Виталий Дубинин: «Не врать самому себе»
Октябрь 7, 2023
Татьяна Винокурова (8 статей)
Поделиться

Виталий Дубинин: «Не врать самому себе»

9 октября, в один день с Джоном Ленноном, празднует свой день рождения известный российский рок-музыкант, бас-гитарист «Арии» Виталий Дубинин. В этом году у Виталия юбилей, поэтому очень хотелось отметить эту дату праздничным интервью – длинным, обстоятельным и не только на музыкальные темы.

Тема юбилея для меня достаточно условна: Виталий Дубинин своим примером доказывает, что у настоящих музыкантов нет возраста. А точнее, их молодость определяется увлечённостью творчеством и желанием продолжать. Поэтому, разумеется, подводить какие-то итоги «сделанному за долгие годы» в нашей беседе однозначно рано. Да и вообще, какие итоги? Судя по событиям в творческой жизни Виталия, многое ещё только начинается, и начинается очень удачно, и его жизнеутверждающая фраза «Я не верю в окончание, а верю в новые начинания» постоянно получает практическое воплощение.
Вспоминать основные факты из биографии именинника (где учился, в каких группах играл до «Арии», как попал в «Арию» и т.д.) мы тоже не стали, потому что всем поклонникам об этом хорошо известно. О его недавних сольных релизах мы тоже говорили неоднократно, в том числе и о мини-альбоме «Бал-Маскарад. Постскриптум» и концертном видеоальбоме «Бал-Маскарад: live» (оба вышли в 2023 году). Поэтому как-то незаметно основное содержание интервью вырулило на… философию.
Признаюсь, пофилософствовать ко дню рождения – это моя идея, но я очень рада, что Виталий принял эту концепцию и высказал своё мнение по ряду весьма интересных, я бы даже сказала, общечеловеческих вопросов. Поскольку это всё же юбилейное интервью, развили и тему самого праздника. Кроме того, мы обсудили самые свежие события из его творческой жизни, а также побеседовали о кумирах, любимой музыке и многом другом.

Сначала – чуть-чуть о Дне рождения. Расскажите, как вы отмечали его в детстве, какие были традиции, чего ждали? Загадывали когда-нибудь желания, задувая свечи?
Я не помню, как я отмечал День рождения, когда был маленьким, но никаких особых традиций у нас не существовало. Впечатления из детства – обычно в этот день всегда была хорошая погода. Несмотря на то, что это уже октябрь, всегда светило солнце, стояла золотая осень, я гулял около дома, если это был выходной. В семейном кругу мы отмечали всегда, но такого, чтобы приглашать кучу своих друзей-одноклассников домой, на регулярной основе не случалось. Обычно мама просто, как это было принято, давала мне с собой в школу конфет – ведь, по традиции, именинник сам всех угощал: «Съешьте конфетку за моё здоровье!»
Также не помню, чтобы я задувал свечи на торте – мне кажется, эта традиция появилась позже, а в 60-е её не было, по крайней мере, в нашей семье. И подарков я никаких особых у родителей не просил, мне дарили, как всем мальчишкам, машинки и самолётики, но чего-то глобального в качестве подарка я никогда не загадывал.
Вообще, я считаю, что какое-то пышное застолье на свой День рождения делать совсем не обязательно. Может, я просто к этому не привык, ведь, начиная с 1983 года (момента, когда Виталий отправился на свои первые гастроли в составе «Поющих сердец» под руководством В.Я. Векштейна, – прим. авт.), уже 40 лет, больше половины моих дней рождения приходится на гастроли, и часто в этот день у нас концерты. Так что какое застолье? Конечно, друзья-коллеги поздравляют, и это мне всегда очень приятно, могут после концерта произнести пару тостов за моё здоровье (улыбается). Но чтобы специально собирать большие компании, ходить в рестораны – это не для меня. Да, я делал так пару раз. Это было на 40 лет, когда говорят, что отмечать не стоит, а я как раз отметил пышно, с большим количеством друзей, были и Сергей Шуняев с Александром Шамраевым (представители Harley Davidson в России, друзья и спонсоры группы «Ария», близкие друзья Виталия, – прим. авт.). И с таким же размахом, в ресторане, я отмечал и 50 лет – среди гостей были мои одногруппники, друзья из школы, музыканты… А остальные даты – постольку-поскольку. Ну, конечно, если я в этот день нахожусь дома, то с семьёй мы обязательно отпразднуем.

