Стив Хаккет в Таллинне: Ещё один фунт Genesis
Стив Хаккет регулярно ездит в концертные туры, основу программы которых составляют произведения Genesis классического периода. Не случайно они проходят под вывеской “Genesis Revisited Tour”. В Россию – Москву и Санкт-Петербург – музыкант приезжал, пока что единственный раз, весной 2014 года. В сетлист тогда примерно в равной пропорции вошли вещи из альбомов 1971–1976 годов, особенно заполнилось исполнение эпика “Supper’s Ready” с диска “Foxtrot”.
Европейский тур весны–лета 2019 года, в расписании которого среди более 30 городов российских нет, посвящён альбому “Selling England by the Pound”. Этот шедевр исполняется на каждом концерте тура целиком. Другая важная составляющая сет-листа – материал сольного альбома “Spectral Mornings”, которому исполнилось 40 лет. Ну и не надо забывать, что в этом году Стив выпустил альбом “At the Edge of Light”, и некоторые произведения с него также звучат сейчас живьём. В первом отделении каждого концерта Хаккет исполняет вещи со своих сольных альбомов, во втором – репертуар Genesis. По крайней мере, именно так было в Таллинне.
Alexela Kontserdimaja – небольшой концертный зал, находящийся в нескольких минутах ходьбы от старого города и рассчитанный на тысячу мест. 10 мая он был заполнен полностью, все билеты были проданы, видимо, ещё за несколько недель до концерта. И те, кто их купил, явно не пожалели.
Шумные овации можно было услышать после каждого номера. Хаккет в отличной форме, и его возраст, 69 лет, совсем не ощущается. Стив прекрасно играет на гитарах, акустической и электрической, и неплохо поёт – в песнях со своих сольных альбомов. А в композициях Genesis задействован Нэд Сильван, который блестяще справляется с партиями Гэбриэла и Коллинза. Он — эффектный фронтмен, хотя с такой внешностью я бы не рекомендовал ему появляться, скажем, в некоторых кварталах Ростова-на-Дону или Омска. Йонас Рейнголд (бас, 12-струнная гитара), Крейг Бланделл (барабаны), Роб Таунсенд (духовые) и Роджер Кинг (клавиши) прекрасно поддерживают Стива и Нэда. Вместе они составляют прекрасный концертный коллектив. Особенно восхищает Рейнголд (The Flower Kings, Karmakanic, Tangent), возможно, лучший басист современного прог-рока. Его басовые партии отлично «читались» и везде были очень уместными и хорошими, хотя и где-то слишком заметными.
В первом отделении группа исполнила чуть больше половины “Spectral Mornings” и три произведения с “At the Edge of Light”. После получасового антракта зрители услышали «вокальное начало» “Dancing with the Moonlit Knight”, и ансамбль приступил к исполнению целиком великого без преувеличения альбома “Selling England by the Pound”. Музыка звучала близко к оригиналу, кроме трёх существенных отличий. Во-первых, “I Know What I Like (In Your Wardrobe)” удлиняется в полтора-два раза за счет инструментальных соло на духовых, клавишных и гитаре. Во-вторых, многие клавишные партии, записанные Тони Бэнксом, вживую исполняются на сопрано-саксофоне – респект Робу Таунсенду (особенно запомнилась в этой связи “Cinema Show”)! Обильное использование этого инструмента в прог-роке вообще, и в «Genesis-ориентированной музыке» в частности – редкость! И результат – весьма убедительный и интересный! В-третьих, Бланделл, нынешний барабанщик группы Стивена Уилсона, играет в более металлической манере, чем Коллинз или барабанщики, обычно работавшие с «сольным» Хаккетом. С Рейнголдом они составляют органичную связку, отлично подходящую для исполнения прог-метала. Ритм-секция звучит более выпукло, чем на студийных работах с участием Хаккета. Но нельзя сказать, что это плохо.
Конечно, один из самых заметных «хайлайтов» – “Firth of Fifth”, и Стив вместе с остальными музыкантами, как всегда, на высоте, играя своё пронзительное соло.
После завершения последних аккордов дженезисовского альбома 1973 года и громких аплодисментов музыканты продолжают с композицией “Déjà vu”, написанной в период работы над “Selling England by the Pound”, но полностью законченной позднее и в альбом не вошедшей. А завершился основной сет “Dance on a Volcano” с альбома “A Trick of the Tail”. На бис сыграли «Myopia» и, без паузы, “Los Endos”.
Многие согласятся с тем, что творчество Стива Хаккета после ухода из Genesis значительно ближе по стилю и духу классическим произведениям группы, нежели то, что этот ансамбль стал делать вскоре после его ухода. На концертах Хаккета мы получаем возможность прикоснуться к лучшему у этой группы, услышать её музыку, так сказать, из «первых рук». Так что, хотя ансамбль Стива Хаккета — это не Genesis, он и не является просто высококачественной трибьют-группой. Это коллектив, состоящий из музыкантов с открытым сознанием, создающих новое и находящихся в постоянном творческом поиске.
Итак, это был прекрасный концерт, два с половиной часа которого прошли почти на одном дыхании, который мог бы стать Концертом года для нашей страны, только вот в Россию Стив почему-то не приезжает…
Сетлист. Первое отделение: Every Day, Under the Eye of the Sun, Fallen Walls and Pedestals, Beasts in Our Time, The Virgin and the Gypsy, Tigermoth (фрагмент), Spectral Mornings, The Red Flower of Tachai Blooms Everywhere, Clocks – The Angel of Mons. Второе отделение: Selling England by the Pound: Dancing With the Moonlit Knight, I Know What I Like (In Your Wardrobe), Firth of Fifth, More Fool Me, The Battle of Epping Forest, After the Ordeal, The Cinema Show, Aisle of Plenty. Deja Vu, Dance on a Volcano. Бис: Myopia/Los Endos.
Иван РОЗМАИНСКИЙ
В качестве иллюстраций использованы материалы турового блога Стива Хакетта (http://www.hackettsongs.com/blog.html#tour) с фото из разных городов этого турне.
10 мая 2019 г.
Таллинн, Alexela Kontserdimaja
Genesis Revisited Tour