Амалия Бруун (Myrkur): Время радости, время меланхолии
Май 9, 2020
Аскар Ибрагимов (19 статей)
Поделиться

Амалия Бруун (Myrkur): Время радости, время меланхолии

До 2014 года ничего не предвещало, что датская инди-рок-певица Амалия Бруун (Amalie Bruun) внезапно окажется на диаметрально противоположном конце музыкального спектра, посвятив себя атмосферному блэк-металлу. Прошло несколько лет, и её проект Myrkur выступает на стадионах, её портреты публикуются на обложках Metal Hammer и Revolver, растёт число слушателей и фанатов.

На третьем «номерном» альбоме Myrkur «Folkesange», который вышел 20 марта 2020 года на Relapse Records, Амалия сделала шаг в сторону от экстремальной музыки. В отличие от блэк-металлических “M” и “Mareridt”, диск состоит из народных песен и авторских композиций в том же духе. Записывал его саунд-продюсер «неошаманов» Heilung Кристофер Юль, дисторшен и бластбиты уступили место лире и никельхарпе, а мрачные образы прежних обложек сменила картина известного норвежского художника начала XX века Ханса Даля. На ней изображена девушка, которая идёт по зеленому лугу на фоне залитого солнечной дымкой горного пейзажа.
Видимо, и мой звонок Амалия Бруун получила на прогулке, так что ветер стал невольным фоном для разговора о последнем релизе. Как и большинство жителей северных стран, Амалия немногословна, однако когда разговор касается вдохновения и эмоций, её слова наполняются сильными, впечатляющими образами.

Мyrkur начинался как блэк-металлический проект. Планировали ли вы с самого начала, что у него будет фолк-сторона?
Думаю, фолк всегда был частью моей музыки. Кажется, я начала работать над этой записью в районе 2016 года. Тогда появилась идея сделать целый альбом [в фолк-стилистике]. Так что – да.

Один из треков «Folkesange» называется «Gudernes Vilje» («Воля богов»). Какое, по-вашему, место в реальности занимает предназначение, а какое – свободная воля?
Я не особо верю в случайности. В конечном счете, думаю, я духовный человек. Мы, люди, нуждаемся в том, чтобы видеть некий смысл в происходящем. Тогда мы говорим, что это было предопределено, должно было случиться, свершилась воля богов. Более того, я и в самом деле верю, что всё происходит по плану, который нам неподконтролен.

Вы исповедуете какую-то религию?
Если и исповедую, то моя религия – это природа. Мне близки северные языческие верования. Но я не следую какой-либо конкретной священной книге или [официальной] религии. (Сегодня в Дании основная религия – лютеранство, а у официально признанного в стране неоязыческого движения несколько сотен приверженцев. Кстати, похожие мысли про свою «личную веру» высказывала в интервью «ИнРоку» Мария Франц из Heilung, – прим. авт.)

У вас есть психоделическое видео на «Leaves of Yggdrasil», что означает его визуальный ряд?
(Песня посвящена норнам, прядильщицам судьбы, однако видео не пересказывает мифы, оно получилось полностью абстрактным, а основной образ в нём – некий неоновый светящийся треугольник, летающий на фоне природы, – прим. авт.)
Мне важно было сделать клип именно на эту песню. В ней несколько смысловых слоёв, а кое в чём я оставляю свободу для слушательской интерпретации. Песня отражает мой личный опыт, её смысл – в смешении древнего и современного. Поэтому я не пошла обычным путем, то есть не стала повторять традиционный образ фолк-музыканта на фоне природы. Я решила передать в клипе ощущение будущего и больше ориентироваться на символизм.

Вы очень любите историю, прежние времена. Но ведь мы живём в развитом, высокотехнологичном обществе. Почему же важно смотреть в прошлое?
Ну, человечество ведь прожило две тысячи лет не впустую? Я надеюсь, что мы сохраним уроки прошлого и древнее знание, ведь без этого будем каждый раз как новорожденные дети. Люди [прошлого] мыслили, сражались и делали всё, чтобы человечество развивалось и мы стали такими, какие мы сейчас. Поэтому древнее знание важно. Технологии хороши, но у них есть свои опасные стороны, они могут выйти за рамки того, для чего предназначены, и это надо осознавать. Вдобавок они отдаляют людей то того, что им действительно нужно.

