Jethro Tull by Ian Anderson: 50 лет – один ответ
Когда-то о приезде этой группы в Россию приходилось лишь мечтать, а к сегодняшнему дню визитов Jethro Tull к нам наберётся почти с десяток. Впрочем, можно ли считать нынешнюю группу Яна Андерсона «настоящим Jethro Tull»? Строго говоря (и на этом настаивают блюстители «чистоты стиля»), нет.
Ведь с тех пор, как в 2011 году группу покинул гитарист Мартин Барр, игравший в команде с 1969 года, в ней относительно «стареньких» (с 2006 года) участников осталось только двое – басист Дэвид Гудье и клавишник Джон О’Хара. Не считая самого Андерсона, разумеется. Довольно долгое время Ян называл состав с «новичками», гитаристом Флорианом Опале и ударником Скоттом Хаммондом, своей сольной группой – собственно, так записан и диск Андерсона «Homo Erraticus» (2014). Однако туровые программы 2010-х так или иначе связаны с наследием Jethro Tull – это и продолжение «Thick As a Brick», и «Jethro Tull – The Rock Opera» (слегка переделанные хиты «Талл», объединенные в сагу об изобретателе, которому группа обязана своим именем). Наконец, нынешний тур к 50-летию прославленного коллектива был организован под очень «политкорректной» вывеской Jethro Tull by Ian Anderson. Вроде бы всё верно, но так хочется отринуть вторую часть и воспринять название просто как Jethro Tull! Тем более что сам маэстро, судя по всему, именно так и считает. Не беда, что Мартин Барр гастролирует параллельно (но в других странах) примерно с тем же репертуаром. Объединиться в честь юбилея? Об этом речь не идёт. «Я очень уважаю Мартина и сам посоветовал ему начать сольную карьеру», – поведал Ян Андерсон на пресс-конференции. Тем не менее, надежды на концерт были самые радужные – ведь новая группа хорошо зарекомендовала себя, в том числе и на предыдущих шоу в России. А вот о том, как оно оказалось в реальности – далее…
Сама задумка тура была на сей раз очень простой: лучшие песни группы разных лет. То есть такая ретроспектива творчества. Никаких спектаклей, рок-опер и симфонических оркестров. Только группа из пяти человек плюс виртуальные участники. Концерт состоял из двух отделений с небольшим антрактом. Начали ровно в 20.00, кто не успел – тот опоздал (хотя интро шло в записи). В первом отделении – ранние вещи, включая целых четыре с самого первого диска «This Was» (1968), через «Stand Up», «Benefit» и «Living In the Past» к «Аквалангу» (но пока без главного хита). Вторая часть – сплошь суперизвестные шедевры 70-х: от альбомов «Thick as a Brick» и «A Passion Play» до «Heavy Horses», единственная вещь из средне-позднего периода – «Farm on the Freeway» с «металлического» альбома «Crest of a Knave» и, в конце – долгожданный «Aqualung». Песни чередовались с видеопоздравлениями от бывших участников Jethro Tull и не только – Мика Абрахамса, Джеффри Хаммонда-Хаммонда (того самого, в честь которого песня), Джона Ивэна (в костюме подсолнуха), Тони Айомми (участвовавшего в одном из концертов Jethro Tull еще до Black Sabbath), Джо Бонамассы, Стива Харриса и других музыкантов, на которых творчество Яна Андерсона сотоварищи оказало влияние. В этот список, думается, можно было бы включить и многих российских артистов.
Вообще, интерактивность – большое преимущество нынешних шоу Яна Андерсона: в 2011 году он посредством скайпа соединялся с астронавтом Кэтрин Коулман, находившейся на космической орбите, и музицировал с ней дуэтом; подобную же «фишку» проделывал со скрипачкой Анной Фиби (она, конечно, была не в космосе, а у себя дома – по семейным обстоятельствам не могла гастролировать). А уж театрализация – вообще фирменный конёк Jethro Tull с самых ранних дней. Костюмы, розыгрыши, сценки, ядрёные шуточки… Всего этого немного недоставало.
Всё же шоу в формате «вечер воспоминаний» воспринималось не особо зрелищно, особенно по сравнению с предыдущими программами. Да, почти ко всем песням был видеоряд, но в основном это были съемки музыкантов в режиме живого исполнения, иногда в миксе с архивными записями. А вот театрального действа, как это было в 2013 году с «Thick As a Brick 2: Whatever Happened To Gerald Bostock?», где роль повзрослевшего Джеральда Бостока играл актёр Райан О’Доннелл, не хватало. Райан вообще тогда оказался находкой: он был альтер эго самого Андерсона, кое-где пропевая и часть вокальных партий. А Андерсону уже тогда это было нужно – голос маэстро начал садиться, и это был изящный выход из положения. С Райаном, впрочем, мы снова встретились – он появился на видео к песне «Aqualung», где с экрана пел свои партии, чередуясь с маэстро (это был фрагмент той самой рок-оперы про Джетро Талла).