Слышала такую фразу: «Это только в детстве день рождения – праздник и ожидание чуда. Когда ты взрослый, то это просто день, от которого ничего особо не ждешь». Так ли это для вас?
И да, и нет. Конечно, чем больше тебе лет, тем более грустным праздником становится день рождения, но всё равно для меня это праздник. И такого, чтобы говорить: «Ой, а я и забыл, что у меня день рождения, мне всё равно», – у меня не бывает. Для меня это так или иначе особый день, некая веха, ещё один прожитый год жизни. Не могу сказать, что я занимаюсь подробным анализом того, что прожито за этот год, но эту дату всегда помню (улыбается).

Для многих людей юбилейная дата – повод подводить итоги какого-либо жизненного периода. А вы любите вообще этим заниматься – периодически оглядываться назад и «ставить галочки» важным для себя выполненным пунктам? Или живёте только в текущем моменте?
Нет, я не ставлю галочек, хотя, в принципе, наметить себе цель с дедлайнами и планомерно идти к ней – это правильное решение. Что касается работы в группе – я сам всегда за планомерность, за дедлайны и сроки, за фиксацию итогов сделанного – но не итогов ради итогов, а с целью оценки своей деятельности. А в жизни я настолько не систематизирую то, чем занимаюсь. Нет, я всегда помню о важных для меня делах, стараюсь не тратить попусту время, но никаких жёстких сроков себе не ставлю.
Добавлю, что для меня не существует понятия «поздно». Я всегда говорю себе самому и детям, что неправильно считать, будто в том или ином возрасте что-то уже поздно делать или начинать. Как мне кажется, надо мыслить ровно наоборот: «Мне уже столько лет, и передо мной открываются новые горизонты. Я многое умею и могу делать и с течением времени не только не сворачиваю свою деятельность, но и добавляю что-то новое».

Ваше жизненное кредо? Менялось ли оно на протяжении времени?
У каждого в жизни есть свои принципы. Основной для меня – не врать самому себе. Если что-то в жизни идёт плохо, надо постараться это изменить, но не заниматься самообманом. Когда что-то не получается, человеку бывает свойственно рассказывать окружающим приукрашенную версию происходящего, убеждая себя и других, что на самом деле всё хорошо. И чем большему количеству людей ты это расскажешь, тем сильнее сам поверишь в сказанное. Но проблема-то от этого не решится! Поэтому я стараюсь всегда быть честным и с самим собой, и с другими.

Для многих ваша песня «Здесь и сейчас» на стихи Маргариты Пушкиной стала как раз воплощением того самого кредо, главной жизненной установкой, тем более что сейчас это актуально как никогда. А было ли у вас когда-то такое, что вы жили в основном в прошлом или будущем, или состояние «здесь и сейчас» превалирующее?
В целом – да, согласен, что жить нужно сегодняшним моментом. Но я не могу и совсем не думать о будущем, не строить планов. Также считаю, что и прошлое помнить, несомненно, нужно – как минимум для того, чтобы избежать повтора совершённых ошибок, и для того, чтобы не потерять, не забыть то хорошее, что с тобой случилось ранее, и тех людей, с которыми тебе было хорошо рядом. Но, конечно, делать так, как поётся в нашей песне: «Манящий свет ушедших лет, Ты только им и живёшь», – это неправильно. Как ни банально, но, пока грустишь о прошлом, настоящее проходит мимо.

