Uriah Heep: Return to… Reality
О московском концерте группы Uriah Heep мы узнали как минимум за полгода. И если вообще сегодня есть кого ждать и про кого произнести высокопарные слова «любимая группа», то у нас обоих это будет именно «Хип». Правда, уже непосредственно перед их приездом произошел какой-то системный сбой, и когда главред, то есть я, отправил заявку на аккредитацию, оказалось, что список фотографов уже передан концертной площадке.
Не беда, – ответили промоутеры, – можно аккредитовать двух пишущих журналистов. И, коль скоро на мероприятии были мы оба, то и рассказ, отчасти реконструирующий наши диалоги непосредственно во время и после концерта, будет на двоих. Для начала слово коллеге…
Игорь Швейцер: «Да не обманется поклонник!» – так, в числе прочего, думал я, идя спустя три года на очередной концерт группы, творчеству которой посвящено уже более чем полжизни. Речь об анонсе, обещавшем, что Uriah Heep сыграют свои greatest hits. Правда, да не совсем – предварительный просмотр в Интернете текущего концертного репертуара показал, что исполняется половина нового альбома.
Владимир Миловидов: И хорошо, что так! Лично я давно уже понял, что в данный момент никто, и нынешний состав в особенности, не сыграет старые вещи «Хип» так, как должно, поэтому и ждать их особого смысла нет, поэтому лучше пусть играют то, что сочинили сейчас и чем живут сейчас. В то время как многие рок-ветераны включают в свои сет-листы одну-две новые песни, словно для приличия, Uriah Heep, скажем так, не стыдятся своего репертуара. И в этом есть большая смелость.
И.Ш.: Пусть это смело, но никак не хитово, по крайней мере сейчас. С другой стороны, мне, как и многим поклонникам именно этой, «микбоксовской группы» (c), а не той, что когда-то носила гордое имя Uriah Heep, хотелось не обмануться и увидеть творческую победу музыкантов, отважившихся в кои-то веки не идти на поводу у «олдовой» хардкор-аудитории, а показать товар лицом, то есть своё истинное, простите за намеренную игру слов, лицо.
В.М.: Тут, по-моему, есть ядро внутри ядра. Случайные фанаты хотят попеть хором «Lady In Black», заядлые – ждут каких-то редко играющихся вещей разных времён, чего-нибудь из эры Лотона или даже Голби, а самые-самые упёртые мечтают услышать именно вещи «Мик Бокс Бэнда», игру Мика, голос Берни и так далее. Но такой концерт был бы истинным «хардкором».
И.Ш.: Концертный хронометраж у нынешних «Хип» стабильно составляет примерно один час сорок минут. Чтобы его соблюсти, из репертуара удалили три классических, не покидавших программу на протяжении лет тридцати, номера – «Bird Of Prey», «The Wizard» и «Stealin'», вместо них поставив в сет, вдобавок к обычным трём песням с последнего альбома, еще три. Оправдал ли себя этот шаг? Давайте проанализируем.
В.М.: Что касается меня – точно оправдал. Слушать еще раз перекличку Берни с публикой на «Sealin'» было бы мучением.
И.Ш.: Мелодические и душевно-сентиментальные качества тех песен, что ушли из сет-листа, выше, чем у новых, даже не в разы – в десятки, сотни, тысячи раз. Кроме того, в студийном варианте почти все (кроме, может, «Grazed By Heaven» и «Rocks In The Road») новые композиции пока звучат убедительнее, нежели вживую, и, скорее всего, они не останутся в программе по окончании тура в поддержку «Living The Dream».
Небольшая, но важная деталь в подтверждение слов об убедительности: вокальное многоголосное вступление к заглавной вещи, требующее слаженности и точного попадания в ноты всеми участниками хора, хипы петь не решились. И напрасно. Или, может, знают, что просто не сдюжат?.. Однако есть и весомые аргументы в пользу «смелого» репертуара, или почему мы скажем ему «да».
Да – потому что это настоящий современный Uriah Heep, а не какие-то музыканты, собранные одним из основателей группы Миком Боксом ради заработков на классическом багаже по городам и весям. Да – потому что им этот материал больше подходит, чем «золотые хиты». И самое важное «да» – потому что публика, как ни странно, оказывается, новый альбом слушала и даже подпевает в отдельных местах. Состав Мика Бокса на протяжении всей своей жизни, начиная с 1982 года, ведёт борьбу за умы людей, приходящих (и не приходящих) на концерты. Перед лицом закона они «та самая группа», но ведь есть и высший суд – людской в данном случае.
