Myrkur «Folkesange» (2020)
Проект Myrkur – детище Амалии Бруун, в прошлом инди-поп-певицы, в 2014 году внезапно обратившейся к атмосферному блэк-металу и порядком наделавшей шума в соответствующих кругах. Ломалось много копий на тему “тру-блэк это или нет”, однако почти сразу обнаружилось, что многое из творчества Myrkur – это акустический дарк-фолк. Эти тенденции впервые проявились на концертном релизе «Mausoleum», стали яснее в турне «Folkesange» 2018 года и получили продолжение на одноимённом альбоме, который выходит 20 марта 2020-го. Хотя, несмотря на то, что тур и альбом называются одинаково, их материал пересекается ровно на одну композицию, англо-шотландскую балладу «House Carpenter».
Обложка диска – наполненная светом картина с девушкой на фоне фьорда, чей оригинал висит дома у Амалии. Альбом тоже нехарактерно легкий и светлый (напомним, «myrkur» по-исландски – “тьма”, и предыдущие релизы более чем оправдывали название). Основную роль в звучании играют традиционные инструменты – никельхарпа, лира и мандола. Амалия любит рассказывать, что занимается творчеством по мотивам собственных переживаний – например, блек-металлический релиз «Mareridt» (2017) был написан под впечатлениями от ночных кошмаров. В 2019 году, после рождения ребенка, она стала задумываться о родовых корнях и об истории, что внесло вклад в стилистику нового альбома. Пресс-релиз «Folkesange» описывает его как “эмоциональное святилище, способ соединения с прошлым, вечным и природным, [..] построенный на сказаниях, ритуалах инициации, отсылке к непрерывному, тому, что проходит через время и поколения”.
Саунд на альбоме – с ненавязчивой реверберацией; похожие приемы использует Wardruna. Кристофер Юль (саунд-продюсер и участник Heilung) добился эмоционального, сложного, но хорошо разложенного по голосам звучания. Если прошлые номерные альбомы обладали ярким авторским почерком, эдакой эклектичной смесью блэк-металлического саунда и дарк-фолкового наполнения, музыкально на «Folkesange» всё традиционно, как бы вне времени и вне современных стилей. На лёгкие мелодии накладываются жизнеутверждающие тексты про богов, демонов и языческий ад. Весь этот сплав выглядит целостным, наполненным энергетикой и очень атмосферным. Обзоры называют Folkesange “опытом, который выходит за рамки [локальной] культуры, чтобы напомнить нам об общем, глубоко укоренённом наследии”. “Там правит глубоко жуткая, языческая атмосфера”, – утверждает обозреватель «Guardian», впечатлившийся, на мой взгляд, как-то слишком сильно.
Упомяну наиболее полюбившиеся композиции. Открывающий трек «Ella» – минорная драматичная баллада с эпичным звуковым размахом и барабанами, звучащими в ритме сердца (излюбленный приём тех же Heilung). Наверное, она ближе всего к общему стилю Myrkur. «Fager Som en Ros» – быстрая вещь с фривольным текстом (да-да, не про демонов), хорошо подходящая для фолк-вечеринки. В начале баллады «Tor i Helheim» («Тор в Хельхейме», т.е. «в аду») звучит яркий, пронзительный кулнинг (скандинавский пастуший зов), а сама длинная, на семь минут история разворачивается совершенно незаметно для слушателя. «House Carpenter» (по шотладнской народной поэме «Daemon Lover», “Демон-любовник” – мелодичная вещь с мрачным сюжетом, своеобразный “якорь” традиционного фолка, исполнявшийся десятками артистов в прошлом, включая Боба Дилана и Pentangle. Закрывает альбом невесомая фортепианная «Vinter» – ее легко представить на фоне картины зимних праздников. Возможно, это символ возвращения на свет после часовой экскурсии по мрачным сказаниям северной Европы.
Итак, «Folkesange» – отличная подборка ярких мелодий, замечательно исполненная и грамотная спродюсированная. Однако на записи нет сильных эмоциональных перепадов, песни исполнены примерно в одном ключе, и диск в целом воспринимается слишком ровно. Гораздо интереснее включать композиции по отдельности и вслушиваться в каждую.
Аскар Ибрагимов
Ссылка на альбом (стрим\покупка): https://orcd.co/myrkurfolkesange
Выражаем благодарность Petting Zoo Propaganda за предоставление промо-альбома.
Опубликованные видеоклипы:
dark folk 8/10
Relapse Records