Marillion «F.E.A.R.» (2016)
Декабрь 29, 2016
Владимир Михайлов (42 статей)
Поделиться

Marillion «F.E.A.R.» (2016)

Как относятся сами Marillion к своему новому творению, вы, скорее всего, уже узнали из интервью с басистом группы Питом Тревовасом в предыдущем номере. Мне же для оценки «F.E.A.R.» придётся начать издалека. Так что, уважаемые читатели, наберитесь терпения. Впрочем, если есть интерес к работам поздних Marillion, то, уверен, этого качества вам не занимать…

…Ругать Marillion в нашей стране уже давно стало традицией. Это в Европе они – заслуженные деятели прогрессивного рока, к которым уважительно относятся ведущие прог-роковые издания. В России всё иначе. Здесь после ухода вокалиста Фиша в конце 80-х на группе был поставлен жирный крест. Ситуацию не смог переломить даже блестящий концептуальный «Brave». Группу критиковали за потерю своего лица, под которым подразумевался Фиш (хотя раньше поругивали, как ни странно, за вторичность и плагиат в отношении раннего Genesis) и, всё чаще, за однообразие, унылость и занудство.

Как поклонник Marillion со стажем, сумевший подобрать ключик к «обоим мирам» этой замечательной группы, я не разделял всеобщий скепсис и до недавнего времени отстаивал право на существование Marillion с Хогартом у микрофонной стойки.

«Radiation» стал переломным моментом. Radiohead на тот момент были главной повесткой дня, и Marillion дерзнули придать своей музыке альтернативный оттенок. Потом началось время метаний: поп-ориентированный «Marillion.com», попытка объединить наработки предыдущих двух альбомов в одно целое на «Anoraknophobia». Неожиданная удача с «Marbles», подарившим фэнам изумительный гимн-мантру «Neverland» и яркий эпик «Ocean Cloud», и провал с «Somewhere Else». Наконец, попытка разобрать и собрать себя заново на «Happiness Is the Road». Но действительно ярких, цельных песен на альбомах группы становилось всё меньше и меньше. А всё больше – просто добротных композиций, про которые трудно сказать как что-то хорошее, так и что-то плохое.

«F.E.A.R.» стал 17-м студийным альбомом в каталоге группы, по форме и содержанию почти полностью повторив предыдущий. Оба диска писались в студии Питера Гэбриела и сочинялись посредством долгих джемов, из фрагментов которых потом и «собирались» песни. Оба наполнены громоздкими композициями, где под извечной мариллионовской рефлексией, уже почти до конца перешедшей в монотонное старческое брюзжание, практически незаметна красота «фирменных» болезненно-хрупких мелодий. Что ж, постараемся отыскать их на «F.E.A.R.». Пасторальное начало первой 16-минутной (и шестичастной) «громадины» «El Dorado», где бал правит акустическая гитара и задумчивый голос Стива Хогарта, по-хорошему интригует, а от внезапных всполохов клавиш в конце первой минуты и вовсе становится радостно. Необычно, интересно. Что же дальше? А дальше группа проходит по грани между сном и дрёмой, повторяя прием, характерный для песен с «Happiness Is The Road». Куплет с выпуклой басовой партией и почти что «дорзовскими» клавишами слушается свежо, а вот припев – где аккорды накатывают, словно волны, один за другим, а Хогарт звучит донельзя патетично – значительно снижают интригу. Обязательное соло от Стива Ротери и вдруг – мрачная партия баса с фленджером, вокал становится собранным и сфокусированным – сквозь музыку проступает призрак «Brave», не иначе. Постепенно раскручивается пружина вокально-музыкальной истерии – что-то такое уже было на «Anoraknophobia» и не только. Песня не то чтобы поражает воображение, но удерживает внимание слушателя.

Вторая по счёту вещь – одноименная (почти) с названием альбома, что роднит «F.E.A.R.» и «Sounds That Can’t Be Made». На этом сходство не заканчивается: своей мелодией, инструментарием и аранжировками песня – словно ауттейк с предыдущего альбома, она смотрелась бы на нём более чем уместно и естественно. Самое интересное – в конце. Ротери выдает цепкий гитарный рефрен, а Хогарт начинает исступлённо декламировать, поминая Великую Китайскую стену, Линию Мажино и Берлинскую стену.

Несмотря на общие вполне позитивные впечатления от альбома, вокальная дидактичность и инструментальные длинноты уже начинают утомлять. Встряхнуться (или проснуться) помогает первая часть 19-минутного эпика «The Leavers», носящая говорящий подзаголовок «Wake Up In Music», где клавиши удачно маскируются под перкуссию. Душевно, но не занудно, динамично, наконец, просто красиво. К сожалению, из следующих за ней четырёх частей, как минимум три кажутся надуманными (лишь соло-гитара Ротери вновь на высоте), созданными лишь для того, чтобы вокалист мог назидательно декламировать свои мысли.

Как и предыдущий альбом, «F.E.A.R.» изрядно перегружен текстами, в которых саморефлексия перемежается гневными эскападами на социальные, политические и экономические темы. Кажется, команда не в состоянии обуздать своего вокалиста, и все изящные мелодические решения тонут в море монотонного бормотания.

Четвертая песня, «White Paper», вновь начинается неспешно (вот удивили, правда?), но ближе к середине расходится до вполне себе «боевика» (по меркам поздних Marillion). Вполне убедительно, но зачем вновь эти длинноты в начале? Вопрос, разумеется, риторический.

Завершает диск «The New Kings». Вновь несколько частей и почти 17 минут звучания. Вновь первая половина уныла и монотонна, а вторая – дает возможность насладиться слаженной игрой музыкантов, но и только…

Чем всегда были ценны Marillion? Умением удивлять. Когда слушаешь их ранние, периода Фиша, композиции в первый раз, трудно угадать, куда повернет «сюжет». Это всегда было ярко, неожиданно и… удивительно точно, естественно. Словно по-другому песня звучать и не могла! С Хогартом команда постепенно теряла эту интуитивную точность. Поначалу, сделав ещё больший упор на лирику и рефлексию, «новые» Marillion до краёв наполнили свои песни горько-светлым настроением и хрупкими, удивительно воздушными мелодиями. Во многих композициях были и свои «сюрпризы», мелодические хуки, которые вмиг преображали песню и поднимали её на иной уровень восприятия. К тому же поначалу музыканты тщательно следили за хронометражем и не дозволяли песне быть длиннее, чем это необходимо.

Увы и ах – всё это в прошлом. Если стилистические метаморфозы, которые происходили с группой с 1998 по 2008 год, ещё можно было объяснить временным кризисом и поиском своего места в изменившемся музыкальном мире, то пестуемое группой уже довольно продолжительное время настроение и из раза в раз повторяющиеся мелодические и аранжировочные решения, кажется, и есть их новый стиль. Получите и распишитесь.

InRock
7 из 10
Общее впечатление

progressive rock 7/10
EarMusic/"Союз Music"

7

Рекомендовано к прослушиванию
Владимир Михайлов

Владимир Михайлов