отметить, что по поводу выступления Ghost были и гораздо более тёплые отзывы. Конечно, реноме команды Тобиаса Форге изрядно потрёпано скандалами со сменой состава, и, если сравнивать прошлогодний диск «Prequelle» с предыдущим, «Meliora», заметно, что очень многое зависело от «свиты». И в восприятии команды разогрева всегда проигрывают хедлайнерам, им достаётся меньше площади сцены, меньше киловаттов света и звука, да и солнце ещё светит вовсю, лишая шоу должной таинственности. Но сам факт, что в компанию с «Металликой» приехали не безвестные статисты, а команда из верхних списков афиш металфестов, делает честь хедлайнерам. Тем более что Ghost ещё не приезжали к нам сольно.
Что касается внезапного кавера «Кино», на тему которого было немало споров, шуток и спекуляций, нужно учесть следующее: Трухильо/Хэммет играют такой «сюрприз» уже довольно давно, в каждой стране он свой и выбирается сильно заранее. Например, в Чехии они играли » Jožin z bažin», в Германии — что-то из Rammstein, в Дании — D-A-D, а в Москве, как говорят, был серьёзный шанс услышать «Траву у дома», но боги металла смилостивились… Ни о каком международном признании русского рока эти жесты не говорят. Просто приятный бонус для местной аудитории.

Владимир ИМПАЛЕР

Общее впечатление

21 июля 2019 г.
Москва, стадион “Лужники”
SAV Ent.

Михаил Стеблецов

Михаил Стеблецов