Vespero: Приключения в космосе и под водой
Август 2, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Vespero: Приключения в космосе и под водой

kraut rock,Local,psychedelic rock,Under the Ground,Vespero,Москва Психоделик-рокеры «Весперо» в Москве нечастые гости — дорога от Астрахани долгая, четверо музыкантов должны подгадать отпуска и отгулы, а концертами билеты на поезд вовсе не окупишь. Поэтому каждого приезда астраханцев ждешь, как встречи с лучшими друзьями и любимой музыкой. Хотя почему «как»?

За последние года три группа совершила качественный скачок — ее альбомы завоевали лестные оценки зарубежных критиков, сайт ProgArchives называл один из их дисков «Альбомом месяца», а после героического выступления на «Пустых Холмах-2009» команда стала своей и в среде хиппи, которые знают толк в хорошей психоделике. При всем этом команда по-прежнему выступает в маленьких клубах… (Хотя, если вспомнить, и Ozric Tentacles в Петербурге толпы отнюдь не собрали. А значит, такова жизнь.)
На этот раз концертов было три — два в Москве и один в Питере, причем тот, на который я попал, представлял своего рода студийно-джемовый эксперимент в в помещении студии «Jivoe TV» — интернет-телевидения, которое транслировало действо в прямом эфире. Судя по всему, основная масса фэнов предпочла предыдущий, «регулярный» концерт группы, и в студии собралось от силы человек 20. Время от времени это число изменялось — заглядывали любопытствующие музыканты из соседних репетиционных баз. Студия «Живого ТВ» (оно же база «Under the Group») находится в огромном комплексе студий, репбаз и прочих центров андеграундной активности, который прячется в прямом смысле слова в подполье — в подвалах бывшей типографии газеты «Правда». Известную сцену из фильма «Spinal Tap», где артисты заблудились по пути из гримерки на сцену, вполне можно было снимать там. Переплетение подвалов, переходов, труб и заржавленных запертых дверей просто ошеломляет.
В качестве «соучастников» джема выступали участники дроун-команды Wrist Евгения Сивкова (саксофон) и Наночувак, он же Алеф Гризли (гитара), а также гитарист Константин Мочалов из DisenGage. А вот ставший почти неотъемлемой частью коллектива питерский виолончелист Владимир Белов до Москвы не доехал. Сравнивая участие Белова и нынешних «джемующих» в музыке «Весперо», понимаешь, что есть всё-таки такая вещь, как «химия» (chemistry) и предназначение. Игра Белова, даже в совершенно неопробованных вещах, всегда кажется осмысленной и уместной, участие московской троицы в лучшем случае не мешало Vespero, а чаще — просто загрязняло музыкальную картину. Возможно, проблема в звуке — порой гитара Мочалова своим жирным и жестким звуком начисто перебивало все тонкие звуковые полотна «Весперо».
Но даже в таком виде астраханцам было чем блеснуть. От привычно-прекрасных «Lino» и «Crabs Ashore» — до неожиданных новых песен со свежего альбома «Subkraut», где группа отдает дань уважения краут-року семидесятых. Судя по концерту (студийный альбом я пока не слышал) кажется, что группе удалось создать принципиально иное звучание — без привычных (хоть и очень приятных) звуковых штампов спэйс-рока, всех этих приятных журчаний, шелестений и завихрений, без этого «слоеного пирога» накладывающихся друг на друга петель. Теперь саунд Vespero лаконичен, прозрачен, акцент сделан на сочные и гулкие партии баса и лаконичные краут-роковые рисунки ударных. Причем, глядя на лицо барабанщика Ивана Федотова, кажется, что играть такой скупой бит ему едва ли не сложнее, чем обычные сложные рисунки. Живые барабаны часто дополняются запрограммированной перкуссией и ритмичными электронными эффектами — «бипами» типа позывного подводной лодки в одной из песен. И впрямь, чувствуешь себя уже не космическим странником, а пассажиром глубоководной лодки. А умение находить собственное звучание сейчас очень многого стоит…
После концерта музыканты показали свой свежий диск — он вышел, как и предыдущие, на лейбле RAIG, а связанное с ним дизайнерское бюро «Зондерзонд» просто превзошло само себя. Коллекционное издание диска (музыканты его не продавали, а только показывали — настолько редкое!) представляет собой солидную коробку, из которой выпадают какие-то морские карты, заклепки, ремешки, пряжки, и, наконец… полдюжины крохотных глянцевых черно-белых фотографий, напечатанных по всем правилам фотографического процесса. Увеличитель, проявитель, закрепитель — помните? Хлопотно, да, зато не скачаешь.
Есть, разумеется, и обычное издание. А история самого альбома, как рассказали музыканты, началась тоже с джема — у себя в Астрахани, с перкуссионистом, чей стиль заметно отличался от стиля группы. Поначалу Vespero планировали короткий студийный эксперимент, если не сайд-проект, но за три дня записей родилось вещей на целый альбом, послушав который, лейбл RAIG пришел в восторг и решил издать его со всей серьезностью. А в дальнейшем, наверное, Vespero продолжат и «глубоководные» эксперименты, и движение по проторенной «космической» траектории. Разнообразнее — значит интереснее!

Владимир ИМПАЛЕР

Владимир Импалер

Владимир Импалер