Baboinumfest-4: Прог-рок у Золотых ворот
Октябрь 8, 2017
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Baboinumfest-4: Прог-рок у Золотых ворот

Фестиваль прогрессив-рока в городе Владимире? «Да быть такого не может», — скажет скептик, знающий о том, что и в обеих столицах на подобные мероприятия и пару десятков людей едва соберёшь… Тем не менее, это бывает. Предыдущий такой фестиваль, «АртПрогКонцепт», проходил в 2012 году в зале-тысячнике — Областном дворце культуры — и собрал… ту же самую пару десятков человек. Немудрено, что пять лет с тех пор никто даже не пытался повторить подвиг тогдашнего организатора, басиста группы «Алгабас» Сергея Миляева. Никто… кроме гитариста и автора нашего журнала Владимира Михайлова, игравшего тогда в том же «Алгабасе».

С тех пор всё несколько переменилось — Михайлов собрал собственный проект, сперва в одиночку — под названием «Великий Немой» он играл на фестивале «ProgDay» в клубе Алексея Козлова. Затем проект перерос в серьёзную группу Enine, которая начала уже выступать… но не на родине и не в Москве, а в Петербурге. Именно там год назад возник новый центр активности в организации небольших прог-концертов — «Babooinumfest». (Сразу признаюсь, что смысл названия фестиваля так и остался для меня неясен.) Попутно Михайлов сдружился с ещё одним нашим автором и рецензентом, лидером питерской группы Roz Vitalis Иваном Розмаинским — попробовали играть вместе, получилось, и возник «междугородний» дуэт RMP, или Rozmainsky & Mikhaylov Project, основанный на совместной живой импровизации. Совсем недавно он играл на гитарной сцене московской выставки «MusikMesse».

Одного не хватало — концертов на родной почве. С этим в городе сложности — как рассказывает Михайлов, дать концерт его просили многие, мол, что ж ты у нас в городе не играешь, вот будет концерт, обязательно приду. «И как раз те, кто клятвенно обещает прийти, никогда и не приходят! — смеется он. — Обязательно что-нибудь найдется, или праздник, или дача, или…» Но попытаться всё же стоит. А раз так, что мелочиться — пусть будет целый фестиваль! А тут как раз и питерские организаторы «Бабуинума», группа OT&DO, подали идею — а не устроить ли следующий фестиваль не в Петербурге, а во Владимире? Так к «местным» Enine прибавились две приезжие команды — OT&DO и Triptones, один сольный музыкант — Иван Розмаинский, и уже упомянутый дуэт RMP. Пять команд — неплохо для начала.

Осталось организовать — и уж тут Владимир Михайлов выложился на 200% — он смог пробить анонсы в местной прессе, на радио и ТВ, для рекламы концерта в город специально за неделю до фестиваля приезжал организатор питерского «Бабуинума» Сергей Горчанинов, а зал был выбран комфортный и удобный для всех, от мала до велика — Областной дом работников искусств (ОДРИ), находящийся в самом центре, прямо напротив Золотых ворот. И ошибки Миляева повторять не стали, трезво оценив потолок аудитории где-то в полсотни человек. Примерно столько вмещает уютный сидячий зал, где обычно выступают поэты и барды. При этом со звуком и светом здесь всё в порядке — и рок-музыка звучит как полагается. Для прогрессива такой сидячий зал без малейших признаков кабака — идеальное место.
Словом, намечалось интересное событие, которое стоило посетить самому, чтобы поддержать таким образом коллег по журналу — ведь не дело же, что все предыдущие репортажи с «Бабуинума» Розмаинский с Михайловым написали сами, на пару; один играет — другой пишет… Компанию составил коллега по «ИнРоку» Дмитрий Кошелев — он поддерживал владимирский фестиваль в программе «День тяжелый» на «Своём радио».

Начался фестиваль ровно в пять, по расписанию, сольным сетом Ивана Розмаинского. В зале уже человек 40, волнения организаторов оказались напрасными — кворум есть! Фортепианные «сольники» Розмаинского — это самая суть Roz Vitalis, на музыку основной группы они похожи как крутящаяся в голове неясная догадка на законченную мысль, плод долгих рассуждений; слушать их надо именно в такой обстановке — темный зал, полная тишина и только пятно света на рояле из светлого неокрашенного дерева. И никто никуда не торопится. В сете — и фортепианные версии вещей Roz Vitalis, такой как «Mother of All Rains» («Это наш хит!» — сказал Розмаинский), отражающей типичную погоду Петербурга, и новая вещь «Весна во Владимире», посвящённая городу, где Розмаинский бывает теперь довольно часто, записывая вместе с Михайловым дебютный альбом RMP. Под конец на радость прог-фэнам прозвучало попурри на темы King Crimson. Когда Розмаинский вколачивал в рояль риффы «Red», за судьбу инструмента стало по-настоящему тревожно. Но обошлось.

