Tuska Open Air’2017: Юбилей без торжества
Октябрь 18, 2017
Аскар Ибрагимов (19 статей)
Поделиться

Tuska Open Air’2017: Юбилей без торжества

В 2017 году финский метал-фестиваль «Tuska Open Air», ежегодно проходящий в Хельсинки, отметил свое двадцатилетие. Каких-то торжеств по этому поводу предусмотрено не было, если не считать записи юбилейной песни и выставки афиш фестиваля разных лет – чем старее, тем больше они смахивают на наивную обложку средненького комикса.

Для финских СМИ фестиваль – нормальное событие: топовая «Хельсингин саномат» посвятила разворот выступлению HIM и… местному проекту Oranssi Pazuzu, играющему психоделический блэк. Полиция сообщила, что металлисты – «их лучшие друзья», так как ни одного правонарушения на фестивале не случилось. Ниже – обзор того, что удалось застать в этом году, с акцентом на новые и необычные группы.

Камерный зал, или Критичные головотрясы

 Расположенный в близлежащем к фестивальной площадке здании «сидячий» камерный зал уже не первый год является местом для акустических сетов, встреч с музыкантами и семинаров о «металлюжных» экзистенциальных тенденциях. Время, когда любители тяжелой музыки воспринимались как оторванные от общества маргиналы, постепенно уходят в прошлое, сам металл постепенно становится музыкальной классикой, а музыканты нередко становятся состоявшимися членами общества, с престижной второй профессией и университетом за спиной.
Перед фестивалем в хельсинкском университете Аалто прошла академическая «Modern Heavy Metal Conference», где можно было узнать, например, о «локализованных нарративах идентичности в хэви-метал-сцене города Нью-Хэвен, штат Коннектикут». От конференции «Tuskа» перепал семинар «Критичный головотряс» (в оригинале — «Critical Headbanging and Respectful Moshing», — прим. ред.), посвященный участию металлистов в общественно значимых проектах.
Героем семинара был Пекка Олкконен из финской Stam1ina. Он провёл минимум десяток благотворительных концертов и всегда был готов принять участие в какой-либо компании — будь то против школьной травли, в защиту прав человека и животных.
«Три года назад у нас была кампания по созданию реестра стволовых клеток для лечения рака, — рассказал Пекка. — В реестр можно записаться, если послать в образец слюны. По нему будет сделан анализ ДНК, и если окажется, что она совместима с ДНК пациента, которому необходимо лечение, то добровольцу предложат стать донором стволовых клеток для лечения рака». Олкконен сам стал волонтёром компании и разрекламировал среди поклонников Stam1ina на фейсбуке. «Лучшие доноры – это молодые мужчины, то есть основная часть нашей фанбазы. Информация была принята очень хорошо, мы встретили полную поддержку фанатов и узнали, что после нашего анонса был пик регистраций новых волонтеров», — сказал лидер Stam1na, и признался, что у него есть вторая профессия, он обладатель учёной степени по психологии, так что помогать людям для него очень естественно.
Ведущий семинара подметил, что от яркого индивидуализма, всегда бывшего идеалом металла, этот стиль перешел к «коммунальному духу», металлисты стали действовать как сообщество, и это чувство ответственности — важная сила, которая пока нечасто признаётся.
«Точно так же мы когда-то, начиная группу в 1990-х, получили деньги от города на запись первого демо, — ответил Пекка. — Мы хотели сделать что-то взамен, и придумали: к 20-летию города провели хоккейный матч и отдали всю прибыль с него местной молодёжной организации в Лапеенранте».

30 июня. Черепа и грабли

В первый день очень убедительно выступили финны Wintersun. Нельзя сказать, что команда как-то запоминалась в прошлом, но тут все сошлось: звук и исполнительские качества команды оказались достойны похвал. Приятно, когда у группы второго эшелона случается такой убедительный, ядрёный концерт.

 Постоянно играющая то соло, то в составе различных коллабораций голландка Аннеке ван Гирсберген в этом году концертирует с новым проектом Vuur. Крепкий и уверенный “female-fronted” металл, на мой взгляд, выгодно отличается от предыдущих программ энергией и тяжестью.


Аннеке на фестивале умудрилась выступить аж три раза – в составе Vuur, с акустическим соло в «сидячем зале» и, конечно, в очередной раз поддержав замечательного Девина Таунсенда.

 «Tuska» нередко приглашает музыкантов, не принадлежащих метал-сцене, благо после подключения к процессу «звукопёров» фестиваля всё равно получается практически тяжёлый металл. Таким «нестандартом» можно назвать концерт Пекко Кяппи (Pekko Käppi) – музыканта, играющего на традиционном карело-финском инструменте йоухикко (лучковой лире). Пекко с командой играет специфический финский этно-рок, а его лира для образности разрисована звёздами и черепами.