Но если изменения в формате группы – вопрос конкретных постановок, то добавить аутентичности в игру гитариста не мешало бы. Флориан Опале раньше не так сильно «выпадал» из общего саунда. Если в ранне-блюзовых вещах («My Sunday Feeling», «Song for Jeffrey», «Some Day The Sun Won’t Shine For You») его грязновато-грузноватая манера была уместна, то в изящной «Living In the Past» гитарное соло оказалось столь грубоватым и выпирающим, что захотелось его куда-нибудь задвинуть! Впрочем, эту композицию группа вообще довольно сильно переделала, в отличие от большинства остальных. В «Bouree» – обработке известного сочинения Иоганна Себастьяна Баха, с которой Jethro Tull начали свой путь в прогрессив-рок – Опале играл аккомпанемент столь прямолинейно, на сильную долю, что изысканный танцевальный мотив превратился в какой-то яростный шансон. И много других моментов выдавали во Флориане упрямого и самоуверенного юношу, который хочет делать всё не так. Можно играть по-своему, но в стиле группы (если уж мы называем её Jethro Tull). Честно говоря, Джо Бонамасса (который признаёт Мартина Барра за одного из своих учителей) смотрелся бы на месте Флориана куда лучше. Но Бонамассу в группу никто не звал…
Остальные участники коллектива играли замечательно. Седовласый басист Дэвид Гудье исполнил знаменитое басовое соло в том же «Бурре» максимально близко к оригиналу – но главное не в этом, а в том, что каждый звук в его игре был уместен и необходим. Дэвид также подпевал и иногда «вытягивал» вокальные партии Яна. Барабанщику Скотту Хаммонду досталось протяжённое соло в «Dharma for One», несмотря на то, что, как утверждал Ян Андерсон, сегодня ударники уже не импровизируют «часами, днями, неделями…», как когда-то предшественник Скотта Клайв Банкер. Джон О’Хара («клавишников было столько, что я их помню не по именам, а только по номерам – этот вот номер семь», опять ёрничал Андерсон) держал в своих руках «маленький оркестр» и придавал звучанию группы объемность и красочность.
А вот сам Ян… К флейтовой игре Андерсона нет и не может быть никаких вопросов – она по-прежнему такая же энергичная, точная, эмоциональная, богатая на нюансы и различные необычные приёмы, как и раньше. Голос, увы, сел, причём настолько, что иногда Яну приходилось уводить вокальную партию вниз, давая своим партнёрам спеть верхние ноты, иногда обрывать мелодию, делая паузы, или просто что-то пропускать… Конечно, сказывается возраст. Вечно скрипучий вокал Андерсона стал по-настоящему стариковским. Знакомой язвительности в интонации тоже поуменьшилось… Кажется, будто «дедушке» не хватало дыхания, и он старался «добрать» воздуха, хватая его перед микрофоном. Но кое-где эта «мучительность» шла даже на пользу – например, в «My God», которая, как предуведомил Андерсон, была посвящена размышлениям о сложных взаимоотношениях с Богом. И его голос (под аккомпанемент укулеле) передавал всю остроту переживаний, поисков…
Но, в общем, и Ян Гиллан, и Роберт Плант давно уже не берут тех нот, что когда-то в юности. Андерсон по примеру некоторых коллег разделил одну из вокальных партий с девушкой – певицей, скрипачкой и просто красавицей из Исландии Уннур Бирной Бассадоттир. Правда, на сей раз лишь в записи – в песне «Heavy Horses» виртуальная Уннур Бирна появлялась на фоне типично английского интерьера в костюме эдакой служанки-госпожи. Видео было взято из всё той же рок-оперы, так что публике, пропустившей прошлый спектакль, появление сторонних персонажей осталось непонятным. Но спишем, пожалуй, и это на ретроспективность. Ну, а старые добрые лошади-тяжеловесы, которых на экране сменяли сеялки, веялки и прочие сильные умные машины, добавляли в атмосферу вечера эдакой истинно британской патриархальности.
Так же, как и локомотивы – пышущие жаром и паром, огромные и никуда не спешащие. В бисовой «Locomotive Breath» они создали образ невиданной силы и мощи – образ самого рок-н-ролла, сметающего всё на пути своей звуковой волной. Что ж, Jethro Tull такими были и остаются (если оставить за скобками сложности с составом и вокалом). Несмотря на утончённость прог-фолкового периода, эксперименты с классикой, заигрывания с «металлом» в 80-е и электроникой в 90-е (до которых дело не дошло), в них жив дух настоящего рока. И крик с галёрки: «Дедуля молодца!» из уст не такого уж дедули, но человека явно бывалого – возможно, лучшее подтверждение того, что Андерсон и сегодня на всё горазд. (Да, играть, стоя на одной ноге, он тоже не разучился). По крайней мере, для 70-летнего музыканта, представителя 50-летней группы, он находится в прекрасной форме, твёрдом (и остром) уме и абсолютно трезвой памяти. Так выпьем же хорошего эля за его здоровье!
P.S. К сожалению, артист запретил фотосъёмку концерта. В оформлении материала использованы фотографии из пресс-раздела официального сайта Jethro Tull, а также с московской пресс-конференции Яна Андерсона.
Сет-лист: My Sunday Feeling, Love Story, A Song for Jeffrey, Some Day the Sun Won’t Shine for You, Dharma for One, Living in the Past, A New Day Yesterday, Bourée, With You There to Help Me / The Witch’s Promise, My God, Cross-Eyed Mary. Второе отделение: Thick as a Brick (отрывок), Memory Bank / Critique Oblique, Too Old to Rock ‘n’ Roll Too Young to Die, Songs From the Wood, Ring Out Solstice Bells, Heavy Horses, Farm on the Freeway, Aqualung. Бис: Locomotive Breath.
Елена САВИЦКАЯ
Фото — http://jethrotull.com/; пресс-конференция — Владимир Импалер.
Благодарим Spika Concert Agency за аккредитацию.
27 апреля 2018 г.
Москва, Crocus City Hall
Spika Concert Agency