Фестиваль «Арт-Прог-Концепт» во Владимире: Головой вперед!
Фестиваль начинается с организатора. Знакомьтесь, Сергей Миляев, уроженец Усть-Каменогорска, некоторое время живший в Нью-Йорке, лидер команды из Владимира «Алгабас».
Во Владимире у него солидный стаж организации различных концертов, среди которых самым долгоживущим был фестиваль «Кульминационный проект», с 1999 по 2009 год собиравший команды разных направлений рока. А вот «Арт-прогрессив-концепт», в полном соответствии с названием, собрал тщательно выверенный состав, ориентированный на прогрессив-рок. (Можно спорить о том, насколько в эту нишу попадают «Рада и Терновник», но в высокохудожественности им никак не откажешь).
Замах был сделан колоссальный — арендован один из лучших в городе залов-тысячников (Областной Дворец Культуры на ул. Левитана), отличный аппарат и совершенно убийственная светотехника, в качестве хедлайнера приглашен Алексей Козлов с группой «Арсенал», а также Kostarev Group, Борис Базуров, московская команда Quorum и многие другие. Очевидцы даже сообщали о расклеенных по городу афишах, хотя в целом прог-фэны города Владимира, кажется, и не подозревали насчет счастья, которое вот-вот обрушится на их головы. И билеты ну никак не покупали. (Возможно, сыграл свою роль и ценник — 500 рублей за «местный» концерт для многих неподъемная сумма).
Результат был сколь ошеломителен, столь и предсказуем — в субботний вечер в шикарном зале (представьте себе советский ДК эпохи расцвета застоя), на огромной сцене, со стадионным светом и отличным звуком играл Борис Базуров перед… толпой в 20-30 человек. И, забегая вперед, это был едва ли не максимум посещаемости.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (26.05): КТО ЗДЕСЬ?
Стоит сказать, что фестиваль начинался порядком рано (в 16-00), поэтому открывающую группу, «Соль земли» из знаменитого города Петушки, я пропустил. По описаниям — вполне достойный прогметал. Что же до Базурова, он (в компании с перкуссионистом и электронщиком/скрипачом) не подавал признаков уныния и вовсю рубил свой древлянский этно-транс, выкрикивая в микрофон длинные строчки былин и, как эхо, «отражая» их аккомпанементом на стике и гуслях. Такое сочетание по первому впечатлению — просто ошеломительно, и слушатели, увидев и услышав Базурова, действительно впадают в некий транс от созерцания седобородого фольклориста, который «шпарит» на инструменте эпохи King Crimson так, будто он был изобретен еще во времена Бояна. Где-то через полчаса транс проходит, и кажется, что Базуров уже продемонстрировал все свои ноу-хау, а вот музыка так и не началась.
Возможно, мы просто очень далеки по шкале времени, чтобы ее оценить, но лично мне оказалось просто не за что уцепиться в бесконечном цикле речевых фраз — музыкальных ответов, которые повторяются без видимого развития и… прогресса. И понятно, почему Базурова вовсе не расстраивает отсутствие публики в зале — он ее просто не видит, его музыка обращена внутрь, лишена энергообмена со слушателями. Или, быть может, этот обмен появился бы, появись публика? Не знаю. Словом, перфоманс Базурова попадает в обидную «дыру» между желаниями и возможностями; подготовка к его концерту из-за сложной аппаратуры занимает часа два, после чего выпускать его на получасовой сет просто нелогично, а за час он успевает изгнать из зала даже самых терпеливых слушателей.
А в фойе ОДК как раз проходила весьма занимательная выставка детского творчества — особо впечатлили Супрематический Пятачок и огромный Георгий Победоносец, связанный из цветных тряпочек.
Кое-какие слушатели вернулись к началу выступления группы «Алгабас» — у хозяев вечера есть в родном городе друзья, и, в конце концов, родственники и подруги музыкантов тоже считаются! К числу друзей надо причислить и меня — с недавних пор в состав «Алгабаса» вернулся наш давний автор-инроковец, гитарист Владимир Михайлов. Он в рекордные сроки разучил партии предшественника, кое-что сочинил заново и сыграл с командой два концерта по клубам — нынешний был третьим. Выступление на огромной сцене ОДК должно было стать для «Алгабаса» долгожданным триумфом после многих лет пребывания в подвалах и репбазах… И оно им стало, если, конечно, не обращать видеокамеру в сторону зала. Если обращать, то оно больше похоже на последнее желание перед казнью.
