Hasse Fröberg & Musical Companion «We Are the Truth» (2021)
Декабрь 2, 2021
Елена Савицкая (259 статей)
Поделиться

Hasse Fröberg & Musical Companion «We Are the Truth» (2021)

Иногда кажется, что мир, в котором мы живём сегодня, скоро окончательно схлопнется, и в нём совсем не до музыки. Но именно сейчас как никогда важна роль искусства, которое помогает и поддерживает в сложные времена. Пятый студийный альбом шведской группы Hasse Fröberg & Musical Companion «We Are the Truth» именно такой. Музыка наполнена энергией и оптимизмом, красотой и жизненной силой, серьёзные рассуждения о судьбах мира сочетаются с тонкой лирикой и юмором. И это – самый прогрессивный альбом HFMC. Прогрессивный не столько в смысле сложности (хотя этого тоже хватает), но и удачного сочетания композиционных приёмов прогрессива с рок-драйвом и сильной мелодической основой. В целом же на «We Are the Truth» саунд смягчился, звучание стало более артовым, с лёгкими отсылками к грандам прог-рока, аранжировки полны изысканных деталей, а композиции – развития, порой непредсказуемого и головокружительного. Способность удивлять, окрылять, открывать новые миры (и заново открывать самих себя для слушателей) у HFMC просто необыкновенная. Слушать альбом интересно раз за разом, погружаясь в музыку как в увлекательное путешествие.

Лидер группы Хассе Фрёберг – вокалист культовой шведской прогрессив-формации The Flower Kings – создал собственный коллектив Hasse Fröberg & Musical Companion в 2008 году. Редко встретишь команду с такой неуклонной траекторией развития. От хард-н-арта двух первых альбомов «FuturePast» (2010) и «Powerplay» (2012) вектор шёл к «прогрессивности» этапного диска «HFMC» (2015, именно тогда сократилось и название группы) и концептуального «Parallel Life» (2019), казавшегося на момент выхода пиком творческой карьеры команды. Однако и его удалось превзойти. И хотя на «We Are the Truth» нет 20-минутных эпиков, такие развёрнутые многочастные прогрессив-роковые треки, как «Other Eyes» и «The Constant Search For Bravery» (на мой взгляд, вершины альбома) сделали бы честь хоть TFK, хоть самим Yes. Не уступает им в масштабности и глубине финальная «A Spiritual Change». Вместе с тем, на альбоме есть вещи вполне типичные для HFMC – например, открывающий альбом «мощный боевик» «To Those Who Rule The World» (с которого группа начала промоушн альбома) или блюзово-хардроковая «Shaken And Stirred». Есть композиции балладного склада – проникновенная заглавная «We Are the Truth» или же отсылающая к классике 60-х «Every Second Counts». И есть песни-хиты, выделяющиеся какой-то особой цепкостью, способностью запоминаться, почти что поп-доходчвостью: это духоподъёмная «Rise Up» (второй видеосингл) и совершенно бесподобная «Yoko», в которой мелодизм группы, кажется, достигает немыслимых вершин. При общем проговом векторе, стилистика альбома постоянно (порой на грани соседних тактов) сбивается на нечто неожиданное – от фанка к регги, от босановы к панку, от хэви к рок-н-роллу, «классике» и вполне себе поп-музыке. Кажется, что это некий пазл и музыканты ведут с нами хитроумную игру, но все ячейки складываются в многокрасочную объёмную картину, и ни одну нельзя изъять без потери общего смысла. 70 минут музыки пролетают на едином дыхании.

А главное – альбом, не будучи нарочито концептуальным, всё же являет собой единое целое, скреплённое и смысловыми, и музыкальными нитями (некоторые композиции следуют без пауз, есть и краткая тема-обрамление). И общая его идея – мир, в котором мы живём сегодня, может быть мрачным, опасным, несправедливым, но делаем его мы – обычные люди, друзья, братья-сёстры. Мы, все мы – и есть правда. Так что название альбома «We Are the Truth», смысл которого расшифровывается в одноимённой песне, не стоит понимать как заявление от лица HFMC (мол, правда – это мы, и мы всегда правы). Конечно, можно уловить заочную полемику с The Flower Kings («The Truth Will Set You Free»), но суть в том, что правда – это сила, говорить её легко и приятно, и противопоставить ей что-либо сложно. Такой вот этический меморандум.