А в целом какая жизненная философия вам ближе всего?
Сложно ответить. Точно скажу, что я не могу проводить жизнь в праздности. Также я не следую принципу получения максимального удовольствия от жизни, могу довольствоваться малым. В определённом смысле я могу себя назвать суетологом (смеётся). Сидеть на одном месте без дела – вот это точно не про меня! Например, такая ситуация: я сделал все свои дела, мне никуда не надо ехать (да, и так иногда у меня бывает!), прочитал намеченные книги, и получилось, что мне на данный момент нечем заняться – вот это для меня катастрофа! Причём можно в этой ситуации сходить в ресторан или открыть бутылку вина и сидеть, наслаждаясь природой, – но нет, я так не могу. Мне надо суетиться, придумать себе какое-то глобальное дело. Иногда бывает наоборот: таких «глобальных дел» слишком много, и я чувствую, что не успеваю сделать всё нужное. Но это состояние для меня более привычное и даже комфортное, это мой стиль жизни. А как вы его назовёте, какая это философия – не знаю (улыбается).

Были ли у вас на каком-то этапе люди, которым вы хотели что-то доказать своей деятельностью или внутренне соперничали с ними? Кто вас злил или подстёгивал своими успехами, мотивировал на какие-то свершения?
Мой двоюродный брат, впервые подтолкнувший меня к занятиям рок-музыкой, оказался для меня таким мотиватором. Однажды (мне было лет 11-12) мы репетировали с ним песню «The House of the Rising Sun» – он играл на гитаре, а я пытался воспроизвести басовую линию на фортепиано. У меня не получалось, я всё время сбивался и наконец с досадой воскликнул:
– Всё, надоело, не буду больше пытаться!
И он мне ответил тогда (грубо звучит, но как есть):
– Эх ты, мало у тебя в заднице свинца!
И мне стало так обидно! (Смеётся.) Меня эта фраза невероятно зацепила и заставила продолжать попытки, мало того, она запомнилась на всю жизнь. И, кстати, впоследствии брат говорил мне только хорошие вещи о моих занятиях музыкой, о творчестве, радовался моим успехам. А вот это его выражение стало для меня раз и навсегда тем «пинком», который мотивировал меня всегда добиваться результата.

Виталий, что лично для вас – ваше сольное творчество? Как изменилось восприятие себя как музыканта после выхода сольного альбома и уже двух живых концертов, прошедших с большим успехом? И речь не про пафос или «градус звёздности», а про то, что вам конкретно дала эта реализация.
Нет, после выхода сольника и после сольных концертов моё самоощущение как музыканта никак не поменялось. Я всегда любил петь – пусть сольно это и бывает нечасто. Песни я тоже активно писал всегда, и, в общем-то, мой сольный альбом при другом стечении обстоятельств мог бы выйти раньше. Так что в плане самооценки и самореализации ничего такого глобального не случилось. Просто, как я уже и говорил, накопился материал, и я хотел дать ему ход, воплотить его в своей творческой деятельности. Кроме того, и в «Арии» на сегодняшний день всё слишком размеренно, не хватает движения, пульса, и мне захотелось найти это ощущение. Но, разумеется, я занялся этим не в пику «Арии» и отнюдь не для того, чтобы доказать себе или кому-то, что я могу обходиться без «Арии», быть сам по себе.
И, уж конечно, никакого пафоса и звёздности здесь и в помине нет. Просто: пацан сказал – пацан сделал (улыбается).

Кстати, насчёт концертов, не могу не спросить: впечатления от двух живых выступлений вашего сольного проекта – в чём разница для вас, где было больше волнения, каким в итоге довольны больше?
Изначально я волновался больше всего из-за того, смогу ли я пропеть концертный сет в принципе. Да, я пою, но всё же я бэк-вокалист – в любой момент могу просто отвернуться от микрофона, прекратить петь, и, по большому счету, ничего не поменяется. Когда ты основной вокалист, это совершенно другая ответственность и нагрузка – причём нагрузка и физическая, и психологическая. Поэтому вот это на меня очень давило. Тем более что я же не даю концерты постоянно, и у меня нет наработок, когда ты уже знаешь, на каком моменте программы можно поберечь силы, а где, наоборот, форсировать.
Конечно, второй концерт дался легче, чем первый, несмотря на то, что был чуть более продолжительным. Но, тем не менее, напряжение сохраняется, так как это очень сильно отличается от того, что я на протяжении многих лет делаю в «Арии».

