Disen Gage/Vespero: Духи «Холмов» в подводном царстве
Апрель 12, 2017
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Disen Gage/Vespero: Духи «Холмов» в подводном царстве

2 апреля бурный прог-авант-психо-фолк-уикенд продолжался. После необыкновенного концерта группы «Северо-Восток» с певицей Милой Кириевской в музыкальном магазине «Дом Культуры» меня ожидало совместное выступление москвичей Disen Gage и астраханцев Vespero в клубе «Лес». Днями раньше обе команды выступали в Санкт-Петербурге, правда, не вместе, а с другими напарниками.

Клуб, в котором был назначен сейшн – относительно новый, бывать там прежде не доводилось. Своё название он получил по улице Лесная, на которой находится, однако же само место больше напоминало подводное царство: глубокий подвал, сине-зелёное освещение, мерцающие тени на стенах… Впрочем, весь этот мрачноватый антураж весьма подходил к прог-психоделической направленности музыки, а главное – в зале собралась очень душевная публика, в рядах которой можно было увидеть многих выходцев с «Пустых холмов»! Это неудивительно, ведь обе команды выступали на фестивале и полюбились как слушателям, так и организаторам. Приятно было увидеть знакомые лица…

    

Но ностальгия по былым временам не должна затмевать дней сегодняшних. Да и группы с тех пор изменились, зазвучали по-другому. К тому же Disen Gage внезапно объявили об окончании концертной деятельности – и это вскоре (ну, по историческим меркам…) после того, как в самом конце 2016 года вышел их четвертый по счёту альбом «Snapshots»! Текущий концерт стал, по сути, и его презентацией, и прощанием с публикой. Возможно, решение «прекратить существование в рамках концепции рок-группа» наложило отпечаток на настроение присутствовавших. Disen Gage обычно славятся своим юмором и хулиганскими выходками на концертах – тут они сидели с мрачными, почти что похоронными лицами, и исполняли материал нового альбома предельно серьёзно, как будто действительно провожая в последний путь. Да и сам альбом, надо сказать, получился весьма сосредоточенным и даже хмурым. Возможно, это искусственно созданное впечатление, скрывшее под личиной серьёзности некий изощрённый стёб.


Конечно, в музыке всё равно проглядывала и скрытая танцевальность, и «подколы» в сторону «великих» – от King Crimson и Фрэнка Заппы до Арама Хачатуряна и Гии Канчели. А уж тембры гитарных синтезаторов, которыми «Дайзены» щедро напичкали своё творение, заставляли постоянно озираться в поисках спрятанного клавишника. Но на сцене сидел гитарно-барабанный квартет: Константин Мочалов – гитара, Сергей Багин (гитара), Николай Сырцев (бас), Константин Мочалов (ударные). Ближе к концу музыканты «разогнались» и сменили свои медленные прог-танго на более оживлённые, с синкопами и притопами прог-твисты. Завершилась программа разудалой «Мамушкой» – своеобразным приветом Кейт Буш, в которой строгая полифония гитарных риффов в начале сменяется бешеным ором и плясом в конце. «Гитарист справа… гитарист слева…» – представляли друг друга участники группы. Кто знает, может, её концепция всё-таки ещё не исчерпана?


    

После недолгой пересменки на сцене оказались астраханцы Vespero. В Москве до этого они были осенью, что по меркам вечности тоже недавно. Но каждый раз звучат свежие вещи, вот и сейчас ребята объявили: «Играть будем традиционно новое!» Коллектив исполняет смесь краута, прога и психоделии, всё больше уходя в последнюю. Расширение состава говорит о поиске новых красок: в прошлый раз мы познакомились со скрипачом Виталием Бородиным, а теперь на сцену вышел ещё один участник – саксофонист Павел Алексеев. Правда, в отличие от своих коллег Ascorbic Acid, введших саксофон на постоянной основе, Vespero пока что используют этот инструмент строго дозированно: в трёх композициях и только в самые кульминационные моменты, но звучит это так, что сердце просто заходится от восторга. Гитарист Александр Кузовлев тоже иногда брал в руки необычный инструмент – мандолину, подчёркивая присущий весперовской музыке «новейшего периода» этнический оттенок. Прозвучавшая в середине концерта «Abyssinian Ground» – яркий образец подобного этно-психо-стиля. А в целом музыка просто захватывала в круговорот басовых риффов, летящих гитарно-меллотроновых партий, изломанных, но от этого не менее драйвовых ритмов. От биса, несмотря на поздний час, отказаться было невозможно. И вся прекрасная компания старых и новых поклонников Vespero, «холмовцев» и незаметно присоединившихся позже, танцевала перед сценой странные танцы, не в силах сопротивляться этому волшебству.

Елена САВИЦКАЯ
Фото — Михаил Грушин
Благодарим Русалку за аккредитацию.

Общее впечатление

2 апреля 2017 г.
клуб "Лес" (Москва)

Елена Савицкая

Елена Савицкая