Tuska Open Air’2019: Зажги во мне огонь
Ноябрь 8, 2019
Аскар Ибрагимов (19 статей)
Поделиться

Tuska Open Air’2019: Зажги во мне огонь

Метал-фестиваль Tuska продолжает разрастаться. Впервые билеты на целых два дня из трех оказались полностью распроданы. Вблизи места проведения за прошедший год успел вырасти торговый центр «Redi», который ухватился за возможность заработать и предоставлял скидки в некоторых заведениях по браслету фестиваля. На самой локации стало больше мест “где посидеть” и тихих участков. Впервые фестиваль проходил при ограничении 18+, что на обстановке у главной сцены сказалось скорее отрицательно.

   

Алкоголь стало можно пить в толпе, и в итоге от восприятия выступлений отвлекали бесконечные “гонцы” за пивом, а стеклянные бокалы и бутылки, с которыми можно было уходить в толпу, конечно, нещадно бились и создавали риск ранений. (Организаторы в ответ на мою жалобу пообещали разобраться на следующий год и с тем, и с другим.) Отдельный зал был отведен для торговли и услуг: можно было набить татуировку (хотя непонятно, кто решится на такой шаг настолько спонтанно), подстричься по-альтернативному или купить художественную скульптуру из металлолома, изображающую какую-нибудь “жесть”. Немного на задворках располагалась обязательная финская сауна – там можно было вскользь наткнуться на реальные сцены 18+, то есть остывающих на улице голых мужиков-металхедов с избытком веса. В камерном зале «Solmusali» по традиции проходили встречи с представителями индустрии – менеджментом «Туски», известным рок-фотографом Эстер Сегаррой, а также там можно было увидеть экстремальное шоу от бодимодификаторов Scar.fi.

 

Первый день для меня начался с визита на концерт Марко Хиеталы (Marko Hietala), всем хорошо известного в качестве басиста Nightwish. Марко презентовал дебютный сольный проект в жанре “финский рок”. Одновременно с этим случилось переименование из Marco в Marko, как символ обретения серьезности и отказа от “несерьезно-вычурного” написания паспортного имени — мол, пора взрослеть. Опус рекомендуется поклонникам не-найтвишевского творчества братьев Хиетала, осенью должен состояться (но пока этого не произошло) релиз англоязычной версии альбома.

Затем довелось взглянуть на нынешнюю творческую форму пауэр-метал-команды Battle Beast. Костяк группы смотрится как “бой-банда”, в противовес этому солистка Ноора Лоухимо косплеит, собственно, “боевого зверя”. Одетая в ратный костюм и украшенная рогами, Ноора профессионально и от души работала на сцене, пока её с некоторым унынием слушали присутствовавшие в первом ряду фанаты блекметала: чего не вытерпишь ради первого ряда на хедлайнерах Dimmu Borgir.

Запомнилось выступление Power Trip: это интересный “кроссовер-трэш” (смесь трэша и панка) из Америки, звучащий очень ударно, его можно рекомендовать всем почитателям трэша и металкора.

Что делать, если в параллель стоят мало выступавшие до этого финны Brymir и динозавры Anthrax? Разумеется, идти на первых. Бескомпромиссно тяжелая команда-создательница “эпик-мелодичного металла” возобновила выступления не так давно, но ясно, что им вполне по силам встать как минимум на уровень Turisas. Несмотря на маленькую «клубную сцену», Brymir ожидаемо собрал плотную толпу, не постеснялся использовать пиротехнику, а в первом ряду даже обнаружились японские фанатки. Материал концерта соответствовал последнему релизу «Wings of Fire», вышедшему 8 марта 2019 года, который остается посоветовать всем любителям боевого металла.

Cтоит отметить выдающийся атмосферно-мрачный гиг пост-металлистов Cult of Luna – шоу как такового не было (если не считать музыкантов, делающих страшные лица), но прозвучали атмосферно.


