Iztumana, Vespero, Disen Gage, Ned Hoper: Дважды два равно прогрессив
Апрель 8, 2017
Иван Розмаинский (48 статей)
Поделиться

Iztumana, Vespero, Disen Gage, Ned Hoper: Дважды два равно прогрессив

Так часто бывает с прогрессив-роковыми концертами, да и не только с ними — то полное затишье, то по несколько шоу сразу, хоть разорвись. В Петербурге в конце марта, впрочем, можно было не разрываться, а посетить подряд два события, на которых выступали по две сильные команды, питерские «хозяева» и гости из других городов — москвичи Disen Gage и астраханцы Vespero. Иронично, что в Москве они играли вместе, в северной же столице получилось два разных события. На обоих побывал наш корреспондент Иван Розмаинский.

1. ГОСТИ ИЗ ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ СТОЛИЦЫ

Первый из концертов — в последний день марта в петербургском клубе Fish Fabrique Nouvelle. Выступали два отечественных коллектива, исполняющих музыку, имеющую весьма тесное отношение к психоделии и спэйс-року.

Открывали мероприятие, которое началось с более чем часовой задержкой, петербуржцы Iztumana. Это трио, существующее с 2009 года, исполняет музыку на стыке рока и электроники. Барабанщик Дима Порох, изредка поющий гитарист Иван Талый и клавишник Пётр Метил играют композиции, в которых можно найти элементы не только психоделии и спэйс-рока, но и синти-попа, даба, пост-панка, IDM и т.д. В активе у ребят, помимо богатого творческого потенциала, один полноформатный студийный альбом “Zoomorph”, выпущенный в 2014 году, и совместные выступления со звёздами и звёздочками космической психоделии и родственных жанров – Ozric Tentacles, My Sleeping Karma и Hidria Spacefolk. Музыканты успешно сочетают умелую работу с электронными клавишными звуками и «ро’ковый» драйв, чуть ли не побуждая пускаться в пляс при их прослушивании. Первые 35 минут музыка воспринималась просто на «ура», но далее, ближе к концу почти 70-минутного сета, уже вызывала чувство усталости. Возможно, большее саундовое и композиционное разнообразие помогло бы расширить аудиторию и добиться дальнейших творческих успехов. Добавлю, что я немного пожалел о том, что это было всего лишь моё первое знакомство с группой живьём.

Хедлайнеры мероприятия – астраханцы Vespero – уже делили сцену с Iztumana пять лет назад, и вообще они почти ежегодно, начиная с 2008 года, концертируют в Санкт-Петербурге. Мне посчастливилось побывать на более чем десяти выступлениях «весперовцев», причем не только в северной столице, но и в Москве и даже в их родной Астрахани. Одно из привлекательных свойств концертов Vespero состоит в том, что никогда не знаешь, чего от них ждать: они никогда не повторяются, а их репертуар чрезвычайно широк. Вот и на этот раз лидеры отечественного спэйс-рока исполняли в основном новый и новейший материал: лишь примерно треть того, что они играли в этот вечер, можно было услышать на выходивших ранее номерных и неномерных альбомах. Только года назад Vespero выпустили седьмой полноформатный студийный альбом “Lique Meqwas”, написанный под сильным влиянием афробита и очень тепло принятый критиками; а ко дню концерта, о котором здесь идёт речь, у них уже находится в стадии сведения новейший студийный релиз.

Коллектив в последнее время выступает в формате квинтета: к Аркадию Федотову (бас, клавишные), Ивану Федотову (барабаны), Александру Кузовлеву (гитара, мандолина), Алексею Клабукову (клавишные) некоторое время назад присоединился скрипач Виталий Бородин, который органично влился в состав ансамбля.

Как уже было сказано, астраханцы отыграли в основном новые вещи; из «классики» больше всего запомнилось исполнение “Pavane Lacryme” с прославившегося на культовом сайте «ПрогАрхивы» (http://www.progarchives.com) альбома “By The Waters of Tomorrow”, выпущенного в 2010 году. С последнего пока что студийного диска, уже упомянутого “Lique Meqwas”, была представлена только одна композиция – “Abyssinian Ground”. Ансамбль отыграл чуть более часа, и, хотя музыкантов активно звали на бис, они не стали задерживаться на сцене — стрелка часов неумолимо приближалась к полуночи, а на следующий день Vespero должны были играть в Нижнем Новгороде. Один из слушателей громко заявил: «Астрахань – психоделическая столица России!», и, я думаю, все присутствовавшие в зале с этим согласились.

К сожалению, этих присутствовавших было позорно мало. Обычно в Петербурге «Весперо» играют в «Музее Звука» (известном также как ГЭЗ-21), и там всегда собирают аншлаги и даже «переаншлаги» (под 80–90 человек). А в «Fish Fabrique Nouvelle» перед сценой было от силы 20–25 слушателей. Хотелось бы, чтобы концерты групп, исполняющих высококачественный инструментальный рок, собирали в Санкт-Петербурге более широкую аудиторию.