В.М.: Помню, как три года назад здесь, в «Крокусе», состоялся удивительный реюнион с Кеном Хенсли и Ли Керслейком. Сейчас вообще не верится, что он был. И как не хватает Ли! Знаю, что он тяжело болен, и тогда он отыграл только полконцерта, явно через силу, но каждый его удар был на месте, вовремя, ничего лишнего. Ли знает и умеет распоряжаться «воздухом», пространством в игре, он музыкант тонкий, изобретательный и узнаваемый. А нынешний драммер, Рассел Гилбрук, просто всё время «мочит», давит всю музыку в группе. И чем он им приглянулся?!
И.Ш.: Секрет Рассела прост – он по человеческим качествам подходит этой группе на все сто, чему я лично пару раз был свидетелем, оказавшись за кулисами в ходе интервью с музыкантами. Кроме того, Гилбрук нравится многим фэнам, западающим на эффектную и донельзя агрессивную манеру развесёлого, бритого наголо ударника. Кстати, о манере. Давно известно, что Мик Бокс не является пуристом, и ему не нужен второй Ли Керслейк. Чего иногда очень жаль. Не всегда – в новейших вещах ударник как раз на месте и даёт им ту хэви-прог-метал-энергетику, которой во многом наполнен нынешний «Хип». В любом случае, былого не воротить.
В.М.: Но можно создать что-то новое, не менее интересное. На мой взгляд, самая музыка начинается, когда Рассел не играет (или играет только по тарелочкам), а Берни не поёт. А вот Дэйв Риммер, на мой взгляд, в порядке, он абсолютно на своём месте. Фил Лэнзон грубоват, но у него свой стиль. В общем, между этими тремя начинается хорошая такая полуджемовая музыка, а уж когда Мик уходит в отрыв,– просто сказка… Чувствуется, еще чуть-чуть, и он научится играть вообще без гитары, просто жестами рук! Другие музыканты, Лэнзон и Шоу, тоже переняли у него эти пассы кормления невидимых голубей, но у них получается не то. Нет благодати. Берни всё так же раздражает своим кряканьем в классических вещах, а вот в новых его голос на месте, и это ещё один плюс обилия свежего материала…
И.Ш. Про Мика Бокса добавить нечего – он действительно великолепен. Что касается Берни, на седьмом десятке канадский фронтмен английской группы несколько утратил спортивную форму, но не вокальную. Поёт не совсем хиповским звуком (то есть не чистым голосом), но ярко и в узнаваемой манере, порой по джазово-блюзовому разрывая ритмику вокальной линии, плюс именно его движения создают основной «экшн» на сцене. Правда, его несвоевременное исполнение припева в конце Easy Livin’ сбило остальных в самом конце концерта, тем самым смазав в целом хорошее впечатление от действа… Теперь про «грубоватого» Фила Лэнзона. Этот человек вовсе не так прост, как многим кажется на первый взгляд. У него есть и авторский стиль, чему свидетельством почти все вещи современного Uriah Heep, не основанные на гитарных риффах, – и исполнительский.
Подвох в том, что это – как в случае с Гилбруком и отчасти Шоу – не манера классических «Хип». В «той» группе органист и его «Hammond B-3» занимали главное место вообще во всей музыкальной палитре, Фил же, хоть и играл в Москве примерно те же ноты, звучал сильно по-иному… Слушая концерт внимательно, я не раз и не два «натыкался» на неправильные обертона и вообще звуки клавишных мистера Лэнзона. Что это за инструмент у него такой, задняя панель которого укрыта от посторонних взглядов чёрной тканью, неужто не хаммонд?
В.М.: Был бы хаммонд, не стали бы занавешивать!
И.Ш.: Вот именно. Для шоу в «Крокусе» Лэнзон, в числе прочего, вооружился цифровым эмулятором под названием Clavia Nord C2D. Это и проще, ибо тот орган-то весит в разы больше, и незаметно большинству фэнов. К сожалению, не всем – и уважения и любви к музыкантам такие «трюки» не добавляют. Настоящий «Хип» без того самого органа невозможен. Другое дело, что особой «настоящести» от него не ждут даже давние фэны.