Как возникла идея пригласить Михаила Житнякова для исполнения трёх песен сета? Мне показалось, он охотно принял участие.
Вскоре после выхода моего альбома мы разговаривали с Мишей об этом релизе, и он сказал, что ему очень понравилась песня «Пламя». Миша даже попросил у меня минус, сказал, что хочет попробовать её спеть. «Конечно, бери и пой!» – ответил я. Позже он прислал мне свой вариант исполнения, мне понравилось, и я предложил:
– Отлично, давай споём её вместе 1 января!
– Ой, нет, в этот день я не готов, – ответил Миша, – я буду праздновать Новый год с семьёй.
А у «Арии» и прямо перед Новым годом был очень плотный график, поэтому я, конечно, не стал настаивать.
Где-то в мае у меня нарисовался второй сольный концерт, запланированный на август, я уже знал точную дату и поэтому снова предложил Мише принять участие – специально сказал заранее, чтобы подстроить наши графики, да и вплотную к этой дате у «Арии» не планировались концерты. И он, к моей радости, согласился.
Поскольку он ранее принял участие в записи варианта песни «Здесь и сейчас», то я решил, что её на концерте мы тоже споём вместе. Кроме того, я вспомнил, что мы несколько раз пели с ним в «Арии» композицию «Такая вот печаль» – он пел верхние голоса, я нижние, и решил также включить её в сет-лист и исполнить вместе с ним. Я посчитал, что Миша будет очень интересен как специальный гость, многие с радостью увидят его на сцене в рамках этого выступления.

Возможно, вопрос странный, но мне приходилось слышать такие обсуждения среди вокалистов, поэтому спрошу: думаете ли вы о том, что поёте, или во время исполнения песни на первый план выходит чисто техническая сторона? И ещё: бывает ли, что песня, которую исполняете, вдруг по каким-то причинам меняет для вас свой смысл, в ней словно открывается новое содержание?
Для меня пение – это не всегда и не только про смысл песни. Если на студии ты записал всё точно, верно расставил акценты, то, думаю, надо в дальнейшем следовать этой версии исполнения, ориентироваться на неё. А в целом профессионализм вокалиста заключается в том числе в том, что при исполнении песни можно думать о чём угодно, но при этом вкладывать в свой голос точные эмоции, петь с нужной подачей, и песня будет восприниматься так, как должна. И если, например, песня трагедийная, это совсем не значит, что, исполняя её, ты переживаешь и плачешь в глубине души. Конечно, и не думаешь в этот момент о том, что надо сходить в магазин (смеётся). Но, по большому счету, исполнение идёт всё же на автомате, на выработанной технике и на уровне своих сложившихся вокальных инстинктов. Если перед воспроизведением той или иной ноты думать: «Как же я её возьму?! Вот она уже подходит…», – как раз большая вероятность облажаться.
И нет, у меня не бывает такого, чтобы какая-то песня для меня меняла смысл. Эмоции, общий настрой и тематика песни, которые я воспринял в ней изначально, таковыми для меня и остаются. Я, конечно, не так и много пою, но в моём опыте ничего подобного пока не было.

Есть ли у вас ощущение, что сольное творчество даёт больше возможностей для самовыражения, чем то, что вы делаете в «Арии»?
Безусловно, когда сольное творчество затрагивает больше твоих ипостасей, чем до этого, то это, наверное, и называется, бо́льшим самовыражением. Это когда ты до этого только играл на басу, а теперь ещё и поёшь, или когда ты постоянно пишешь песни для определённой группы, в уже сложившейся стилистике и манере, а в какой-то момент у тебя появляются песни другого направления, и при этом ты не профессиональный композитор, который в принципе пишет для самых разных исполнителей. В моем случае сольное творчество – это, так или иначе, шаг в сторону от того, чем я занимаюсь в «Арии». Здесь и другие музыканты, а значит, иное взаимодействие внутри коллектива, и возможность отступить от каких-то устоявшихся канонов, воплотить иные музыкальные и аранжировочные идеи. Так что – да, это всегда расширяет горизонты самовыражения, даёт возможность попробовать себя в каком-то новом качестве.