И, наверное, в прошлом было куда меньше консьюмеризма.
Да, в самом деле, там не было даже возможности выбора!

Альбом завершает очень светлая фортепианная композиция «Vinter». Разительный контраст с остальными вещами, посвященными мрачным легендам. Откуда эта вещь появилась и почему она стоит последней?
Что меня вдохновило… Я написала её у себя дома (Амалия живет в часе езды от Копенгагена, – прим. авт.), в этот день начал падать снег, и [я наблюдала] эти отражения света на снегу и снежинки. Когда идет снег, становится очень тихо. Я хотела запечатлеть это состояние: чувство ностальгии, меланхолии, но в то же время и радости.
Для меня зима – сезон, который «закрывает» всё. Эта цикличность весьма важна для меня — я живу в соответствии с природой, с уважением к ней, к её сезонным изменениям. Не в каждой стране они есть, но мы [на севере Европы]  всё ещё их видим, и, надеюсь, это не прекратится с глобальным потеплением. Поэтому я подумала, что композиция станет хорошим окончанием альбома.

Прошло несколько недель с выхода альбома. Как его приняли, как реагирует публика?
Я бы сказала, на удивление хорошо! Честно говоря, не ожидала, что альбом будет интересен кому-либо, кроме «нишевой аудитории», то есть любителей фолка. Но, похоже, что и другие люди обратили на него внимание. Как раз об этом я и мечтала.

Вижу, что вы издали не только обычный чёрный винил, но и ещё четыре разных цветных варианта. Это маркетинговый ход или какая-то идея, связанная с самим альбомом?
Мы обсуждали этот вопрос с Relapse Records, с их дизайнером, и вместе решали, как будут выглядеть пластинки. С каждым новым альбомом мы так делаем. Relapse Records – это “винило-ориентированный” лейбл, его покупатели очень интересуются этим форматом, и мы вложили в дизайн пластинок много сил и энергии. Хотели, чтобы для тех, кто интересуется винилом, этот релиз стал настоящим подарком.

Немного общих вопросов. Почему вы предпочли всем остальным разновидностям тяжелой музыки именно блэк-метал?
Я заинтересовалась скандинавским блэк-металом ещё в тинейджерском возрасте. Первая группа, которую я услышала, была Darkthrone (с альбомом «Transilvanian Hunger» 1994 года, — прим. авт.). Я была впечатлена, заинтригована и отправилась в «квест за сокровищами» за другими такими командами, которые мне в итоге тоже понравились. С блэк-металом всё так же, как и с фолком – ты словно ныряешь в кроличью нору и только и говоришь: «Ого, ничего себе, какая классная группа, и эта, и эта тоже!» На блэк-метал-сцене тоже очень много команд, я их люблю, мне нравится этот саунд и эти ощущения.

Какие именно ощущения?
Сложно объяснить словами, это надо почувствовать. Это… связь с чем-то, и я очень люблю тьму в этом жанре, и красоту, и напор звука. Ярость. Энергию.

Само название группы Myrkur переводится с исландского как «тьма». А что для вас означает это понятие?
Как-то я была на горячих источниках в Исландии. Погода там островная, сумасшедшая. И я оказалась в метели, посреди урагана. Мне показалось тогда, что я могу исчезнуть в этой тьме, при этом было странное ощущение безопасности, чувство, что тьма меня защищает. Это был опыт встречи с чем-то в себе самом, пугающем, но одновременно прекрасным. Благодаря этому опыту я и выбрала название группы на исландском.

Очень необычно! Чаще всего боятся темноты; вспомним, о чём поют Iron Maiden в “Fear of the Dark”. Но для людей из северных стран всё по-другому?
Да, всё наоборот. Тут вообще одно время всегда темно, а потом всё время светло. (Посмеивается.)

Вы рассказывали, что источником для творчества служат личные переживания – сны, кошмары. Что ещё вас вдохновляет?
Я думаю, это бытие в природе. Конечно, меня подпитывает северная мифология, древние саги, а также прочая литература. Люблю классическую музыку. Интересно погружаться, как я рассказывала, в старую народную музыку, слушать фолк-группы.

