Hasse Fröberg & Musical Companion «Parallel Life» (2019)
Октябрь 14, 2019
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Hasse Fröberg & Musical Companion «Parallel Life» (2019)

Четвёртый альбом Hasse Fröberg & Musical Companion – шведского коллектива, ведомого вокалистом и гитаристом Хассе Фрёбергом (The Flower Kings, Spellbound) – без сомнения, новая вершина в их творчестве. Отойдя от хард-н-арта первых двух работ («FuturePast», 2010 и «Powerplay», 2012) и развив лучшие «прогрессивные» стороны третьей, озаглавленной просто «HFMC» (2015), группа пришла к «прогрессивности» в самом широком смысле слова. «Parallel Life» – работа зрелая, глубокая, выверенная. Серьёзные темы, вдохновенные мелодии, россыпь превосходных гитарных и клавишных соло, выстроенная драматургия всех композиций (даже на первый взгляд простых по форме), и при этом – отсутствие сложности ради сложности, пресловутого «математического расчёта» и прог-штампов — всё это «Parallel Life». Если того требует песня, HFMC могут зайти на смежные территории – прог-метала, соула и блюза. Получается всегда уместно и свежо, хотя порой и неожиданно. Но ведь это прекрасно, когда музыка может нас удивлять!
Альбом «Parallel Life» как «творческий продукт» доведён фактически до идеала. Поступившись собственным принципом переносить на плёнку концертный саунд, Хассе Фрёберг на сей раз поступил ровно наоборот и воплотил в студии все свои замыслы, невзирая на количество наложений, дополнительных партий и инструментов. В этом ему помогла работа в новой студии Soundfront Productions со звукоинженером Шеллем Сандбергом; вдвоём они выступили и продюсерами альбома. Работа шла долго и кропотливо, но оно того стоило. Общая партитура привлекает своим размахом и разнообразием тембров, продуманностью аранжировок и многослойностью. Основной вокал звучит чисто, ясно и насыщенно (более в прог-ключе — без хард-роковых «пережимов»). Хочется отметить и вклад остальных музыкантов, каждый из которых обладает собственным исполнительским почерком. Гитарист Антон Линдсьё на сей раз исполнил какое-то невероятное количество талантливых соло, не отстал от него и клавишник Шелль Харальдсон; басист Томас Томссон ударник и Ула Страндберг, как и прежде, играют разнообразно и точно. Шелль и Ула выступили и в качестве авторов: оба, совместно с Хассе, приняли участие в сочинении композиции «Parallel Life», а «Time Waits» целиком (музыка и слова) придумана Страндбергом.
Если уж речь зашла о конкретных композициях, то в проге без закрученных «эпиков» не обойтись. Альбом открывает 22-минутная (вы ведь хотели прогрессива?) композиция «Parallel Life», тема которой – влияние на нашу жизнь социальных сетей. Сети эти, как известно, затягивают, уводя нас далеко от реальности в иллюзорный мир, где каждый может надеть маску и играть некую роль. Именно с этим ключевым треком связан чудесный рисунок Эда Юницкого на обложке. Кто-то вещает некие «истины», словно пророк, кто-то высмеивает всех и вся, кто-то изо всех сил прикидывается успешным… (хочется добавить: кто-то жалуется на жизнь, кто-то просто тупит, но таких персонажей на картинке нет). Разбору этой шестичастной композиции, в которой контрастные темы противостоят друг другу и противоборствуют, можно было бы посвятить целую страницу. Но мы скажем лишь – в борьбе «пророков» (которые охарактеризованы жёстким хроматическим риффом у органа, необычной тритоновой темой у голоса и чуть ли ни трэш-металлическими тремоло гитар) и тех, кто не подчиняется законам параллельного мира (прекрасные лирико-гимнические мелодии, иногда с «битловским» оттенком) сам автор, бесспорно, на стороне вторых. Позитивные силы в итоге побеждают, а «тема жизни» утверждается в торжественной аккордовой прогрессии, напоминающей о самых возвышенно-пышных моментах творчества Yes.
Далее повествование переходит в область личного. «Убегать» можно не в соцсети, а в воспоминания о прошлом – когда трава была зеленее, хайер – длиннее… Радостно-беззаботная «Sleeping with the Ghost» заряжает энергией ритм-энд-блюза и «летним» настроением. «Time Waits» – композиция более ретро-проговая (в ней можно услышать и нечто от The Flower Kings), со сложной вокальной эквилибристикой, «старинным» звучанием органа и общим духом помпезности. Впрочем, он уступает место теплоти и душевности, когда в среднем полуакустическом разделе звучит вокал автора композиции – Улы Страндберга. «All Those Faces» – воспоминание о разных людях и местах, увиденных в гастрольных поездках (вновь привет из жизни рокера), музыкально – довольно неожиданный номер с прямолинейным четырёхдольным битом и мечтательно-ностальгическими соул-нотами в вокале (а у фортепиано есть и вставочка в духе латино!). Знаете, написать «цепляющую» песню, под которую даже хочется танцевать — это большое искусство. «Rain» – самая потрясающая вещь альбома. Начинаясь как тихая баллада, она, через песенно-мажорный припев, разворачивается в экстатичный гимн: под низвергающиеся аккорды «церковного» органа голос словно провозглашает вечные истины. А затем, из тишины, словно из воздуха, возникают звуки гитары – постепенно её проникновенные блюзовые интонации заполняют всё больший объём, воспаряют к небу, к сердцу, вызывая щемящее и в то же время светлое ощущение. Что это, слёзы?.. Словно ночной дождь, пролившись в тишине, очищает душу, так и эта композиция – почти катарсис. Её подтекст становится ясен, когда читаешь комментарий Хассе о том, что «Rain» написана под впечатлением от смерти отца… Уход близких в любом возрасте переживается тяжело. Это песня-прощание, но прощание светлое… Жизнь побеждает смерть, и следующая «Friday» – это «забойная» хард-рок-песня, хотя и она, на самом деле, не просто рассказ о весёлых вечеринках, если вслушаться в резкие органные и вокальные темы, чем-то напоминающие о «пророке» из «Parallel Life». А завершает альбом ещё один эпик «Never Alone», в котором лейтмотивом служит «рождественская» органная тема: она помогает преодолеть возникающую в вокальных строчках печаль одиночества, тяжесть пути, проходит через сдвиги темпа и настроения в гитарных и клавишных соло, чтобы в конце прозвучать мажорным апофеозом.
Под конец хочется отметить, что, называя «Parallel Life» одной из вершин творчества HFMC, а такие вещи как «Rain» — подлинными шедеврами, мы не отметаем достоинства предыдущих альбомов, в особенности «HFMC» (2015). Сложно сказать, какая из этих двух работ лучше или «прогрессивнее» (автору сих строк предыдущий альбом чем-то даже милее). Поэтому обе пластинки заслужили самый высокий балл. Да и на ранних записях много прекрасного. Интересно, что во время записи «Parallel Life» активизировались и TFK, новый альбом которых «Waiting for Miracle» был записан буквально следом и в ноябре этого года увидит свет.

Рецензия будет опубликована в InRoсk #89

InRock
10 из 10
Общее впечатление

progressive rock 10/10
GlassVille Records

10

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая