Vespero/Disengage/Reserve de Marche: Вечер перемен
Астраханская команда Vespero бывает в Москве почти с такой же частотой, как и выпускает альбомы — раз в год-полтора. В позапрошлый их визит группа представляла диск «Droga», в этот — свежевыпущенный «Fitful Slumber at 5 AM». И хотя в целом саунд и образ группы с момента начала ее сотрудничества с лейблом RAIG не меняется, каждый раз Vespero находит какую-то новую точку зрения на краут-рок, психоделию и прогрессив.
То уклоняется в сторону холодного механистичного краута, как на позапрошлом диске «Subkraut», то, напротив, уходит в прогрессивные «степи», как с «Droga» (про это группа рассказывала в интервью «ИнРоку»), а вот каким станет их новый диск? В него еще предстоит долго вслушиваться, но кое-что мы узнали из представленной живой программы.
Главное, что случилось с группой за прошедший год — увы, событие трагическое. Летом погиб, купаясь в реке Оке, виолончелист Владимир Белов — пусть и житель не Астрахани, а Петербурга, но участвовавший в творчестве группы всегда и всерьез.
Заменить такого музыканта было бы безнадежно, но Vespero сделали иначе и не только дополнили, но и расширили состав. Теперь с ними играет второй барабанщик Александр Тимаков и скрипач Виталий Бородин. На вид Виталий — точь-в-точь юный Эдди Джобсон. Со скрипкой Vespero когда-то уже работали на заре карьеры, так что такое звучание для них не в новинку.
А гитарист Александр Кузовлев на половине концертных вещей переключился на мандолину (в этот момент клавишник Алексей Клабуков как раз брал в руки его гитару). Хотя та пестрая смесь красок и звуков, которой отличаются живые Vespero, едва ли кардинально изменилась. А вот за счет второго ударника группа зазвучала заметно жестче, стало больше животного, этнического драйва… Психоделическим командам, как правило, нужно какое-то время, чтобы «набрать обороты» на сцене, так вот — теперь Vespero вышли на «первую космическую» уже на первой-второй вещи. А дальше — право, неважно, новые это песни, старые, можно ни о чём не думать и просто стать частью этого потока…
Жаль, что закончилось всё до обидного быстро. Да, хорошая музыка пролетает всегда быстрее плохой, но всё равно — мало! А ведь в Петербурге Vespero играли, как говорят, аж два часа! Но здесь — иная ситуация. Не сольный концерт, а фестиваль «Out of Space», организованный новым инициативным объединением Crab Stoned But Rocking (CSBR). Вкусы у людей очень похвальные…
Кстати, стоило начать репортаж с музыканта, открывавшего этот день. Илья Липкин, гитарист московской стоунер-группы Re-Stoned, представил свой one-man-band Foggy Realm. В нём он играет скорее гитарный дроун-эмбиент, тягучий и смурной, сцена в этот момент находится практически в темноте, и в целом это могло бы походить на фрипповский саундскейповый разогрев перед основным концертом, если бы Фрипп играл не в «Кримзон», а в «Саббат».
После Vespero на сцену вышли старожилы московской прог-сцены DisenGage. Публика открыла их на фесте «ProgDay» еще в 2003 году, и с тех пор они играли в формате квартета инструментальную гитарную музыку… Перед концертом музыканты обещали сюрприз… подумалось о новой живой программе, но удивление было гораздо сильнее и, скорее, со знаком минус. Из группы исчез второй гитарист Дмитрий Багин — он ушел из-за загруженности в мирских делах. Вместо него музыканты решили взять клавишника Федора Амирова, который когда-то уже пробовал играть с группой, но материал еще не «отшлифовали» как надо, посему — играли втроем.
Вся удаль и все навороты живых DisenGage, конечно, никуда не делись, просто теперь перекличка происходит не между двумя гитаристами, а между гитаристом Константином Мочаловым и басистом Николаем Сырцевым. Они «жгут» изо всех сил, но всё-таки отсутствие второй гитары очень заметно. Подождем, что даст команде присутствие консерваторца Амирова…
Reserve de Marche — команда относительно молодая, играла на одном из первых «ProgDay» в 2012-м… С тех пор она сменила состав, записана два альбома (на концерте как раз представляли второй — «Inside the Drama»), и сделала шаг от пост-рока к инструментальному прог-металу. Хотя пост-роковые черты у команды по-прежнему есть (на концерте такой была полюбившаяся фэнам вещь «Helena»), живьем в них гораздо больше хэви-металлического «рубилова», иногда кажется, словно попал на шоу какой-нибудь кавер-группы Iron Maiden, у которой прихворал вокалист… Хотя, конечно, знатоки поправят, что это всё — вполне современный жанр, который называется пост-метал. Да, наверное.
Reserve de Marche — трио, в котором к отцу-основателю Александру Алексееву присоединились басист Никита Харитонов и самый новый (но и самый многоопытный) участник, Константин «Штирлиц» (Human Factor, экс-InFront). Костя при этом умудряется играть и в основной своей команде, и помогать в студии симфо-рокерам Lost World (их лидер, скрипач Андрей Дидоренко, живет в Нью-Йорке). Похоже, что ему после «ИнФронта» не хватало настоящего металлу — теперь всё в порядке!
Уже после концерта случайно узнал, что расставленные по клубу черно-белые рисунки странных худощавых женщин и не только — это варианты оформления альбома Reserve de Marche «Inside the Drama», а эта выставка, стало быть — тоже часть концерта. Интересно, надо было получше рассмотреть… Вообще, хорошо, что дело организации околопроговых концертов кто-то продолжает, и, надеюсь, сообщество CSBR не обломается после нескольких концертов. Тем более, что этот фест был, как мне показалось, весьма удачен по сборам, и большинство людей в зале наслаждались музыкой, а не стояли в позе недоверчивого ценителя. Больше новых фэнов — значит, эта музыка будет жить…
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.