Hasse Fröberg & Musical Companion «Powerplay» (2012)
Второй альбом – это всегда сложно, даже для музыкантов, которым, казалось бы, не надо ничего доказывать. Таким, как Хассё Фрёберг – солист The Flower Kings, группы-иконы современного прог-рока, бывший вокалист легенды шведского глэм-метала Spellbound и т. д. и т. п. Впрочем, продвигать сольную команду даже такому известному музыканту непросто: «партизанский маркетинг» в социальных сетях и помощь друзей в организации концертов бывает весьма кстати. Команду с удовольствием зовут и на крупные фестивали, такие как американский RoSfest или германский Night Of The Prog. Несмотря на «внезапное» воссоединение The Flower Kings, тоже решивших выпустить новый альбом, HFMC ударными темпами закончили зимой запись «Powerplay», не забыв прислать один из первых экземпляров диска в нашу редакцию. Свою сильную загруженность по музыкальной части Хассе воспринимает с энтузиазмом: чем больше работы, больше музыки – тем лучше, ведь творчество – это удовольствие, а востребованность – показатель успеха. Тем более что проблем с сочинением песен у Хассе, судя по всему, нет, даром что в своей основной группе The Flower Kings он выступал в качестве автора незаслуженно редко. Второй альбом не только подтвердил высокий потенциал Musical Companion, но и в чём-то превзошел первый релиз («FuturePast», 2010). В первую очередь – в цельности, выдержанности стиля, динамичности и даже в пресловутой «хитовости». Многие критики жалуются, что рокеры разучились сочинять мелодии – здесь же их целая россыпь, и многие вещи запоминаются на раз. В целом, взяв курс на утяжеленный прогрессив, HFMC его придерживаются и даже усугубляют, так что сравнений с TFK музыка почти не вызывает (несмотря на участие Томаса Бодина в качестве саундинженера и сопродюсера). Да и поёт Хассе здесь совсем по-другому, в сипаторокерской манере. С другой стороны, альбом весьма разнообразен, причем стилевое развитие зачастую происходит в рамках отдельных песен. Например, первая «My River To Cross», начинаясь красочными гитарными пауэр-аккордами, балансирует между прог-роком и прог-металом. «Is It Ever Gonna Happen», стартуя жестким хэви-металлическим риффом и вокальной линией в духе Ронни Джеймса Дио, в итоге «модулирует» в эдакий помп-прог, а один из вариантов темы, видимо, чтобы взбодрить слушателя, звучит в ритме… регги! Одна из самых драматичных песен, «The Final Hour», вызывает в памяти творения Rush. Влияние глэма чувствуется в динамичной «The World Keeps Turning» и особенно в бесхитростно-радостной «Venice CA». Ну а «Waves» и «White Butterfly» – довольно неожиданные баллады. И если первая своей парящей психоделичностью чем-то напоминает «Walking On Air» King Crimson, то нежнейшая акустическая «Белая бабочка» – скорее воспоминание о «Blackbird» The Beatles, вышедшее из-под пера экс-металлиста и прог-рокера. Искренность, открытость и умение транслировать именно свои эмоции – отличительная особенность Hasse Froberg & Musical Companion. В мире (хотелось бы сказать: золота и чистогана) современного рока и особенно прогрессива такое – на вес золота. Не прикрываться отвлеченными сюжетами, заумными псевдоинтеллектуальными конструкциями и рассуждениями о космической любви, а спеть о том, что видишь, переживаешь и чувствуешь. Пропустить через себя этот мир, Вселенную и Бога и показать их нам такими, как их представляешь ты («The Final Hour», «The World Keeps Turning», «Godsong»). Поведать о поисках себя, о той «реке», что необходимо переплыть в обретении смысла жизни и любви («My River To Cross»). Рассказать о жизни рок-звезды на отдыхе («Venice CA», созданная под впечатлением от пребывания в Калифорнии: жаль, что такую песню никогда не напишут о Москве!). Тонко высмеять любителей красивой жизни и легкой славы («The Chosen Ones»). Полюбоваться крыльями бабочки… Всё уживается в рамках одного альбома и создает не ощущение пестроты, а напротив, цельный и яркий образ, демонстрирует разные грани таланта лидера группы и его коллег. Среди них, кстати, всё те же лица: два музыканта с «тяжелым прошлым» – басист Томссон и барабанщик Ула Страндберг (экс-Spellbound), да и клавишник Кьелл Харальдсон не чужд хард-рока (работал с Гленном Хьюзом). Молодое же гитарное дарование Антон Линдсьё теперь играет более зрело и взвешенно, по крайней мере, явных влияний столтовской манеры у него стало меньше. В целом, радует такая устойчивость состава – это показывает, что музыканты собрались не для разового проекта и относятся к своему делу очень серьезно. И делают музыку с тщательностью и (несмотря на утяжеленный саунд) изысканностью, достойной лучших работ монстров прога – вслушайтесь, сколько мастерства, сколько тонких деталей, сколько изящных «фишек» в каждом треке!
И маленькая капля дегтя, как и в прошлый раз. Может быть, серебристо- серый цвет и суровый компьютерный шрифт на обложке показались шведам необычайно стильными, но лично на меня такой дизайн наводит уныние. А главное, он никак не соответствует содержанию песен. Хотелось бы чего-то более яркого и не такого банального! Ведь музыка навевает совсем другие ассоциации.
InRock #53
progressive rock 9/10
Reingold Records