«We Are the Truth» ещё и самая коллективная из всех работ. На этот раз в сочинении материала принял участие не только барабанщик Ула Страндберг (он на пару с Фрёбергом написал текст и музыку «Other Eyes», сочинил музыку к «The Constant Search For Bravery», а «A Spiritual Change» – полностью его произведение), но и новый бас-гитарист Сампо Аксельссон, внёсший вклад в создание музыки «Yoko». Остальные участники, гитарист Антон Линдшё и клавишник Шелль Харальдсон, хоть и не значатся в авторах, добавили красок в музыку своими великолепными соло и тембральным спектром. В общем, компаньоны на марше, и после укрепления состава Сампо Аксельссоном, басистом с большим профессиональным опытом (он играет также на pedal-steel-гитаре и добро), состав HFMC вышел на новый уровень. А Страндберг, впервые проявивший свой вокальный талант на альбоме 2015 года (эпизод в песне «Pages», автором которой он также являлся), поёт здесь гораздо больше. Мягкий, какой-то «свойский» голос Улы прекрасно оттеняет «роковый», насыщенный вокал Хассе; это сочетание двух голосов дополнительно роднит HFMC c TFK. Основной вокал Фрёберга, как всегда, поражает своей силой и разнообразием, ему подвластен широчайший диапазон эмоций от нежности до ярости, в его звучании есть какой-то цепляющий нерв. То же можно сказать и обо всём альбоме, записанном в суперукомплектованной Nevo Studios со звукоинженером и другом группы Петрусом Кёнигссоном. Конечно, запись потом долго доделывалась и оттачивалась, но атмосфера общей работы и вовлечённости на ней очень чувствуется.

(Здесь можно было бы поставить точку. Но…)

Хочется, пользуясь возможностью бесконечно печатать знаки на белом цифровом листе, пройтись подробнее по всем композициям. Начало альбома сразу приковывает внимание. Слышатся звуки настройки, затем – разбросанные по регистрам мажорные аккорды клавишных, будто музыкант подбирает нужный тембр, кто-то насвистывает мелодию… И вот хорошо поставленный голос объявляет: «Ladies and gentlemen, We are the truth!» Таким образом, мы словно оказываемся на некоем представлении. Открывает его «To Those Who Rule The World» – довольно типичный для HFMC помпезный рок-боевик, с яркой размашистой мелодикой вокала (запоминаются резкие восходящие скачки на концах фраз), мощным гимническим припевом, меланхоличным проигрышем клавишных и при этом — сильным оттенком фанка в аккомпанементе. «To Those Who Rule The World» – обращение к сильным мира сего и призыв ко всем нам не сдаваться, сдобренные толикой юмора (насмешливая балаганно-карусельная музыка в одном из куплетов). Песня заряжает энергией, однако после вдохновенного гитарного соло, в котором угадывается нечто «брайанмэевское», и помпезной репризы с хором следует драматичная кода, основанная на ритме болеро (в клипе его дружно колотит по томам вся группа). В сочетании с ламентозными интонациями гитары в этом есть что-то от marche funebre. Мир прогнил до основания и его уже не спасти?

«Other Eyes» призывно стартует синкопированными аккордами гитары. Как уже говорилось, это одна из самых «прогрессивных» композиций альбома. После яркого мугового соло звучит основной «вращающийся» рефрен, слегка напоминающий темы The Flower Kings. Но каждый эпизод, каждый припев или бридж предлагает что-то новое. В вокальном разделе синкопированный ритм превращается в прямой – словно поступь марша, движение вперёд, пусть сдержанное, но неуклонное, голос перекликается с призывными подголосками гитары. Более мягкий, лирический припев даёт успокоение. А следующий, более оживлённый раздел начинается с яркого и вдохновенного соло Антона Линдшё. Кажется, уже понимаешь, как он может построить своё высказывание – постепенно обыгрывая тему, поднимаясь из низкого регистра в самый высокий, добавляя экспрессии… Но внезапно всё обрывается. Мы слышим отдаленные раскаты грома и шум дождя. Начинается тихая акустическая часть композиции, которая лично мне представляется позитивным продолжением песни «Rain» с предыдущего альбома (посвящённой памяти отца Хассе). Перекликаются голоса, идиллически звенят струны, добавляются инструменты, и вот уже в права вступает прямолинейный ритм первой части – песня вплывает в репризу, круговерть жизни продолжается, и ты понимаешь, как здорово уметь посмотреть на вещи другими глазами – увидеть надежду и страх, темнеющий горизонт и небо с алмазами… хотя нет, это уже из другой оперы. Прекрасная песня, одна из моих любимых на альбоме.