Вы сделали свой плейлист на Spotify, посвящённый старому фолку («Myrkur’s Folk, Classical, & Choral Playlist»). Как вы подбирали треки?
Меня много раз просили сделать фолк-плейлист. Но я не хотела, потому что выбрать, скажем, десять лучших треков, просто невозможно! Мои любимые композиции варьируются день ото дня. Получилась скорее палитра различных звучаний, подборка не только народной, но и классической и хоровой музыки.

Как фотограф, я тоже собираю «референсы», и часто набираются сотни картинок, с которыми потом не знаешь, что делать, столько разных идей!
Вот видишь!

Что вам нравится слушать самой?
Последнее время слушала много Aphex Twin (известный электронный музыкант, – прим. авт.). Эта музыка – не из тех, в которых автор выражает некую творческую идею, она очень разноплановая и к тому же отлично успокаивает. А чаще всего я слушаю фолк и классику – это в нашем доме любят все.

Здорово, что вы не следуете музыкальным клише. В том же экстремальном металле вы не идёте по пути «давайте рубить типичный блэк, который хорошо продаётся», а используете его скорее как музыкальную текстуру, которая вплетается в общую композицию…
Да, спасибо! Но не стоит играть блэк-метал, если хочешь хорошо продаваться. Он не продается. (Посмеивается.)

Вы уделяете много внимания вашим сценическим нарядам. Что за история про платье с костями лисы?
Я нашла скелет у себя в саду. Он был под одной из кладовок, и на нём ещё оставались мясо и шерсть. Я подумала, может, это собака затащила его туда, ведь в этом месте нет волков… Потом решила эти останки освежевать и обработать кости. Нужно завернуть их в фольгу, сделать разные операции, высушить; есть много рецептов, как обработать кости в лучшем виде. Мой друг – талантливый дизайнер и человек искусства, и мы, в общем-то, создали платье на основе этого скелета.

Смысл в том, чтобы у меня с собой, на сцене, была сила этого зверя. Я хотела, чтобы она не пропала впустую, чтобы лисе была оказана честь. И она была оказана во всем мире!

То есть смысл – не использовать кости как материал, а отдать дань уважения этому созданию.
Абсолютно! В прошлом воины-викинги одевали, скажем, медвежью шкуру, чтобы «превратиться» в зверя. Цель – получить “сырую” жизненную силу животного. С этим нарядом та же идея.

А какая идея связана с платьем в клипе Ella?
Его сделал дизайнер Александр Ван (Alexander Wang). Оно похоже на коралл в океане, напоминает о русалках, о мистике, потому я его и выбрала.

Последний вопрос. Что нужно, чтобы композиция Myrkur состоялась? Определенный набор стилей? Какая-то высказанная идея?
(Задумывается.) Не знаю. Это сложно описать словами. Просто знаешь, когда что-то немного затронуло сердце, и этим хочется поделиться. Это мне сильно помогает. Думаю, мои поклонники уже довольно точно настроены [на меня, на определённые ощущения от музыки], и меня подпитывает их поддержка. Ты ведь видел, у меня в Инстаграме был конкурс на кавер песни «Leaves of Yggdrasil». Я видела, как слушатели создают свои версии моей песни, и чувствовала, что возникает некий симбиоз: я спешу делиться с фэнами [своим творчеством], а они готовы меня понять, разделить мои чувства и почерпнуть что-то для себя.

Здорово, что вы объясняете это на языке чувств, а не на основании рациональных критериев. Один мой знакомый музыкант, Сергей Калугин, любит говорить, что ищет в искусстве “энергетический подарок”.
Да, абсолютно точно.

Аскар ИБРАГИМОВ
Благодарим Фрэнка ван Лимпда (Frank van Liempd, Petting Zoo Propaganda) за организацию интервью.
Фото — Аскар Ибрагимов и официальная Инстаграм-страница Амалии Бруун.
https://myrkur.bandcamp.com/album/folkesange
https://open.spotify.com/album/1aRhu0xtlPbAb1X8us0uOD

Аскар Ибрагимов

Аскар Ибрагимов