Какая музыка вообще сейчас в вашем плей-листе? Ведь даже при стабильности музыкальных вкусов в какие-то периоды выделяются то одни, то другие исполнители и композиции.
Я не могу сказать, что слушаю что-то новое. В основном в мой плей-лист попадает то, что я слушал раньше – начиная от The Beatles и заканчивая Iron Maiden, Judas Priest, Оззи Озборном, Элисом Купером. Находишь для себя какой-нибудь альбом, который давно не включал, и переслушиваешь. Например, вчера с сыном Алексеем слушали «Painkiller» Judas Priest, Лёша вдруг очень им проникся. И я для себя освежил его в памяти и снова понял: какой же замечательный альбом! Ну и, конечно, я всегда жду новинок от любимых исполнителей.

Сольный альбом Брюса Дикинсона «The Mandrake Project» ждёте?
Очень жду! Я люблю его сольное творчество не меньше, а может, и больше, чем творчество Iron Maiden.

Слушали ли вы новый альбом Элиса Купера «Road»? Ваши впечатления?
Я знаю, что у него вышел альбом, пока не успел оценить, но собираюсь это исправить в ближайшее время. Я послушал пока с него только одну песню, и мне понравилось! Всю осень мы будем на гастролях, в самолётах, автобусах и поездах, поэтому я уже приготовил то, что буду слушать в дороге.
Элис Купер входит в круг моих самых любимых исполнителей, причём так было ещё до его прорывных альбомов «Trash» и «Hey Stoopid». Я его слушаю ещё с 1970-х годов, помню, как меня впечатлил его альбом «School’s Out» (1972). Он очень яркий исполнитель, мне нравится его голос и большинство песен, причём и лирические композиции у него отличные. В некоторой степени я ориентируюсь на него в своём творчестве. Так что «Road» я буду слушать обязательно!

Кстати, в этом году у Элиса Купера юбилей, и к этой дате в издательстве «Motorbooks» приурочен выход его автобиографии «Alice Cooper @75». Я вообще обратила внимание, что в 2023-м готовится к выходу довольно много биографий и мемуаров среди рок-музыкантов. А что для вас является показателем хорошей книги о музыкантах? Можете назвать свои любимые книги такого рода?
Во-первых, показатель хорошей книги о музыкантах для меня – это если мне интересно читать (улыбается). А хочется мне узнавать что-то о тех музыкантах, творчеством которых я увлекаюсь. Всегда желаешь знать какие-то подробности их творческого пути, технические и иные нюансы процесса записи той или иной пластинки, создания композиций. Если это содержательный и информативный материал – это хочется читать. Например, мне нравятся автобиографии Брюса Дикинсона («What Does This Button Do?», 2017), Оззи Осборна («I Am Ozzy», 2010). А вот книга, написанная Лемми из Motorhead («White Line Fever. The Autobiography», 2002), большим поклонником которого я никогда и не был, показалась мне скучноватой, с банальным перечислением мест гастрольных поездок.
Однако интересной книгу для меня делает не только личность самого музыканта, но и подача, акценты, то, что и как освещается из его жизни. Например, мне очень нравится Роб Хэлфорд как музыкант, и я с интересом начал читать его мемуары («Confess: The Autobiography Rob Halford with Ian Gittins», 2020). Но, когда дошёл до подробного описания его половых отношений в туалете с поклонниками, мне стало противно. Нет, я не ханжа и знаю, что в жизни всему имеется место, но в книгу всё подряд запихивать точно не стоит, и зачем эти подробности мне, желающему прочитать о его творчестве? Такие эпизоды в этой биографии для меня перевесили те интересные моменты, о которых я хотел узнать из этой книги – о становлении Judas Priest, о приходе туда Хэлфорда, о записи альбомов. И я даже не стал дочитывать книгу до конца. В общем, это смешение жанров из того разряда, которое я в биографиях считаю абсолютно излишним.

А читали ли вы «Авторизованную биографию The Beatles» Хантера Дэвиса?
Да, конечно читал. Мне очень понравилось, тем более, нет причин не верить тому, что написано в авторизованной биографии. Поэтому, на мой взгляд, содержательно и интересно!

В целом, если говорить не только о рок-музыкантах, что для вас значит определение «интересный человек», что в него входит?
Сложно объяснить в двух словах, потому что у этого понятия, на мой взгляд, разные уровни. Человек может быть начитан, эрудирован, и ты узнаешь от него много нового и под неожиданным углом, он даже может перевернуть твоё мировоззрение – это однозначно интересная личность. Интересным бывает человек рассудительный, с отличной логикой, его всегда хочется слушать. А кто-то интересен тем, что он тебя полностью понимает, с которым, что называется, и молчать хорошо, вы на одной волне и подсознательно чувствуете одно и то же, даже не говоря об этом.

Поговорим немного об арийском шоу «Гость из Царства теней». В прошлогоднем интервью я спросила Владимира Холстинина и Михаила Житнякова (http://inrock.ru/interviews/aria_2022) о форс-мажорах, которые у них происходили во время шоу. Было ли у вас что-то подобное, каков самый сложный момент лично для вас?
Я всегда думаю: «Лишь бы всё прошло хорошо!», но у меня, слава богу, пока никаких форс-мажоров не было. Конечно, эти концерты всегда заставляют больше волноваться, чем обычные, так как это технически сложное шоу, напичканное «высокими технологиями». Если в процессе концерта, допустим, погаснут экраны, я буду воспринимать это на свой счёт, как свою недоработку. Я же никогда не скажу – и никто из музыкантов не скажет, – что мы, мол, здесь ни при чём, это у Соколова (Юрий Соколов – режиссёр-постановщик шоу «Гость из Царства теней», — прим. авт). экран не загорелся; работа-то командная. Поэтому я всегда переживаю и за звук – чтобы он был отстроен как надо, и за все прочие технические моменты. Ведь всегда хочется, чтобы всё прошло на высшем уровне!
И, разумеется, поскольку мне приходится бегать по всем этажам сцены, боюсь поскользнуться и упасть. Когда быстро спускаешься по лестнице на первый ярус сцены, тебя вдруг ослепляет прожектор, и пару раз у меня были моменты, когда я всерьёз думал, что сейчас кубарем полечу с лестницы. Но, к счастью, обходилось!
В исполнительском плане я переживаю за своё «пение океана», которое звучит в песне «Проклятье морей» после фразы: «И снова петь нам начнёт океан песни свои без слов…». У меня на сцене бывает до трёх разных микрофонов, и я каждый раз надеюсь – только бы услышать себя и не облажаться в этом своём сольном номере!

Нельзя не отметить тот отрадный факт, что у Арии сейчас очень активные гастроли. И возник вопрос: как именно формируется их график? То есть, например, когда потенциально появляется на горизонте новый город в туре, дата определяется только исходя из возможностей площадки и того, чтобы у Арии в этот день не было другого концерта? Всё остальное (грубо говоря, дачные работы, запланированные встречи с друзьями и т.д.) в расчёт не берётся?
Во-первых, концерты в туре у нас всегда планируются загодя, за несколько месяцев, ну, минимум за месяц. То есть не бывает такого, чтобы позвонила директор и сказала: «Завтра играем там-то и там-то». Во-вторых, если кто-то думает, что Юлия Беликова (директор группы «Ария», – прим. авт.) сидит и ждёт, когда ей кто-то позвонит и пригласит группу приехать в тот или иной город – нет, подобная практика существовала в 90-х, и уже давно это так не делается. Когда мы решаем начинать тур, Юлия, используя свою базу организаторов концертов, наработанную годами, пишет им информацию о том, что с такого-то числа «Ария» готова отправиться в тур, и предлагает построить определённый график концертов по городам. Конечно, всегда учитывается много факторов – и то, в каких городах мы давно не были, и готовность того или иного города принять нас, и многое другое. Уже много лет у нас на осень, например, планируется центральная часть страны, а на весну – Сибирь, когда от Дальнего Востока мы двигаемся в сторону Москвы. График обсуждается с организаторами на местах, и таким образом выстраивается гастрольный маршрут. То есть это чётко отрегулированный и даже в некоторой степени монотонный процесс. Если какой-то город появляется в списке как бы внезапно, позднее других, – значит, урегулирование всех оргвопросов задержалось, но, так или иначе, мы уже изначально знали, что концерт там запланирован.
И, конечно, мы заранее говорим, в какой месяц желательно не ставить концерты, чтобы группа могла немного отдохнуть. Если вдруг у кого-то из музыкантов произошёл форс-мажор, то, безусловно, это тоже учитывается, мы стараемся разруливать такие ситуации максимально безболезненно. Не хочу сглазить, но сейчас у нас в основном всё идёт хорошо, и никто не болеет. В 2014-м году Владимир лежал в больнице, за год до этого – Сергей, а сейчас, к счастью, у нас всё стабильно и большей частью – по графику. Поэтому и работа встречам с друзьями не мешает, и наоборот – тоже (улыбается).