«Rise Up» – хит в чистом виде, с цепким трёхнотным проигрышем клавишных, сумрачным основным разделом (о эти нисходящие прогрессии минорных аккордов!) и просто умопомрачительно духоподъемным припевом, в котором отдельно стоит отметить виньеточные «струнные» контрапункты Шелля Харальдсона в духе ELO. Хотелось бы их вывести даже погромче, чтобы расслушать получше! Но как будто в пику этому, HFMC сбиваются во втором куплете на прихрамывающее регги, а потом ещё в два раза заковыристее – на даб. И последнее взмывающее «Rise Up!» звучит столь мощно, что понимаешь – победа света над мраком неизбежна, надо только немного подождать. (Про клип с розовыми облачками в виде единорогов умолчу, у людей без чувства юмора он может вызвать отторжение, но умение подшутить над собой – важное качество для проггера, иначе можно стать слишком серьёзным).

«The Constant Search For Bravery» (Фрёберг/Страндберг) – подлинная жемчужина альбома, песня о поисках себя и своего места в этом мире. Композиция выстроена очень динамично. Открываясь изысканным гитарно-акустическим вступлением в духе «A Farewell to Kings» Rush (музыка нет-нет да напомнит о великих канадцах проходом по звонкой перкуссии), она, словно лабиринт, проводит нас по всем оттенкам света и тени. Вокальную партию в начале исполняет Ула Страндберг: его голос, в отличие от более «рокового» вокала лидер-вокалиста, звучит очень душевно и тепло. Мелодия вьётся плавно и мило (хотя и на 7/8), постепенно разрастаясь в радостно-летящий хоровой припев а-ля Yes. Второй раздел, более оживлённый и динамичный, даже с хэви-элементами, исполняет уже основной солист. В припеве есть совершенно волшебный момент: темп замедляется, и на фоне красочной процессии минорных, увеличенных и прочих странных аккордов звучит выразительно-драматичная мелодия (со словами «Now when all the streets are burning/ We have come to the point of turning…»). Тема затем проходит у гитары, а вокальная партия ещё сильнее обостряется диссонирующими интонациями. Такой вот музыкальный экспрессионизм. На этом месте у меня каждый раз щемит сердце, и думаешь – как можно такое сочинить? А можно. Браво, Ула! И в самой коде, где после очередного блестящего гитарного соло и хэви-пауэр-эпизода эта тема возвращается вновь, даже радостный хоровой припев не может высветлить её тёмных красок.

«Yoko», что вполне логично, посвящена Йоко Оно – на этот образ навели автора песни низкие и скрипучие звуки синтезатора (нечто подобное звучит во вступлении). Если помните, Йоко иногда так обрабатывала свой голос. Это одна из самых вдохновенных песен в творчестве HFMC вообще. И уже не первая, посвящённая известным творческим личностям – «Genius» из альбома 2015 года рассказывала о Фредди Меркьюри. Тут, казалось бы, персона куда более противоречивая, об этом и песня – о любви и ненависти, признании и забвении, о счастье и страшной потере… Названия альбомов и топонимов, приведённые в тексте, придают ей дополнительную достоверность (такая вот тема исторической памяти в роке). Но главное – это полётная, пластичная мелодия с ниспадающими окончаниями фраз, в которой нет ничего японского, а есть лишь страсть и красота. Лишь короткий распев «Ай-о-кей-о» (Y.O.K.O.) придаёт припеву беззаботный оттенок румбы или фламенко, зато начальный хэви-рифф её заземляет и утяжеляет – ведь это песня всё-таки о Йоко и её драматичной судьбе! А напористая инструментальная секция этой песни, уж простите, лично мне напоминает группу «Автограф», а именно их «Реквием памяти Джона Леннона» (неожиданное совпадение) – гитарная тема с восходящим квинтовым зачином вызывает ассоциации с вокальной партией оттуда.

