Vespero и Bigateque: Цветы в психоделических садах
Когда в очередной раз возникают разговоры о «легендарных шестидесятых», о чарующих звуках психоделического андеграунда, в который так хотелось бы хоть на часок окунуться, будь под руками машина времени, хочется ответить: всё это есть и сейчас. Просто места надо знать. И имена. Одним из таких представителей психоделического андеграунда является астраханская группа Vespero.
Вокруг них нет «хайпа», хипстерские фестивали не спешат приглашать их в свои составы, но музыканты спокойно играют себе в родном городе, репетируют, записывают один за другим прекрасные альбомы, занимают первые строчки в списках западного сайта ProgArchives и периодически наведываются в Москву, где у них есть маленький, но стойкий круг поклонников.
Недавний визит Vespero в Москву состоялся 2 декабря. Местом проведения был выбран новый клуб «Сады», а соратниками в выступлении вместо «завязавших» с концертной деятельностью DisenGage стала команда Bigateque. Это новый (условно) коллектив барабанщика Exit Project Владимира Глушко (также «Лакоча», «Теуникова и Композит» и др.), раньше он делал похожие вещи в Personal Exit, да и от собственно «Экзита» это недалеко ушло, краски те же, только импровизационности гораздо больше. В составе можно видеть звёздного саксофониста Олега Маряхина (группа Инны Желанной, Safety Magic, Tinavie, в прошлом — Exit Project), флейтистку Елену Фольк («Северо-Восток»), клавишника Александра Соколова («До Мажор») и басиста Владимира Кислякова (экс-«Батисфера», экс-«Рада и Терновник», ныне — Re-Stoned).
На сцене, едва вместившей всех участников коллектива, в центре внимания дуэт флейты и саксофона. Маряхин, вероятно, самый «звездный» из участников, ради него стоило задержать концерт почти на полчаса. Артист появился, когда организаторы сдались и попросили начать концерт без него… и, едва скинув куртку, вышел на сцену на первых тактах первой композиции. Его баритон-саксофон — столь нужные (особенно в отсутствие электрогитары) мускулы группы. Как и в «Экзите», у него есть «соперница» в более высоком регистре, только теперь это не скрипка Марии Логофет, а флейта Елены Фольк, и этот инструмент отнюдь не пасует перед игрой мастера, а порой и перехватывает инициативу. Между артистами явно проскакивает искра безусловного интуитивного взаимопонимания. Дуэт Олега и Елены — явная удача Bigateque.
На второй половине концерта к группе присоединился гитарист Re-Stoned Илья Липкин. Может, поэтому, а может, из-за специфики зала звучала «Бигатека» жестко, по-роковому, при этом оставаясь доступной и даже отчасти танцевальной. В этом плане она наследует «Экзиту», умевшему сочетать «качающие» грувовые партии, яркую комфортную звуковую палитру — и обилие тонкостей, импровизационную свободу, благодаря которой эта музыка остается интересной для исполнителей и продвинутых слушателей. То есть эта музыка может и звучать фоном в каком-нибудь кафе, и быть в центре внимания в клубе типа «Дома». У проекта уже есть два альбома — «Arxiv» (2016) и «Jericho» (2017), записанный с участием венгерского трубача Барабаша Лёринца, так что если вы не оказались в этот день в клубе «Сады» (а вы наверняка там не оказались), то послушайте группу хотя бы на диске.
Пока музыканты меняются, несколько слов о клубе. С некоторых пор места, где играют Vespero, отличаются некоей природно-географической направленностью. Год назад был «Море внутри», потом «Лес», а теперь вот «Сады»… И это, пожалуй, самый крошечный рок-клуб из тех, что приходилось видеть. Даже питерский ГЭЗ-21 по сравнению с ним — хоромы. Клуб сочетает близость к центру (пять минут пешком от «Охотного ряда») и затерянность в каких-то невероятных дебрях-закоулках, среди пугающе разинутых ворот и домов без номеров и вывесок. Не пытайтесь найти его без карты!