2. РАНОВАТО В ЯЩИК…

Первого апреля в Петербург приехал московский прог-роковый квартет Disen Gage. Он не так уж часто выступает здесь, и одного этого обстоятельства было бы достаточно для похода на концерт этой группы в клубе «Ящик». Но добавлялись и другие соображения: недавний выход нового, четвертого по счёту, студийного полноформатного альбома группы “Snapshots”, а также печальная новость о том, что апрельские выступления Disen Gage – последние в её истории как рок-группы (чему, правда, до сих пор мне верить не хочется),

В качестве разогревающей группы организаторы мероприятия пригласили питерский пост-роковый ансамбль Ned Hoper. К своему стыду скажу, что раньше мне не доводилось слушать музыку этого коллектива ни в концертных залах, ни дома, и зря. Петербуржцы исполняют фирменного качества пост-рок (сами они называют свой стиль «нео-нуар») с психоделическим видеорядом и проникновенной атмосферой. Играющий на баритон-гитаре Влад Грин (в одной композиции он также пел, но вокал глубоко «утонул» в концертном «миксе»), клавишник Данила Большаков (левой рукой на своём Nord Stage очень успешно «вёл» партии синти-баса) и барабанщик Дмитрий Лебедев (использовал также электронную перкуссию) в течение 45 минут и шести композиций погрузили слушателей в волшебную атмосферу, то мрачную и тревожную, то расслабляющую и умиротворяющую. Но в целом музыка было довольно «смурной», иногда музыканты не чурались даже «тяжёлого» звучания, вызывающего ассоциации, скажем, с Tool. В результате их шоу я решился на покупку их фирменного компакт-диска с альбомом “Eleven” (если я не ошибаюсь, второго по счёту из выпущенных ими четырёх полоформатных студийных релизов), который был записан Ned Hoper в 2011 году, только не втроём, а впятером. Несмотря на немалое количество построковых клише, особенно в области гитарного звучания (всяких тремоло и дилеев), группе и в студии, и живьём удаётся быть убедительной и сохранять своё лицо.

Что касается хедлайнеров мероприятия, москвичей Disen Gage, то, хотя в их музыке явно чувствуется влияние King Crimson «дисциплинарного» и «жаворонкового» периодов, столичному квартету с самого начала своего существования удалось сформировать свой неповторимый стиль, сочетающий иронию, сарказм, танцевальность, брутальность, драйв, агрессию и драматизм. Насыщенные и детально проработанные аранжировки, непредсказуемое композиционное развитие, сложные партии ритм-секции, техничные гитарные соло, предназначенные не для демонстрации виртуозности, а для раскрытия настроения конкретных произведений. Барабанщик Евгений Кудряшов, басист Николай Сырцев, гитаристы Константин Мочалов (в основном ответственный за ритм) и Сергей Багин (в основном ответственный за соло, в том числе с использованием гитарного синтезатора) почти всегда исполняют свою музыку сидя, так сказать, в манере Роберта Фриппа. Однако слушателям нередко хочется пускаться от такой музыки в пляс, несмотря на то, что это не евродиско и не рэйв, а прогрессив-рок, причём в значительной степени авангардный.

Disen Gage с первых же минут своего 65-минутного выступления захватили внимание аудитории. У тех, кто часто бывает на их концертах, это не вызвало удивления. Музыканты исполнили как вещи с новейшего студийного релиза “Snapshots”, вышедшего в прошлом году, так и композиции, предназначенные для будущего альбома, работа над которым пока не закончена. Вроде бы даже прозвучала одна совсем ранняя пьеса. Но для меня «гвоздями программы» оказались произведения с самого успешного, третьего альбома квартета “The Reverse May Be True” (2008). Это медитативно-тревожная, “Exyrinx”, исполненная в середине выступления, и завершившая сет блистательная «Landing”, в народе известная как «Мамýшка». После этого «авантпрог-танцевального боевика» у меня возникло ощущение, что я побывал на концерте года. Disen Gage – одна из тех групп, чей потенциал максимально раскрывается на сцене, а не в студии. Вот почему я считаю, что объявлять о завершении концертной карьеры квартет всё-таки поторопился…

Иван РОЗМАИНСКИЙ
Фото из интернет-источников.

Общее впечатление

Iztumana/Vespero
31 марта 2017 г.
С.-Петербург, клуб "Fish Fabrique Nouvelle"

Disen Gage/Ned Hoper
1 апреля 2017 г.
Санкт-Петербург, клуб "Ящик"



Иван Розмаинский

Иван Розмаинский