Сергей Миляев в «Алгабасе» поет и играет на бас-гитаре, дополняют состав барабаны и клавишные — в сумме довольно крепкий, хорошо сыгранный коллектив с жестким хард-проговым саундом, близким, скажем, к поздней Arena… если бы не вокал Миляева. Да, он старается выжать максимум драйва и «театральности» из своего довольно узкого диапазона, и ничего по-настоящему стыдного в его пении нет, но нет и красоты, и сценической харизмы. Хотя и от манеры русского рока ему, по большей части, удается уйти, пусть песни все и русскоязычные. Инструментальная часть вполне интересна и хороша, достаточно выразительных проигрышей, чувствуется, что над аранжировками музыканты всерьез поработали, но вокал, песенная форма довлеет над всем и не дает музыкантам как следует развить их находки. Думаю, у группы может быть хорошее будущее, если они найдут свободного вокалиста, а Миляев ограничится партиями баса и эпизодическим вторым вокалом. Демонический хохот у него превосходно получается.
Следом в программе — Kostarev Group, и, традиционно для Костарева, громкость в зале была на пределе разумного. Но звук в целом был хорош, читаем, гитара маэстро звучала вполне комфортно, без привычного по его клубным концертом «рычания бешеного крокодила». Про Костарева написать что-то новое я уже не в состоянии — традиционные вещи из программ «Космобоба» и «Кончерто», непременный кавер Фрэнка Заппы, порядочно авант-рокового буйства, музыкального и визуального, и, венец всего сета — партия скрипачки Саши на казу (kazoo) — эдаком свистке-зуделке.
Ах, да, еще забыл про соло (один удар) Костарева на «поющей чаше». Тетушки в фойе хватались руками за головы: «Что это за ужас у вас сегодня происходит?!» По всему видно, они не слышали ByZero…
Эстафету перед почти уже пустым залом приняли Pravednicks’ Band, команда из Петербурга, проехавшая почти сутки на машине. Говорят, барабанщик по дороге сильно заскучал, прогонял скуку разными напитками и к концерту находился весьма в «приподнятом» состоянии, что внесло в перфоманс «Праведников» (ох, не повезло им с названием) дополнительную долю безуминки. Хотя и так эти товарищи безумны ровно столько, сколько нужно — в их арсенале песни о космосе, зачатки светового шоу, сэмплы радиообмена и прочие «астральные» звуки, и на добавку — шизофренический, в типично питерской традиции разрушающего музыку перфоманса, номер, где музыканты меняются инструментами, басист берет в руки гармошку, барабанщик — бас, гитарист — садится за ударные, и только клавишница остается на своем месте. (Потом выяснилось, что причина ее статичности весьма грустная – она слепа…) Затем все эти люди начинают бешено бегать по сцене, что-то хаотично наяривать, кричать в микрофон комическим фальцетом…
И по всему было видно, что это не спектакль, не шутка, как у Костарева, это — всерьез. Тот, кто несерьезен, не назовет свою песню «Откровения космического разума»! Внешне «Праведникс» — обычные потрепанные жизнью олд-рокеры, но внешность обманчива, на самом деле в глубине души они любят Pink Floyd, Marillion и всё, что доктор прописал. Хоть и поют на русском — что многих, конечно, оттолкнет. И студийные записи Pravednicks’ Band, как оказалось, совершенно не передают их концертной энергетики.