Отыскав наконец маленькую дверцу с табличкой «Сады Вавилона» (таково полное название заведения), зритель оказывается в помещении размером где-то с чертёжный пенал, без гардероба (только несколько вешалок по бокам), почти без сидячих мест, что, наверное, и плюс — столики бы отъели куда больше места, а стоя поместилось не меньше полусотни поклонников психоделии и джаз-рока. Больше ничего, кроме концертного зала, в клубе нет, хотя присутствуют «удобства» и бар. Тем не менее, звук в зале был на вполне достойном уровне, так что для «культовых» (т.е. без риска аншлага) концертов это вполне подходящее место.
Ну вот наконец и «Весперо». Состав их, к счастью, стабилен. Братья Аркадий и Иван Федотовы (бас и барабаны — что может быть лучше ритм-секции, где ощущение друг друга уже в крови), клавишник Алексей Клабуков, гитарист Александр Кузовлев и скрипач Виталий Бородин. Первые четверо играют в группе с самого начала, Виталий Бородин дебютировал на ее седьмом студийном альбоме «Lique Mekwas» (2016), а в Москву приезжает уже, кажется, четвертый раз. В этот раз команда привезла следующий, восьмой по счету диск «Shum-Shir», который продолжает (и закрывает) начатую «абиссинскую» тематику, т.е. сочетание краут-рока с афробитом, сдобренное сюжетом о двойнике императора, который постепенно раскрывает собственное «я». Так что все желающие могли купить этот релиз… но вот незадача — только в формате виниловой пластинки, CD-версии не планируется. Такова жизнь — когда-то главный формат уходит в прошлое, остается винил для любителей вещественности и bandcamp для желающих просто послушать.
Сетлист был построен на материале «абиссинской дилогии» — так, с «Shum-Shir» прозвучали три из пяти альбомных вещей — «Hapi», «Gaya’s Dance» и «Shum-Shir» (могли бы еще две, но одну заменили на импровизацию с участием Липкина, другую сыграть не успели); с «Lique Mekwas» — «Abyssinian Ground», «Droga» c одноимённого альбома 2013 года и «Lino» с «Surpassing All Kings» (2009). Последняя вещь — одна из любимой всеми «классики» группы, так что Аркадий даже объявил её по-свойски: «Лёня».
Хотя, признаться, когда Vespero звучит живьем, особо не думаешь о том, что это за песни, с какого они альбома — старое начинает звучать как новое, яркое и свежее… Сохранилась и традиция каждый раз привозить с собой новые, еще незаписанные вещи, которые заставляли трепетно ожидать следующего альбома. На этот раз — один трек под черновым названием «Atmo2».
Как и с Bigateque, с Vespero тоже гостил Илья Липкин, и, признаюсь, мне не показалось его присутствие таким органичным, как в Bigateque. Солистов в «Весперо» и так хватает. Его электрогитара немного приземляла полёт «весперовцев», делала их музыку похожей на обычный стоунер-психоделик-бэнд, которых, при всей приятности такой музыки, на свете немало…
И, как уже стало традицией на московских концертах «Весперо», им снова чуть-чуть не хватило времени. В сет-листе было на пару вещей больше, но Bigateque подзадержались, а гостям столицы уже пора было на обратный полуночный поезд в Астрахань. Кстати, обычно они гастролируют по траектории Астрахань-Питер-Москва, на этот раз в северной столице что-то не сложилось, зато Vespero дали полноценный концерт в московской студии «Своего радио» — он уже есть в сети на видео (https://youtube.com/watch?v=lgKh1llaIr4). И, опять-таки, те, кто не попал в «Сады» в этот день, могут услышать и увидеть лучшую психоделическую группу России во всей её мощи на этой записи. Может, к следующему концерту и народ подтянется…
Сетлист Vespero: Hapi, Gaya’s Dance, Abyssinian Ground, Atmo2, Shum-Shir, Droga, импровизация (с участием Ильи Липкина), Lino.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Предыдущие репортажи с концертов Vespero:
Iztumana, Vespero, Disen Gage, Ned Hoper: Дважды два равно прогрессив
Интервью с Vespero:
Аркадий Федотов (Vespero): Возвращение психоделических императоров
2 декабря 2017 г.
Москва, клуб "Сады"