Наконец, заглавная композиция. Можно было бы ожидать, что это будет очередной мегапафосный рок-боевик. Но нет, это мажорная лирическая баллада, местами переходящая в прог-гимн. Вступительные переливы фортепиано (и мягко звучащая тема у бас-гитары!) сразу настраивают на поэтический лад, а нежная вокальная мелодия местами напоминает колыбельную, хотя и с бравурным припевом. Здесь, впрочем, тоже есть замороченные инструментальные разделы с вихреобразными соло (внезапная, как смерч, интерлюдия на 13/8), а заканчивается песня столь же неожиданной кодой, в которой фортепианная босанова в духе Жобима сметается задиристым панк-н-роллом, а в конце звучит и вовсе какой-то авант-метал. Надо же сбить пафос! В общем, такая вот правда жизни.

Резкий контраст – «Shaken And Stirred», привет Led Zeppelin и лично Роберту Планту, у которого есть сольник с таким названием. На каждом из «поздних» альбомов HFMC найдётся такая тяжёлая вещица, напоминающая о наследии Spellbound (глэм-метал группа 80-х годов с участием Фрёберга и Страндберга). Слайд-гитара в интро отдаёт гулом в духе старых блюзменов. Песня, за исключением вполне невинного клавишного проигрыша в начале, такая же взбаламученная: как будто тебя взяли за шкирку и хорошенько встряхнули. Особенно скоростной техно-метал-припев на синкопированном ритме – просто дискотека! Индийские мотивы в полуакустическом эпизоде вновь напоминают о «восточных» красках у LZ, а ближе к концу блистают два соло – хаммондовое и – впервые у HFMC – басовое. Тут Сампо Аксельссон, по собственным словам, отдал дань уважения любимому басисту Джону Энтуислу. Лязг, грохот, ревущие струны – всё для вас!

«Every Second Counts» – трогательная песня о том, что нельзя больше ждать ни секунды, будущее уже здесь! И это более чем откровенный привет, теперь уже Джону Леннону с его «Imagine», начиная с покачивающихся аккордов фортепиано и заканчивая «баховскими» трубами в коде. Интересная история связана с записью этой песни – на альбом вошла т.н. «whiskey version», сделанная уже после завершения основной работы, когда музыканты вернулись в студию, хорошенько отпраздновав это дело виски. Надо сказать, в записи это совершенно не чувствуется. Просто хорошая, милая, добрая песня.

И, наконец, финал «A Spiritual Change» – полностью авторства Страндберга. Вещь философского содержания и почти эпического (на самом деле нет, всего-то 11 минут) размаха. Открывается она, пожалуй, слишком уж сусальными колокольчиками. Зато потом всё в порядке – летящая тема у гитары (переходящая затеем к вокалу), могучие клавишно-гитарные риффы, хоровые подклады, сложные гармонии, смены размеров, а ломаные унисонные брейки ударных перекликаются с болеро из «To Those Who Rule the World». Дух радости и преодоления. Через тернии – в космос! В общем, завидуйте, современные Yes и Dream Theater! В средней части мы опять слышим мягкий голос Улы на фоне плывущих генезисообразных клавишных мотивов. Он – словно тот самый дух, вещающий с вершин. Но, чтобы опять же сбить пафос, перед репризой вставлен эпизод, где унисонные прог-риффы всей группы четырежды перебиваются бразильскими мотивчиками в исполнении фортепиано. А дальше Шелль посылает ещё и привет И.С. Баху, сыграв маленький кусочек в стиле одной из его виртуозных прелюдий! И всё это мелькает в мгновение ока, только успевай улыбаться. В мощной замедленной коде и воспаряющей тремолирующей теме у гитары ощущается дух TFK. Полное освобождение, счастье, катарсис (и тут ещё «пасхалочка» для фанатов HFMC – короткая цитата из композиции «Pages» 2015 года). В общем, всё как положено в настоящем хорошем прог-альбоме. И только в самом конце, как бы уже за скобками, звучит знакомый нестройный свист. Где-то мы его тоже слышали? Ах, да – в самом начале (и эта же тема стала основой «A Spiritual Change»)! Представление закончено, погасли свечи, двери заперты. До новых удивительных встреч!

Что к этому можно ещё добавить? Пожалуй, лишь то, что будь моя воля, я поставила бы этому альбому 11 из 10. А так – просто высший балл лучшему прог-альбому этого года.

Елена Савицкая
Фото — официальный сайт и фейсбук-сообщество группы.

InRock
10 из 10
Общее впечатление

Progressive rock 10/10
GlassVille Records

10

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая