Tuska Open Air’2014: Кого не остановит дождь
Сентябрь 17, 2014
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Tuska Open Air’2014: Кого не остановит дождь

Anthrax,Children of Bodom,Foreign,metal,Orphaned Land,обычный,Сувилахти,Хельсинки Традиционно в последние выходные июня в Хельсинки проходит трехдневный метал-фестиваль «Tuska Open Air». В этом году количество выступающих было сравнительно скромным, но при этом организаторы постарались сделать ставку на сильные, проверенные временем группы.

Поэтому фестиваль слушался целостно и без явных «пробуксовываний» в программе.

ГРОМКО И ТРАДИЦИОННО

Открывать «Туску» доверили неизменно популярным у молодежи финским пауэр-металлистам Ensiferum, чье творчество посвящается средневековым воинским подвигам. Команда набирала обороты последние несколько лет и из достаточно курьезной выросла во вполне самостоятельную. Трудно было поверить в это пять лет назад, но сейчас впечатление от нее лучше, чем от кумиров финского «боевого металла» Turisas, которые наоборот, потеряли в драйве за последние год-два.

Так как утро начала фестиваля — не слишком-то популярное время, его продолжили спокойные и не то чтобы очень взрывные местные хэви-готик-рокеры Poisonblack. А первой по-настоящему крупной командой на фестивале стала грув-метал банда Phil Anselmo and the Illegals, ведомая бывшим вокалистом знаменитой Pantera (критики, однако, далеки от восторгов по поводу весеннего релиза коллектива).

Следующее заметное выступление было за мелодик-детстерами Children of Bodom. Если брутально-олдскульные Illegals выступали в простой черной одежде и на практически пустой сцене, то финны подошли к делу с размахом и пафосом: были развернуты масштабные декорации из веселенького задника, гриль-установки и алкогольного бара. На протяжении всего сета большая группа статистов и статисток убедительно изображала пляжное барбекю, поглощая реальные жареные сосиски и подкармливая ими же первые ряды. Погода вполне соответствовала: после очень дождливых дней нежаркое солнце и синее небо создавали непринужденную фестивальную атмосферу. «Консервативный» первый день логично продолжило выступление дэт-металлистов Carcass.

Закрывать же программу выпало симфо-блэкерам Dimmu Borgir. Если ранее звук был приемлемым, но и не затрагивал «душевные струны», то норвежцы прозвучали на удивление масштабно и эпично. Видимо, сказалось традиционное использование сложных симфонических вставок.

«Туска» заканчивается в районе десяти вечера, и публика после небольшого передыха перемещается в клубы на «афтепати». Основные рок-площадки города, где выступают в основном местные команд, предоставляют возможность продолжить веселье до глубокой ночи (или пока ценитель металлического жанра еще остается на ногах после употребленного за день в изобилии пива). В старой доброй «Тавастии» выступал Туомас Саукконен (экс-Before The Dawn) со своим новым мелодик-дет проектом Wolfheart и вездесущая финская команда Amorphis, благополучно собравшая полный зал при немаленькой цене за вход.

КТО НЕ ОСТАНОВИТ ДОЖДЬ

Второй день открыли разбитные трэшеры Lost Society, а продолжили культовые финские индастриальщики Turmion Kätilöt («Акушерки руин»), по стилю и эстетике близкие норвежским «аггротехам»-хулиганам Combichrist. Группа знаменита своими фрик-шоу, обычно не предназначенными для несовершеннолетних, но в этот раз немного «отмодерированными» в угоду возрастным ограничениям фестиваля.

Проект пользуется изрядным авторитетом среди местной публики, однако не понимающим по-фински было сложно оценить всё содержимое изрекаемых со сцены шуток, на ура принимаемых местными слушателями.

Затем наступило время «пивного металла» – перед нами предстала немецкая команда Tankard ивокалист Андреас Джеремиа, который, исполняя очередной «гимн питию», стучал себя в такт микрофоном по пивному животу, не переставая, однако, весьма шустро носиться по сцене.

