Duo RО: Unplugged для двух полюсов
Проект Duo RO – нечастый гость на отечественной сцене, хотя прекрасно известен посетителям больших европейских кантри-фестивалей. За без малого три года своего существования дуэт побывал в Германии, Испании, Монако, Латвии и Литве, а этим летом выступил на La Roche Bluegrass Festival во Франции.
И вот – камерный концерт в небольшом арт-кафе «Sawubona», набитом по такому случаю до отказа. Музыканты расположились буквально в полуметре от публики, что живо напомнило мне тот памятный вечер в музыкальном магазине «Дом культуры», когда я впервые увидел и услышал в деле Ольгу Егорову – виртуозную мандолинистку с классическим образованием. Только на сей раз она была не сама по себе, а с гитаристом Романом Пальмовым, поработавшим среди прочих с Анной Пингиной и Инной Желанной. И – никаких, никаких «волшебных коробочек», только гитара и мандолина в музыкальном взаимодействии.
Сердцевину сета в тот вечер составлял классический набор композиций Duo RO – «Пассажир и время», «Съезд с дороги» (он же «Ausfahrt»), «Сны ковбоя», «Прорубь и солнце» (в экспортном варианте – «Ice Palace»), «Травоядный шмель». Музыканты представили и свою новую композицию «Meditation». Саунд был настолько плотным и насыщенным, что с трудом верилось, что играют всего-то два (!) инструмента, причём на минимальном аппарате.
Участники дуэта свободно менялись ролями, переходя с соло на аккомпанемент и обратно. При этом никто не перетягивал одеяло на себя, всё звучало очень цельно. Может быть, Ольгина мандолина была чуть более акцентированной, но это вполне понятно – грех, как говорится, скрывать такую красоту. Зато гитара Романа придавала всей музыкальной конструкции прочности и основательности. А его несколько бесшабашная манера исполнения прекрасно оттеняла Олину изощрённость. Ну и вообще, реплики Ромы – обаятельного балагура и приколиста – были гарантией того, что муздейство не станет уж слишком «сурьёзным».
Именно присутствие Ромы позволило Оле раскрыться по-новому. Взаимопроникновение двух половинок дуэта было абсолютным – с полузвука, полужеста, брошенного лукавого взгляда, кивка головы. Сойдясь в чувственном движении, эти два полюса – мужчина и женщина, гитара и мандолина – создавали музыкальное поле колоссальной напряжённости. И зрители покорно выстраивались вдоль его силовых линий, пронизывавших в тот вечер всю «Савубону»…
И знаете ещё что? Оказывается, сочинения Ольги Егоровой могут прекрасно существовать и без многослойных аранжировок. Сыгранная в тот вечер минималистичная версия «Города Платона» проняла и безо всяких там луперов-реверов-октаверов-дилэев и прочих духовых гармошек! Ну а пение по-французски – оно, конечно, не без доли эстетства, надо признать, но для экзистенциалистского текста – самое оно: «La philosophie de Franz Kafka aux couleurs lugubres…»
Было и несколько каверов – на песни Андрея Баранова, Кэти Мелуа, Имельды Мэй и Майкла Джексона. Нужно ли говорить, что в аранжировках Duo RO они нисколько не выпадали из общей картины?
Рома производил впечатление человека, утомлённого кантри ещё до рождения (думаете, это просто – быть сыном «мотора» группы «Кукуруза»?), тем не менее в сет были включены номера и в этом стиле. «Who Knows What Tomorrow May Bring» (с вокалом Оли) и монументально-экспериментальная «кантри-опера» – лихой замес из тем Эндрю Ллойда Уэббера и мелодий кантри-нетленок. Под конец был выдан коронный «Stingray» Сэма Буша. Тут уж ребята разошлись вовсю, взвинтили темп, заставив очередной раз с недоумением вперить взгляд в пальцы мандолинистки – как? Ну как это ей удаётся – выдерживать такой темп? В результате Оля-то выдержала, а вот одна из первых струн – нет. Рома оборвал лопнувшую струну, и – понеслось снова…
Публика была в восторге и, конечно же, требовала ещё. «Мандолинисты не сдаются», – сказала Оля, глядя на семь оставшихся в её распоряжении струн. И на бис был исполнен Вивальди – почтенный, но здорово помолодевший под пальцами Duo RO.
В общем, вышел я на улицу совершенно ошарашенный. Да, я, конечно, смотрел видео Ромы с Олей, слушал их записи, даже был на паре ранних выступлений дуэта. Но чтобы так, что называется, пробило… Выходит, не зря их в Европу приглашают.
Сет-лист. 1-е отделение: Пассажир и время/Ausfahrt/Сны ковбоя/Тарантелла/I’d Love to Kill You/Who Knows What Tomorrow May Bring/Про Егора. 2-е отделение: Прорубь и солнце/Травоядный шмель/Meditation/La Cité de Platon/Road Runner/Smooth Criminal/Кантри-опера/Stingray. Бис: Летняя гроза (3 часть Концерта № 2 соль минор «Лето» Антонио Вивальди).
Пётр КУЛЕШ
Фото автора.
Благодарим Ольгу Егорову за приглашение.
27 октября 2017 г.