The Flower Kings «Banks Of Eden» (2012)
progressive rock 9/10
InsideOut Music
Воссоединение Flower Kings – событие сколь ожидаемое, столь и предсказуемое. Невозможно поставить крест на одном из крупнейших прог-агрегатов в мире просто потому, что тебе этого захотелось. Ибо такие группы – уже не собственность их создателей, а общественное достояние. Ройне Столт это, безусловно, понимал. Пять лет прошло с момента выхода предыдущего «Sum Of No Evil», воспринятого критиками и публикой с легкой прохладцей. Ройне «перезарядил батарейки» в сотрудничестве с Agents Of Mercy и Transatlantic (другие участники тоже занимались сольными делами), найден новый барабанщик – немец Феликс Лерманн, быстро и бодро записан новый альбом, запланирован длительный тур… Конечно, после столь длинной и, можно даже сказать, «театральной» паузы группа должна была вернуться во всеоружии, с сильным материалом, потому что ожидания поклонников были весьма высоки. И Flower Kings их оправдали, представив на суд слушателей классический прог-альбом.
Классический – потому что длинный, концептуальный, с обязательным начальным эпиком и репризой основного тематизма в конце; в меру «симфоничный», пафосный, ироничный, лиричный, мелодичный, ретро-прогрессивный и в то же время узнаваемо-«флауэркингзовский». Все главные элементы звучания и индивидуальные характеристики на месте: сбалансированно-контрастный дуэт голосов (мудрый, чуть усталый – Ройне, и молодой, летящий, рокерский – Хассе Фрёберга); яркие гитарные соло с приветом Заппе, Беку и Фриппу; продуманная клавишная работа, тембровые краски и всевозможные «виньетки» от Томаса Бодина; «блуждающий» джаз-роковый бас Йонаса Рейнголда и вот теперь – уверенные и четкие барабаны новичка Феликса, чья бочка с «притопом» так мощно попадает в такт с низкими нотами бас-гитары.
Особенно «симфоничен» открывающий альбом 25-минутный эпик «Numbers», который, вполне в соответствии с замыслом Ройне Столта, стремившегося показать здесь калейдоскоп образов и состояний, поначалу кажется неким набором разных тем и музыкальных фрагментов. Поскольку трек посвящен значению цифр в нашей жизни (просто удивительно, как это прог-музыканты начали дружно увлекаться математикой, вспомним хотя бы «A Grounding In Numbers» Van Der Graaf Generator), я ради интереса попыталась сосчитать, сколько же разных тем здесь звучит. У меня получилось как минимум шесть: вступительные драматичные аккорды, в которые въезжает громогласное тремоло литавр; мистическо-инфернальная перекличка голосов Хассе и Ройне на фоне тревожной хроматической «ползучки»; успокоительно-мажорная тема-припев; медленная лирическая тема-отступление; гротесково-скерцозная инструментальная интермедия; наконец, патетическая, стремящаяся ввысь заключительная гитарная мелодия… (уфф, я вас не утомила?), причем они в разных соотношениях повторяются на протяжении трека несколько раз. Но во всём этом есть внутренняя логика, может быть, и слегка сконструированная, но всё же ведущая к цели. «Numbers» выдержана в средних темпах, ее развитие неторопливо и текуче, что роднит композицию с треками «One More Time» и «Love Is The Only Answer» с предыдущего альбома, но характер музыки скорее сгущено-драматичный.
Резкий контраст – летящая, радостно-мажорная «For The Love Of Gold», которую можно было бы отнести к числу «поп-шедевров» Flower Kings (вроде «Cosmic Lover» или «Chickenfarmer Song»), если бы не едко-ироничный текст, в котором критикуется любовь к деньгам. Удивительно, насколько всё же Столт одарен как мелодист (и при этом он, как здесь, вполне может позволить себе «простецкий» балаганно-ярмарочный гитарный проигрыш), а вокал Хассе Фрёберга, солирующего в этой песне, прямо-таки окрыляет. «Pandemonium» – мрачновато-таинственная «дьяволиада» с интересно препарированным речитативным вокалом. «For Those About To Drown» – еще одна выстроенная по классическим канонам, пышно-торжественная вещь, в которой слышатся как отсылки к музыке барокко и романтизма, так и вполне «битловские» припевки. «Rising The Imperial» – ожидаемая реприза (той самой мажорной темы из «Numbers»), успокоение, экстаз и катарсис.
Всё вместе – грандиозное полотно, которое надо расслушивать, осмысливать, рассматривать под микроскопом, смаковать детали (например, для меня одни из самых волшебных моментов альбома – тихое басовое соло в «Numbers», «вписанные» в общую стену звучания аккорды церковного органа и перезвон «колоколов» в «For The Love Of Gold», почти по-кримзоновски напряженная кульминация в финале «Rising The Imperial»). Для особых любителей прекрасного заготовлен еще второй CD (special edition), хотя в общем-то вещи здесь (за исключением «Fireghosts») менее интересные и слушать их лучше в отрыве от основного альбома, желательно на следующий день. Впрочем, иным современным прог-группам таких «бонусов» хватило бы для безбедного существования. Одним словом, Король вернулся – да здравствует Король!
progressive rock 9/10
InsideOut Music