Опен-эйр в Финляндии летом – это солнце до позднего вечера, и с этим астрономическим фактом постоянно сталкиваются различные хедлайнеры, привыкшие выступать в мрачной атмосфере ночных клубов. В атмосфере погожего летнего вечера они смотрятся слегка анекдотично. В этот раз заходящее солнце озаряло норвежских блэк-металлистов Dimmu Borgir, что, если подумать, не так уж и плохо, если вспомнить, что на концертах их не всегда можно толком разглядеть во мраке. Правда, увлечение пафосом, обилие одежды и декораций все же больше ассоциируется с коммерческим шоу, нежели с “настоящим металлом”. Именно это обилие “мишуры” при свете дня было особенно заметно.

Далее выступали финские doom-металлисты Swallow the Sun, выпустившие новую пластинку «When a Shadow Is Forced Into the Light» в январе 2019-го. По сравнению с выступлениями прошлых лет (а был случай, когда в разных форматах группа сыграла на одной «Туске» трижды!), показалось, что музыка стала мелодичнее и разнообразнее, так что этот релиз вполне можно рекомендовать к ознакомлению.

Из экзотики – последней из групп клубной сцены в этот день оказалась новозеландская Alien Weaponry, чьи участники являются маори и, как следствие, исполняют песни на языке маори. Это удачное концертное выступление, правда, выглядело в разы веселее материала альбомов, который показался эдакой дебютантской классикой – когда недостаток композиторского мастерства и умения работать с музыкальными нюансами стараются компенсировать общей “тяжестью” и барабанными ритмами, которые также показались однообразными.

Грех не упомянуть выступавшую во второй день финскую Stam1ina: это классический финский металл с обязательным хедбенгингом, весьма популярный в стране. Одну песню группа исполнила с Анной Эрикссон (Anna Eriksson), известной в Финляндии певицей, участвовавшей в 2000 году в Евровидении.

Норвежцы Kvelertak всю жизнь были весьма зажигательны. Их концерты — из тех шоу, на которые приходишь не за бессмертными хитами, а за максимальным уровнем куража. Интересно было и то, как новый солист, Ивар Николайсен (Ivar Nikolaisen), справится с основными обязанностями бывшего фронтмена Эрленда Йельвика (Erlend Hjelvik), то есть краудсёрфингом и стейджайдвингом. Вывод – справляется неплохо, но нужно немного поработать над техникой, в целом же новый вокалист успешно замещает первоначального по степени отмороженности, так что за будущее данных артистов можно быть абсолютно спокойным.

 

На клубной сцене нельзя было пройти мимо внешне эффектных Warkings. Это костюмированная метал-банда, у которой в локации на фейсбуке значится “Спарта”, а каждый музыкант имитирует того или иного стереотипного фентези-воина. Однако  имиджем их “изюминка” и исчерпывается – собственно композиции ничем особенным не запомнились: это типовой героический пауэр-метал для тех, кому требуется невзыскательное блюдо из гитарных запилов и текстов о чьих-то подвигах.

Очень жалко Visions of Atlantis – отлично звучащий в записи симфо-метал с очень красивой вокалисткой Клементин Делоне «живьём» воспринимался крайне бледно, с проваленным вокалом, хотя мог получиться прекрасный разогрев к Delain – чей концерт получился, к счастью, успешным.


Живое выступление Heilung – это, пожалуй, для многих самый важный “опыт” этого дня, а то и всего фестиваля. В начале концерта аудитория встретила группу волчьим воем. Группа называет свои выступления “ритуалом”, а на ресурсах в соцсетях рассуждает о единстве с предками и о всеобщем человеческом братстве. Ради пущей атмосферы фестивальные службы убрали телекамеры по сторонам сцены и отключили видеоэкраны. Heilung удалось то, на что редко претендуют группы этнического направления: распространить эффект погружения в “шаманскую” атмосферу не на маленький замкнутый клуб, а на фестивальные сцены с многотысячными аудиториями. (Подробнее о Heilung и их творчестве — в интервью, которое нам удалось сделать на фестивале, — прим. авт.)