К этому моменту на часах уже было полдесятого, а на сцену вышло московское трио Ascorbic Acid — на изначальных афишах я его вообще не помню, поэтому появление Дмитрия Шишкина и его команды на сцене было изрядным сюрпризом. И сюрпризом очень радостным — за прошедшие полгода с нашей последней встречи группа сильно выросла, стала активнее работать со звуком, их вещи уже не напоминают простые этюды для скрипки с ритм-секцией — это многосложные композиции с богатством тем, оттенков и настроений. «Электрифицированная» скрипка (интересно, как Дмитрий, играя пиццикато, словно баюкает ее на груди, словно ребенка) и бас-гитара с глубоким, сильно обработанным звуком ведут постоянную перекличку. Передавая друг другу солирующую роль, звук скрипки по выразительности не уступает гитаре. Музыка Ascorbic Acid состоит из острых выразительных скрипичных рефренов, которые звучат, как зацикленные, но на глазах постепенно видоизменяются, развиваются, уступают место новым риффам и неожиданным барабанным сбивкам. А по своему поведению на сцене Шишкин даст фору самому Эдди Джобсону!
Где-то в десять с хвостиком слева за сценой появились трое людей в костюмах. За порханием смычка они наблюдали вежливо, но без восторга, а по окончанию песни вышли к микрофону и сообщили: «Всем спасибо, но ДК закрывается». В расписании значилась еще одна, местная владимирская группа, но, как я слышал, они здраво оценили ситуацию и уехали еще до окончания сейшена.
К этому моменту в зале оставалось человек 9, считая музыкантов, звукорежиссеров и организаторов. Завтра предстоял второй день фестиваля — с участием «Рады и Терновника», Quorum, Inner Drive и Дуэта братьев Радзецких из Киева. О том, как он пройдет, вам расскажет Владимир Михайлов, а я нахожусь уже в электричке Владимир-Москва, где и пишу эти строки.
***
В гримерке Миляев говорил о засилье попсы, о том, что одновременно с фестивалем проходил концерт Стаса Михайлова… На мой взгляд, проблема не в этом. Что толку «бороться с попсой», если твоя родная арт-роковая публика не ходит на концерты? Какой смысл арендовать зал, который могут наполнить разве что признанные звезды вроде «Аквариума», но никак не прог-фестиваль, который и в Москве-то столько не собирает? Похоже, бороться надо с двумя вещами — безразличием и недоверием собственной аудитории. Первый «АртПрогКонцепт» прошел на должном качественном уровне, в том, что касается зала, звука, музыкальной программы, и есть определенная надежда, что в дальнейшем публика города Владимира проявит к фестивалю больше интереса. А фэнам Стаса Михайлова оставьте их радости и не думайте о них. Вообще.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
ДЕНЬ ВТОРОЙ (27.05): ВНУТРЕННИЙ КВОРУМ
Заключительный день фестиваля начался с крупного разочарования: оказалось, что его хедлайнеры «Рада и Терновник» не приехали. По официальной версии, барабанщик группы застрял в Астрахани и не смог вовремя вылететь в Москву. Поговаривают, что самые преданные фанаты Рады узнали об отмене ее концерта чуть ли не накануне, и посему решили проигнорировать закрытие «Арт-прогрессив-концепт-феста». Впрочем, несколько любителей ее творчества, ничего не подозревая о переменах в программе, пришли к назначенному времени в ОДК.
Так или иначе, услаждать слух порядка двадцати доблестных зрителей, рассредоточившихся преимущественно по центру огромного, зияющего пустыми креслами зала, предстояло двум московским группам и киевскому дуэту.
Эта сцена живо напомнила мне рассказ Дэйва Стюарта о приключениях (или злоключениях, кому как больше нравится) National Health на гастролях во Франции: «Двери открылись в восемь часов пополудни, но за ними никого не было. В восемь пятнадцать пришли шесть или семь человек, но они не подходили близко к сцене, видимо, опасались, что мы неожиданно выскочим и окажемся в численном превосходстве. К восьми тридцати пришло еще около пяти зрителей, они слонялись, пытаясь выглядеть толпой». Иное время, другое место, иной состав «глашатаев от прогрессива», а интеллектуальная музыка всё также не может похвастаться вниманием со стороны публики…
Первыми в свете софитов предстали москвичи Quorum, наполнив зал легкими для восприятия, почти воздушными, чуть меланхоличными, но неизменно изящными темами. Вокалист и клавишник Дмитрий Штатнов с легкостью и знанием дела оперировал звуками и тембрами, позаимствованными из сокровищницы арт-рока, подкрепляя все это клавишное пиршество звонким тенором. Гитарист к месту демонстрировал пассажи, инспирированные Стивом Хаккетом, но большую часть времени, как и ритм-секция, держался в тени. В общем, группа представила на суд немногочисленных слушателей канонический нео-прогрессив самый высшей пробы, хотя не могу удержаться и немножко не побрюзжать. В конце концов, как не попенять музыкантам, взявшем на вооружение, наверное, наиболее часто критикуемый жанр?! Поскольку их сет вызвал у меня лишь положительные эмоции, отмечу лишь местами неуверенную игру гитариста и крайне деликатную исполнительскую манеру барабанщика, который предпочитал гладить барабаны, словно боясь лишний раз посильнее ударить по пластику.