Посмотреть на выступление Enine в родных стенах пришёл максимум слушателей — тут и завсегдатаи ОДРИ, и родители, друзья, дети музыкантов, и корреспонденты местной прессы, и просто фэны прог-рока из Владимира — они есть, это не миф! И группа показала себя в самом лучшем виде. Отличный звук, интересный сценический образ, элементы шоу на сцене и отрывки из немых кинофильмов («Носферату», «Франкенштейн» и «Метрополис»). Программу саундтреков к немому кино Enine унаследовали у проекта «Великий немой», но и эти вещи в исполнении настоящий группы преобразились. В коллективе с Михайловым играют клавишник «Алгабас» Илья Фролов, барабанщик Владимир Никонов, басист/вокалист Владимир Косыгин и флейтист Стас Трегубов. Три Владимира из Владимира! По-настоящему всё сошлось, наверное, с приходом Косыгина — юный музыкант вырос на далёкой Камчатке, в посёлке Палана, в его жилах течёт кровь коренного народа этих краёв, коряков, и само слово Enine как раз взято из корякского языка — оно переводится как «туман». С таким интересным фронтменом группа решила внести в свой прог-рок элементы этники — пока главным образом визуальные. Это народный костюм, корякская шапка и шаманский бубен, с которым Косыгин выходил на сцену. А барабанщик также в одной из вещей играл на варгане. В саундтрековой программе этники нет, по звучанию это вполне традиционный арт-рок/неопрог, только инструментальный. Зато она предполагается в новых вещах. В центре сета — трёхчастная композиция, посвященная Носферату — персонажу, образ которого вдохновлён Дракулой, но есть у него и своё обаяние, немного нескладное, как у всех персонажей раннего кино. Когда злодей растворяется в лучах восходящего Солнца под саундтрек в духе Алана Парсонса, его даже становится жалко…

С Носферату связан и сценический образ Enine в этот вечер — музыканты решили, как и их герой, навести глубокие, зловещие тени под глазами. Получилось почему-то не зловеще, а вполне в духе глэм-метала старой школы. Особо удалось преображение Косыгину — после концерта его прямо-таки зацеловала одна из посетительниц.
В финале сета Enine сыграли кавер-версию — «Spirits In The Night» Manfred Mann’s Earth Band (на самом деле — Брюса Спрингстина, но кто ж её в оригинале слышал?) со вступлением из «Tarot Woman» Rainbow. Владимир Михайлов посвятил эту вещь памяти ушедших в последние годы великих рок-музыкантов, а также своего дяди, меломана, благодаря которому он и полюбил рок-музыку. В этой вещи Косыгин показал, что он еще и отличный певец и фронтмен, а группа готова к большим свершениям — главное, чтобы свои песни были не хуже. Кстати, на концертах в Петербурге Enine пели другой кавер — «Carpet Crawlers» Genesis.

К выступлению OT&DO в зале стало чуть просторнее. Так часто бывает — фэны приходят посмотреть «на своих». Но оставшиеся были в явном большинстве. Питерская команда — трио, где на клавишных играет организатор «Бабуинфеста» Сергей Горчанинов. Дополняют состав бас и ударные — классическое фьюжн-трио, играюшее хлёстко, задорно и убедительно. Похожее звучание — у московской команды Inner Drive, но те гораздо мягче и интровертней. «Ваш пароль должен содержать цифры, буквы, знаки пунктуации, завязку, развитие, кульминацию и неожиданный финал», — гласит один интернет-анекдот. И в музыке OT&DO всё это есть, в особенности — неожиданный финал. «Мы играем прогрессивный фьюжн, немного раздоблайский», — сказал Сергей со сцены. Он сообщил, что команда принципиально использует винтажные клавишные инструменты — Rhodes, Wurlitzer и т.д., но привезти их на гастроли не получилось. Поэтому роль всех этих диковин исполняют два верных красных «Норда». А клавиши Nord — самые лучшие друзья прог-рокеров, как мы неоднократно уже убеждались. На последнем номере к OT&DO присоединился гитарист питерской команды Triptones Руслан Собинин.
Как рассказал Сергей Горчанинов, команда существует с 2012 года, дала в родном городе больше 60 концертов, но смена состава не позволила пока записать альбом. В 2015-м в команде играет басист Станислав Рыбинский на басу, с 2016-го — барабанщик Никита Петров, наступила стабильность и, по планам, полноформатный альбом выйдет в 2018 году. Будет интересно его послушать — материал живьем впечатляет! И группа явно стремится к чему-то большему, например, мировым гастролям — не случайно Горчанинов, представляя песни, то и дело переходит на английский язык…