И кульминация дня — на главной сцене под визг юных фанаток воздвиглась металкор-команда Bring Me the Horizon с хипстерского вида фронтменом Оливером Сайксом. Очутиться в толпе восторженных металлисток в это время было бы не совсем безопасно.

Закрывали день корифеи из Anthrax – невероятно харизматичный человек тысячи лиц Джоуи Белладонна и его энергичная, слаженная команда.

Два дня фестиваля прошли при отличной и даже немного жаркой погоде, и это не могло не закончиться: утро третьего дня встретило публику Туски восемью градусами «тепла» и ледяным ливнем, который то обрушивался на людей, то утихал, но совсем заканчиваться не собирался. Поразительно, но стойкие финны мокли под проливным дождем, не выказывая дискомфорта.

Пауэр-металлисты Powerwolf откатали под проливным долждем свой «вампирский» сет, далее публику радовала именитая финская мелодик-дет команда Insomnium, но, в отличие от «Димму Боргир», слушалась она не настолько уверенно – всё-таки в клубе она звучит атмосфернее.

ТЯЖЕЛАЯ МОНГОЛИЯ

Всего на фестивале были две главные сцены и одна клубная. Клубная сцена выполняет роль то ли площадки для не очень успешных групп, то ли инкубатора талантов. Туда отправляются те, кто хочет внести в свой послужной список строчку «выступление на Tuska», но при этом недостаточно солиден для главных сцен; зато именно там можно наблюдать иногда очень любопытные коллективы. Например, в завершающий день выступали две азиатские команды. Первая – Ego Fall из, как они представились, «Внутренней Монголии» (то есть из Китая). Известно, что азиаты вообще народ скромный и застенчивый, но на сцене группа продемонстрировали настоящий жесткий и сильный мелодик-металкор, подкрепленный энергичной сценической работой. После них случились тайваньцы Disear – интересный, боевой мелодический дет. Обе группы можно смело рекомендовать ищущим чего-то нового и незаезженного.

Одним из самых любопытных явлений фестиваля был первый в Финляндии концерт израильтян Orphaned Land, известных и музыкой — «восточным металлом» с вкраплениями восточных еврейских, арабских мотивов и цитат из священных текстов, и своей миротворческой деятельностью на Ближнем Востоке. Солист Коби Фархи внешне немного напоминает Христа – высокий, с длинными спадающими на плечи волосами и семитской внешностью. Глядя на набирающий силу холодный ливень, Коби пошутил – дескать, мне говорят, что я похож на Мессию, но как видите, я не могу остановить дождь. К сожалению, «живьем» команда всё же звучала проще, чем в записи, да и неподобающая погода не давала проникнуться выступлением до конца.

Если солист «Осиротевшей Земли» может выйти к публике в хламиде Христа, то большинство групп, фестиваль закрывавших, предпочли старый добрый, вернее, злой демонический имидж. Следующей группой программы был небезызвестный Satyricon. Шоу с Сатиром во главе (надо сказать, прошедшее без декораций – если не считать стойку-трезубец – и державшееся полностью на харизме фронтмена) проняло даже не относящих себя к адептам блэка, хотя и проходило под сильнейшим ливнем.

Что поразительно, толпа перед сценами честно мокла (зонты на фестивале запрещены, а плащи приобрели не все), но это совершенно не сказывалось на эмоциях – кажется, мокрые до нитки фанаты выглядели еще злее и яростнее. Закрылся же фестиваль менее энергичными и достаточно монотонными блэк-металлистами Emperor.

P. S. Мы всегда стараемся обращать внимание в первую очередь на интересные, новые явления. Однако с «Туской-2014» обстоятельства оказались не в нашу пользу: подбор команд был весьма консервативным. Организаторы, прекрасно зная вкусы аудитории в отношении как местных, так и зарубежных проектов, остановились на «надежных вариантах» — группах, хорошо раскрученных, многократно выступавших, имеющих солидный статус. Однако чего-то нового в творчестве команд такие вот стандартные фестивальные сеты не показывают. Но в целом «Туска» в этом году получилась хорошей, добротной, только открытий новых слушателям не принесла.

Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.

Владимир Импалер

Владимир Импалер