Hasse Fröberg & Musical Companion «FuturePast» (2010)
О готовящемся к изданию дебютном альбоме группы Хассе Фрёберга, вокалиста The Flower Kings, мы уже неоднократно сообщали (см., например, интервью с музыкантом в IR №42). Покуда прог-монстр отдыхает, его «подопечные» активно работают над собственными проектами: увидел свет альбом группы Eggs And Dogs Томаса Бодина, скоро выйдет уже второй релиз Agents Of Mercy Ройне Столта (не говоря уже о Transatlantic)… Записанный за несколько дней в мае 2009-го, альбом Musical Companion «доводился до ума» больше года (причина проста: звукорежиссер Петрус Кёнигссон, отвечавший за сведение и мастеринг, был занят на основном месте работы, т.е. в театре). И вот, наконец, результат – диск “FuturePast”, доставленный в нашу редакцию голубиной почтой прямиком из Швеции. С самого начала было ясно, что ожидать от группы Фрёберга очередного клона Flower Kings не стоит (как и чего-то «кримзообразного», если судить по обложке). Хотя бы потому, что творческий бэкграунд Хассе лежит в стороне от арт-роковой «цветочности»: недаром в «семье Flower Kings» певец считается самым рок-н-ролльным парнем. Как известно, в 80-е Фрёберг собрал одну из первых шведских хэйр-метал-групп — Spellbound, а уж каверы на Led Zeppelin – до сих пор его конек. Из Spellbound (давно распавшихся) в Musical Companion были приглашены двое участников и старых друзей – басист Томас Томссон (или просто Томссон) и барабанщик Ула Страндберг. Клавишник Шелл Харальдсон, тоже весьма опытный музыкант, может быть знаком российской публике по гастролям группы Гленна Хьюза. Пятый член – тайное оружие группы, юный волоокий гитарист Антон Линдсьё, играющий, впрочем, весьма зрело и разнообразно. Что ж, музыкальные компаньоны у Фрёберга подобрались достойные, а творческий итог — глубокая и своеобразная работа, выходящая далеко за прокрустовы рамки современного прог-рока.
Конечно, в “FuturePast” есть немало моментов, способных усладить ухо привередливого прог-слушателя – это и длинные эпические композиции (к примеру, «Fallen Empire» и «Piece Of The Sky») со сменами музыкальных тем и темпов, хитрыми ритмическими сбивками и играми со стереопространством; это погружения в классическую гармонию и развернутые инструментальные фрагменты… Пожалуй, таких красочных эпизодов и тонко проработанных «артизированных» деталей даже больше, чем изначально ждешь от «рок-н-ролльщика» Хассе. Интересно, что вся музыка была сочинена Фрёбергом еще до записи альбома, ему же принадлежат и аранжировки, однако вклад коллег-исполнителей невозможно отрицать. Особенно хочется отметить приджазованные клавишные соло Харальдсона, вносящие в музыку элемент импровизационности, и, если уж кому-то хочется «бесконечных код» в духе Ройне Столта, их есть у Антона Линдсьё (например, в «Only My Blood», изначально предназначавшейся для TFK). Но именно рок-составляющая – главная движущая сила альбома. На цепких риффах, спаянной работе ритм-секции, простой и логичной «сцепке» припевов, куплетов, бриджей, на моторике неизбывного движения, эмоциональной насыщенности вокальных партий выстроена музыкальная динамика. С точки зрения вокала тоже много неожиданного – если в TFK мы в основном привыкли к чистому «возвышенному» тенору Хассе, то здесь певец удивляет нас и необычно низкими баритоновыми нотами, и хрипловатыми блюзовыми интонацями, и прямолинейной «метальной» подачей, и изящными многоголосными бэками в духе Queen и Yes.
Тексты песен, может быть, и не особо глубокомысленны (тут скорее про любовь земную, чем космическую), но зато абсолютно искренни. Хассе Фрёберг не скрывает, что всё «прошлое и будущее» — это о нём самом, о жизни артиста. Об этом и уже упоминавшаяся помпезная «Fallen Empire», и откровенно личностная «Above» с ее почти на крик срывающимся припевом «I am, I feel, I love…», и лирическая «Everyday», и наиболее тяжелая и динамичная вещь «The Ultimate Thrill» в духе Гленна Хьюза — быть может, она слегка выпадает из общего контекста, но при этом в хитовости песне не откажешь. Как, впрочем, и яркой мажорной балладе «Song For July» — посвященная короткому северному лету, она кажется своеобразной антитезой сумрачной «зимней» «Life Will Kill You» — одной из немногих композиций, созданных Хассе для Flower Kings. А финальная композиция «Only My Blood» пленяет своей обостренно-печальной, оперно-ариозной мелодией, резко контрастирующей с драматично-роковым припевом и уже упоминавшейся катарсической кодой. В общем, альбом дает понять, что Хассе Фрёберг – гораздо больше, чем просто вокалист Flower Kings. А поскольку Musical Companion сейчас набирает обороты как концертный бэнд (в октябре в Швеции уже должны пройти первые выступления), хочется пожелать группе долгой и удачной студийно-сценической жизни.
P.S. Альбом издан на лейбле Йонаса Рейнголда, басиста Flower Kings, успешно совмещающего работу во всевозможных проектах с административной деятельностью, а заказать диск можно через сайт компании http://reingoldrecords.se.
progressive / hard'n'art 9/10
Reingold Records