В.М.: Интересно, а скучает ли ещё кто-нибудь по песням с «Sea of Light»/»Sonic Origami»? Их очень не хватало – они той же природы, но мелодически гораздо ярче новых.
И.Ш.: Да, хотелось услышать хотя бы что-то из времён, когда группа Мика Бокса очнулась от относительного застоя середины 80-х – начала 90-х и подарила новым и старым поклонникам такие песни, как «Time of Revelation» или «Universal Wheels», «Between Two Worlds» или «Heartless Land». Жаль также, что нет вещей времён Джона Лотона – как раз их Берни Шоу поёт порой очень интересно. Но, как говорится, нельзя впихнуть… В конце концов, репертуар и так огромный, у них есть и шлягер из начала 80-х «Too Scared To Run», который им очень подходит, и «Return to Fantasy» с одноимённого альбома 1975 года, наверняка обожаемый публикой, но идущий этим музыкантам меньше. Почему, Володя?
В.М.: Прежде всего, из-за качества подпевок, затем саунда, совсем не такого прозрачного, полётного, как в оригинале… Мне кажется, дело в том, что все они, кроме Мика Бокса, всегда были на вторых ролях, а когда вышли на первые, оказалось, что попросту глушат друг друга, нет культуры солирования, каждого из них слишком много. А ведь нужно знать, когда отойти на второй план и дать проявить себя другому. Наверное, это всё заложено в музыке, и понятно, что в композициях 70-х этой ясности больше. Но, опять же, когда Берни начинает петь, думаешь: нет уж, играйте лучше «новьё». А в целом – спасибо за концерт!
И.Ш.: Действительно, ни в коем случае не хотелось бы, чтоб у читающего эти строки сложилось негативное мнение. О музыкантах – если он там не был, и об авторах – если был. Мы очень рады, что спустя ровно 31 год после первого приезда Uriah Heep в Москву они полны творческих сил и вживую играют практически безупречно. Ну, почти. И люди приходят, причём числом немалым. Остальное, как говорится, дело вкуса.
В.М.: Люди приходят, чтобы подпеть любимым вещам. Как сказал Берни Шоу, когда остался на сцене с Миком вдвоём, перед «Lady In Black»: «У нас есть гитара, у вас есть хор, так за чем же дело стало?!» Люди приходят и просто чтобы посмотреть на Мика Бокса, его бирюзовые перстни, пассы руками и ощутить на себе его гитарное благословение. Услышать его негромкое «‘Appy Days» и увидеть, как все эти песни, от «Gypsy» до «July Morning», играет тот человек, который записывал их, по его же словам, «many many lifetimes ago». Но, как добавляет тот же Мик, музыка остается, и это чудесно. «Золотой состав» не вернуть, идеальные версии нам сыграет только проигрыватель, кавер-бэнды не в счёт. А тут – есть группа, которая носит это имя, играет эти вещи, обладает творческим потенциалом и самобытностью, находится в отличной форме, все здоровы, довольны собой, собирают публику – чего ещё желать-то!
И.Ш.: В одной из песен боксовского Uriah Heep поётся: «That’s the way that it is, and you won’t change it». То есть, всё именно так, как есть, и тебе этого не изменить.
P.S. Кстати, в следующий раз будет совсем нелишним исполнить и её.
Сет-лист: Intro/Grazed by Heaven, Return to Fantasy, Living the Dream, Too Scared to Run, Take Away My Soul, Knocking at My Door, Rainbow Demon, Waters Flowin’, Rocks in the Road, Gypsy, Look at Yourself, July Morning, Lady in Black. Бис: Sunrise, Easy Livin’. Outro: Land of Hope and Glory.
Игорь ШВЕЙЦЕР,
Владимир МИЛОВИДОВ
Благодарим Ольгу Овсянникову (агентство Eventation) за аккредитацию на концерт.
Заходное фото – Игорь Швейцер, Москва, 2013 г. Остальные фотографии – официальное сообщество Uriah Heep в Facebook (автор – Rich Bennett), а также отрывки видеозаписей из youtube.
9 декабря 2018 г.
Москва, "Крокус-сити-холл"
Eventation