Закрывал день “последний концерт Slayer в Финляндии” – как положено, с разукрашенным “задником” и обилием пиротехники. Что нельзя не одобрить, так как шоу-составляющая выступления Тома Арайи сотоварищи обычно бледновата.

В этом году фестиваль не миновал дискурс “как воспитывать детей металхедов на правильной музыке”. Для этой цели в Финляндии существует метал-группа с рейтингом “ноль-плюс” Hevisarius, состоящая из динозавров. Металлисты – тоже люди, с семьями, работой и той разницей, что они хотели бы привить своим детям вкус к тяжелой музыке с детства. Так что на третий день многие слушатели пришли с маленькими детьми, а после концерта была организована детская автограф-сессия во все том же ТЦ «Redi» и другие развлечения. Вообще, детские зоны становятся стандартом на многих европейских тяжелых фестивалях, а торговцы металлюжным мерчем уже давно расширили ассортимент в сторону товаров для младенцев и детей.

Dark Sarah – группа, не устоявшая перед соблазном придумать свой собственный жанр металла, в данном случае “кинематографический металл”. Если пользоваться привычными терминами, у них смешался стимпанк, готик и симфоник-метал – группа хорошо сыграна, хорошо и приятно звучит и снимает красивые клипы, и концерт на «Туске» также оставил положительное впечатление.

Мою музыкальную программу ненадолго прервал семинар Эстер Сегарры (Ester Segarra) — суровой и познавшей жизнь испанской рок-фотографини, рассказывавшей об опыте работы с экстремальными группами для издания «Metal Hammer». Лично мне хочется позавидовать силам этой женщины, путешествующей по Европе ради съёмок. Конечно, в эпоху фотошопа и нарисованных фонов классические портреты выглядят немного старомодными, но среди её работ можно найти ряд очень сильных портретов. Было интересно послушать как про логику их создания, так и про то, чего стоило спокойно провести съёмку разукрашенных в корпспэйнт блек-металлистов в приличном месте в Лондоне.


На третий день солнце не унималось, но даже оно, бьющее прямо в лицо Адама Дарского, оказалось бессильно рассеять почти физически ощутимый мрак, который окутывает выступления Behemoth. В их шоу всегда большую роль играет огонь (например, сценическими огнемётами можно поджарить фотографов в фотопите). Ранее на концертах пафосно возгорались всякие кованые подмикрофонники, сейчас дело дошло до практически непрерывных факельных стрельб а-ля Nightwish и отдельных прогулок Нергала по сцене с зажжеными “фитилями”. В шоу – претензии на монументальность, маски и костюмы. Но при этом не изукрашенные, как у Dimmu Borgir, а просто стильные и мрачные. Я не понимаю музыки этой команды, но уровень шоу и впечатления всегда максимальный.

Halestorm – американский хард-рок, выступление практически полностью держится на энергетике Лиззи Хейл, и это одно из тех расколбасных шоу, на которое с удовольствием хочется вернуться. А вот закрывающие Tuska шведские адепты рока 70-х The Hellacopters особо не запомнились и показались вполне стандартными.

На Tuska-2020 уже заявлены Korn, обещают особое шоу Children of Bodom, выступит мелодик-дэт группа Insomnium, a нишу “экспериментов с нестандартом” заполнит французский киберпанк-музыкант Perturbator.

Аскар ИБРАГИМОВ
фото автора.
Благодарим организаторов фестиваля за аккредитацию.

Все фотографии: 

Или https://vk.com/album-2548741_268510893

Предыдущие репортажи с «Tuska Open Air»:

http://inrock.ru/live_reports/tuska_2018
http://inrock.ru/live_reports/tuska_2017
http://inrock.ru/live_reports/tuska_festival_2016
http://inrock.ru/live_reports/tuska-open-air2014-kogo-ne-ostanovit-dozhd

Общее впечатление

28-30 июня 2019 г.
Финляндия, Хельсинки

Аскар Ибрагимов

Аскар Ибрагимов