Дальше Triptones — тоже питерские, тоже трио, собрались в 2015-м в дистанционном варианте — гитарист Руслан Собинин сотрудничал с электронщиком Евгением Чистяковым из Волгограда по сети. За плечами у Руслана пять классов музыкальной школы по классической гитаре — но не выдержал, ушел и дальше брал частные уроки… Потом появился концертный состав, в который вошли также барабанщик Никита Петров и басист Виктор Атлас. Вся «электроника» — в записи, но иногда гитарист играет на духовом клавишном инструменте — мелодике. «Мы представители современного течения электронной музыки. Кто-то говорит, что мы играем трип-хоп, кто-то — что старый добрый пост-рок, — сказал со сцены Руслан. — А мы не задумываемся о жанрах, просто приходят какие-то идеи…»
Как и OT&DO, музыканты делали комплименты городу. «Это первый наш выезд в другой город, и всё, что мы увидели — поразило. Архитектура, история… Всё это теперь прёт у нас через музыку», — признался гитарист. И сказал, что очень нервничает. «Не волнуйся, здесь все свои!» — раздался возглас из толпы.
Если всё же выбирать между трип-хопом и пост-роком — то это, конечно, пост-рок, старый, добрый, весьма выразительный и мелодически насыщенный, иногда отклоняющийся то в сторону прогрессив-рока, то — в сторону «умных танцев» типа тех, что слышны у коллег по жанру 65 Days of Static. Возможно, Triptones и не открывают Америк в своём жанре, но делают своё дело с чувством и вдохновением, и концерт их — сплошное удовольствие.

Завершал сет Проект Розмаинского и Михайлова. Казалось бы, совсем недавно эти два музыканта попробовали поиграть вместе, а вот уже и материала на целый концерт хватает, и альбом готов, и даже издан на лейбле ArtBeat. Со стороны может показаться, что формат, который практикуют клавишник и гитарист — свободная импровизация — дело нехитрое, знай себе и играй что в голову взбредёт… Но чтобы это было интересно слушать, надо постараться. И найти верную пропорцию между структурой и джемом, между домашними заготовками и тем, что пришло в голову прямо на сцене. «Успех — это когда ты движешься от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма», — процитировал Розмаинский со сцены Уинстона Черчилля. В этот день у RMP спонтанности было явно меньше, чем на MusikMesse, и это правильно. Иван Розмаинский даже поделился для проекта кое-какими сольными фортепианными вещами. Помнится, например, «Come of a Troubled Waters», посвященная наводнению в Крымске в 2012 году. А Владимир Михайлов блеснул трюком, уже знакомым нам по выставке в Сокольниках — играл на гитаре шуруповёртом. Но на этот раз — в полутьме сцены, а голова его была увенчана светодиодными фонариками… Выглядело впечатляюще!

***
Концерт закончился, едва стрелки перевалили за девять. Непривычно рано для прог-фестиваля! Зато у артистов оставалось время, чтобы спокойно увезти аппаратуру и с толком поздравить Владимира Михайлова с днём рождения, который тот отмечал днём раньше. Так он подарил себе на «бёздник» целый рок-фестиваль — и не только себе, а всем меломанам города Владимира. Спасибо!

…По дороге на ночном поезде обратно в Москву всё мучила мысль — чего-то не хватает в этом фестивале. Не хватает преемственности. Беда нашего прогрессив-рока в том, что каждый начинает словно с пустого места. Питерские организаторы «Бабуинума» молодцы — они с первого дня ведут летопись, снимают видеоинтервью, которые потом включают в паузах между выступлениями на следующих фестивалях — такие «фишки», как и картонная голова бабуина на Горчанинове-конферансье, и создают запоминающуюся атмосферу события. А что было раньше? Несколько слов со сцены прозвучало о «St.Peter’s Prog Fest», который проводил раньше Иван Розмаинский. И ни слова — о фестивале «InProg», который мы организовывали с 2001 года, о двадцати мини-фестивалях «ProgDay», прошедших в клубе Козлова, на которые приезжали многие питерские прог-рокеры, где играли и Михайлов, и Розмаинский; да и о журнале «ИнРок», который пишет об отечественном прогрессиве уже 17 лет подряд, благодаря которому, собственно, и встретились наши два автора в составе RM Project, увы, ничего не было сказано. Видимо, в следующий раз надо быть активнее и загодя записываться в ряды ораторов. Ну и, по возможности, собрать в одном месте текстовые и визуальные свидетельства всех наших организаторских подвигов. А то и сами скоро забудем… А организаторам «Бабуинума» — как советовал Черчилль, не терять энтузиазма!

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.

Наши репортажи с предыдущих фестивалей «Бабуинум»:

Babooinumfest-3: Прога много не бывает!

Babooinumfest 1.2: Открытый ящик прогрессива

Babooinum Fest 1.1: Прогрессив в маске бабуина

Общее впечатление

30 сентября 2017 г.
Владимир, ОДРИ
Enine

Владимир Импалер

Владимир Импалер