В одном из интервью пресс-тура «Гостя» в прошлом году вы сказали, что это шоу – лучшее, что случалось с группой «Ария». Не возникает ли теперь на обычных арийских (не постановочных) концертах ощущения, что это «что-то не то», что не хватает декораций, переодеваний, размаха и всего этого сценического уровня?
Вы знаете, нет. Вот в конце этого лета и в сентябре у нас было почти подряд несколько «простых» концертов – в Рязани на День города, так же – в Гомеле. По сути, это были бесплатные концерты, и народу каждый раз приходило огромное количество. В каждом из городов мы играли на большой удобной сцене, единение с такой массой народа нас очень воодушевляло, и совершенно не возникало ощущения, что концерт «какой-то не такой» только потому, потому что он не постановочный. Наоборот, когда видишь, как такое количество людей живо реагирует, подпевает, то понимаешь, что вот это и есть в каждом концерте самое главное.
Например, было очень приятно, когда в Гомеле нам сказали: «Наконец-то вы к нам приехали! Мы вас так долго ждали!». Из всех декораций у нас на этом выступлении был лишь экран-задник с проекцией простых видеорядов под песни с онлайн-трансляцией происходящего на сцене. Но народу очень понравилось, нам сказали, что они даже не ожидали такого драйва на сцене. И такие же ощущения были у нас! Мы видели в их глазах, что им это нравится, что они в восторге, и вдохновлялись сами.
Кстати, на постановочных концертах бывает так: среди тех, кто с искренним восторгом аплодирует нашим эффектам, полётам и прочему, порой видишь людей, по которым понятно, что они пришли просто потому, что услышали про «необычное шоу». А «Арию» они не слушают, песен наших не знают, и на их лицах, несмотря на все сценические эффекты, читается скука. А когда мы выступаем с простым задником-«тряпкой», то там собирается больше людей, по-настоящему любящих группу «Ария». По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление.

И в завершение интервью, раз уж мы сегодня философствуем, спрошу: в чём смысл жизни?
Это вы мне сегодня задаёте философские вопросы, а я их приземляю (улыбается).
Насчёт вашего вопроса… Помню, в институте у нас был преподаватель математики, такой деловой мужик, ходил и всё спрашивал нас: «В чем смысл жизни?». Мы, растерянно: «Нуу… эээ…». А он нам: «А смысла в жизни нет!»
Помните такой стишок: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба»? Для кого-то смысл жизни – в борьбе, например, для Чехова. Фрейд же сказал: «Если ты начал искать смысл жизни – ты болен!» А Достоевский выразился так: «Надо любить жизнь больше, чем смысл в жизни». И я согласен с этим. Смысл жизни – в самой жизни, не надо его искать. «Нам остаётся просто жить». Мне близко и высказывание «Движение – всё, конечная цель – ничто». Жизнь – это движение, и каждый сам вкладывает в неё смысл. Зачем я живу? А как говорил мушкетер Портос из романа Дюма: я дерусь просто потому, что дерусь!

***
Пожалуй, после этих слов Виталия о смысле жизни резюмировать что-то будет уже излишне. Поэтому просто пожелаю юбиляру продолжать драться и неизменно верить в новые начинания!

Татьяна ВИНОКУРОВА
Фото: Елена Матвеенко, Ольга “Omena” Шаталина, Марат Ситхов, Марк Шишкин, Андрей Голубев, Владимир Миловидов, Наталья Бондарева; из личного архива Виталия Дубинина.

Татьяна Винокурова

Татьяна Винокурова