Мексикано-(анти-)американская банда Brujeria оказалась готовым клоном Napalm Death, вдобавок с участником ND Шейном Эмбёри в составе и очень похожими композициями. Главные финские мелодик-дэтстеры Insomnium наступили на фестивале на те же «звукорежиссёрские грабли», что и главные шведские мелодик-дэтстеры Кatatonia годом раньше – саунд оказался утяжелён до предела, и расслышать знакомые нюансы и тонкости мелодии можно было только будучи очень хорошо знакомым с материалом.

В качестве хедлайнера ожидаемо весело, с пиротехникой, экранами и конфетти выступил неунывающий Sabaton.

1 июля. Готы довольны

 

Программа второго дня была богата и разнообразна, но подспудно ощущалось, что единственно важное событие за эти сутки – выступление HIM. По какой-то причине группа никогда раньше не появлялась на фестивале, но перспектива солд-аута помогла команде и организаторам наконец договориться. Разумеется, случился аншлаг, юные девы из первого ряда узрели Вилле Вало, отзвучали бессмертные готичные нетленки, а в конце беспрецедентно длинного сета состоялся эффектный фейерверк – всё как положено, любители HIM остались довольны.

Из новинок этого дня хочу отметить Throes of Dawn – «эмоциональный дарк-метал» из Финляндии с довольно-таки бардачной биографией (основана 23 года назад, далее – перерывы, чехарда с лейблами и сменой состава), но при этом очень музыкальный. Начав свой творческий путь с мелодичного дэта в духе Ethernal Tears of Sorrow, коллектив эволюционировал в сторону построковых Fields of the Nephilim с легким налетом дума Swallow the Sun и прогрессив-рока.

Sleep of Monsters – новичок сцены, впрочем, составленный из опытных музыкантов, успевших поиграть в HIM и Ajattara – играет, как оказалось, добротный, легкий для восприятия готик-рок с мужским и женским вокалом. Технически это уже отнюдь не «первые опыты», но пока не хватает узнаваемого стиля. Но готик-рок, пожалуй, будет жив.

Fear of Domination – вообще говоря, уже не вполне новички. Это разухабистые индастриал-металлисты, выступающие с большой энергией и очень яркие на сцене. Жаль, что на этот раз звук у них подкачал.

2 июля. Господин оформитель

.

На третий день отлично слушались американские Baroness – качественный мелодичный хард-рок из Америки. Читать биографии участников, кстати, отнюдь не скучно: гитаристка Джина Глеасон работала артистом в «Cirque du Soleil» и имеет за плечами изрядный список коллабораций, а нетривиальной внешности фронтмен Джон Бейзли – по совместительству художник, стряпающий все обложки для Baroness и некоторого списка друзей.

Прошлогодние концерты Apocalyptica с вокалистом Фрэнки Пересом, на мой личный взгляд, выглядели разочаровывающе. Однако в этом году наступило 20-летие первого альбома, и культовые финны переключились на юбилейную программу, так что группу в этом году стало вновь можно слушать живьем. Для полного погружения был рекрутирован четвертый «классический» виолончелист Антеро Маннинен и воздвигнута немыслимая ударная установка с загадочными спиралями и перевернутым молочным бидоном (возможно, историческая). Минус программы в том, что первый альбом исполняется строго без каких-либо бонусов – видимо, юбилей вокальных композиций наступит попозже.

 Предпоследней на фестивале была финская Sonata Arctica. Быстрая и боевая, как нельзя более подходящая к настроению опен-эйра и хорошей погоде, установившейся в этот день. Хочется обозначить ее как пауэр-команду, но группа активно открещивается от этого ярлыка, хотя, прямо скажем, музыкальная принадлежность очевидна. Несмотря на «мажорный» саунд, лирика у Тони Какко обычно мрачная, а тематика творчества последнее время тяготеет к экологическим и экзистенциальным проблемам человечества.

 Хедлайнером же третьего дня стали Mastodon, отыгравшие сет, зажмурившись из-за бьющего в глаза солнца.

***
Каждый год существует опасение, что фестиваль не вытянет программу, но радует, что всегда удается услышать что-то новое (или же выкопанное из очередного «хиатуса» неочевидное старое). Фестиваль стабилен, вряд ли стоит ждать от каждого года нереальных откровений, но свою дозу уверенного «замеса» из крутых хедлайнеров и ярких новинок жанра он обеспечивает вполне.

Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.
Благодарим организаторов фестиваля за аккредитацию.

Репортаж с фестиваля «Туска-2016»:

Фестиваль «Tuska-2016»: Шипы и розы


Apocalyptica, Baroness


Suicidal Tendencies, Mayhem


Amorphis, Dirkschneider

Общее впечатление

30 июня - 2 июля 2017 г.
Сувилахти, Хельсинки, Финляндия

Аскар Ибрагимов

Аскар Ибрагимов