У вышедших затем на сцену братьев Сергея и Дмитрия Радзецких (Киев) ни в игре, ни в манере держаться на сцене не было и намека на какую-либо неуверенность. Обратная сторона медали – некая механистичность исполнения, которая пронизывала всё выступление. Может, виной тому обилие сэмплов и закольцованных фраз, поверх которых басист и гитарист предпочитали плести свои кружева. Вполне, кстати, в духи Трея Ганна. Благодаря прогрессу в музыкальных технологиях шестиструнная бас-гитара звучала как оркестр и нередко аккомпанировала сама себе, а двенадцатиструнная акустическая midi-гитара (!), соединенная с ноутбуком, и вовсе могла принимать любой звуковой облик. Филигранное, отточенное исполнение сразу вызвало восторг у немногочисленных слушателей, так что на отсутствие эмоциональной вовлеченности в происходящее дуэту жаловаться не приходилось.
Завершить фестиваль выпало столичному трио Inner Drive. В их составе обнаружился и клавишник/вокалист Quorum Дмитрий Штатнов (что не удивительно, этот многостаночник играет ко всему прочему еще и в Eternal Wanderers), но теперь уже в роли басиста. Ряд черно-белых клавиш он уступил Сергею Болотову, лидеру Inner Drive и автору всего материала. Итак, клавиши, бас-гитара, ударные… Непрерывная пульсация, неизбежная полифония, прекрасно выстроенный тематизм и настоящий роковый драйв нередко эффектно оттенялся визуально. Так, несколько музыкальных произведений удачно дополнил танец девушки, ловко управлявшейся на самом краю сцены со светящимися шарами и выполненными из блестящей тонкой материи полосками ткани, которые трепетали в ее руках, словно крылья неведомой птицы. А я в течение всего выступления трио мучительно пытался выстроить ассоциативный ряд: Эмерсон, Лейк и Палмер? Похоже, скорее, по составу, местами по фразировке, но так чтобы в целом – нет… Может быть, семья Уэйкманов? Теплее, но снова, по большому счету, не то. Одним словом, все мои попытки проследить «родословную» Inner Drive закончились ничем. Понятно, музыка этой команды не возникла из ниоткуда. Но, оперируя достижениями предшественников, ребята смогли создать ряд вполне самобытных произведений, упрекнуть которые хочется разве что в однообразии музыкально-аранжировочных приемов. Сейчас группа в процессе записи дебютного лонгплея. Лично я буду ждать альбом с нетерпением…
…Итак, музыканты отыграли для нас всё, что приготовили и отправились за сцену неспешно собираться обратно в дорогу. А немногочисленная публика также неспешно оправилась до ближайшей троллейбусной остановки, по пути обсуждая услышанное и увиденное.
…Не хочется подводить какие-то глобальные итоги или долго и нудно размышлять на тему культурных, эстетических, финансовых и прочих взаимоотношений между артистами, зрителями, организаторами и другими причастными к музыкальной сфере людьми. Отмечу лишь, что, подарив нам два дня прог-рокового пиршества в большом зале с прекрасным звуком и светом, организатор этого действия ушел в, увы, предсказуемый финансовый минус. Впрочем, Сергей Миляев не унывает. Главная цель – вывести на владимирскую сцену прог-коллективы из разных городов России – достигнута. А остальное не так уж и важно.
Владимир МИХАЙЛОВ
Фото автора.