«Ария»: Путешествие «Летучего голландца»
Сентябрь 1, 2022
Татьяна Винокурова (8 статей)
Поделиться

«Ария»: Путешествие «Летучего голландца»

Стилизованная под корабль многоярусная сцена со штурвалом и пушками, эффектные движущиеся иллюстрации к каждой песне, вокалист, летящий на мече над головами зрителей… Речь идёт о стадионном туре «Арии» «Гость из Царства теней». То, что началось в 2019 году с презентации 13-го студийного альбома группы, превратилось в полноценный стадионный тур, который стартовал в 2021 году и продолжился в 2022-м, несмотря на все сложности и сюрпризы.

Мы обсудили впечатления от прошедших концертов с бессменным гитаристом, одним из основателей «Арии» Владимиром Холстининым и её вокалистом Михаилом Житняковым, которого называют «арийским каскадёром». Они поделились некоторыми секретами и подвели промежуточные итоги гастролей.

Напомним, что отправной точкой проекта стала презентация последнего на сегодня студийного альбома «Арии» «Проклятье морей» (2018), прошедшая 30 апреля 2019 года в «ВТБ-арене». В 2021 году режиссер-постановщик Юрий Соколов адаптировал сложные сценические конструкции под передвижной формат, и шоу (10 фур с оборудованием и 70 человек в команде «арийского» «Летучего Голландца») отправилось по стране. В условиях ковида в четырёх городах прошли технические репетиции, и в трех – концерты. В 2022-м масштаб проекта увеличился: в расписании заявлено 11 городов, в десяти, от Петербурга до Краснодара, шоу уже состоялись, причём в половине из городов – с аншлагами. А в Самаре организаторам даже пришлось добавлять ещё 100 мест в фан-зону! Дополнительной «фишкой» тура стали гости – экс-«арийцы» Артур Беркут и Сергей Маврин. В некоторых городах они были на шоу вместе, в других – по отдельности. Действующие музыканты встречали экс-участников группы тепло и дружелюбно, а в Самаре под аплодисменты зрителей поздравили Артура Беркута с юбилеем, который тот отпраздновал несколькими днями ранее.

Подготовка к гастролям началась примерно за месяц. Был организован пресс-тур с серией интервью, в которых музыканты «Арии» и Юрий Соколов рассказали о концепции шоу (его центром стал легендарный корабль-призрак, «Летучий Голландец»), о костюмированном представлении и приготовленных зрелищных трюках. Параллельно на площадках прошли технические репетиции, причём на них могли попасть фэны, победившие в конкурсе репостов в соцсетях. Необычный формат вызвал хороший отклик, и недостатка в зрителях не было. Некоторые приезжали даже из других, подчас довольно далёких городов. О том, насколько важны эти репетиции оказались для самих музыкантов и для успеха шоу в целом, тоже зашёл разговор в интервью.

В прошлом году в рамках тура удалось сыграть лишь четыре концерта (в Казани, Екатеринбурге и дважды в Нижнем Новгороде, – прим. авт.), а в этом – уже 10, причём они шли практически вплотную. Насколько вам это трудно в сравнении с «обычными» концертами? В чём основные сложности?
Михаил Житняков: Здесь очень много общего с обычными концертами. Чем меньше промежутки между ними, тем меньше времени нужно, чтобы настроиться на шоу. Уверен, похожие ощущения есть и у работников всех технических служб. Появляется такой правильный «накат», и все пребывают в хорошем тонусе. Получается, от плотного графика больше плюсов, чем минусов, а к сложностям можно отнести скорее технические моменты, когда на монтаж/демонтаж сцены катастрофически мало времени.

Когда только начались первые шаги по подготовке тура, когда вы поняли, что такое грандиозное шоу действительно поедет по стране, наверняка и режиссер, и музыканты немало волновались. Что казалось самым сложным, тревожило больше всего: удастся ли смонтировать в разных залах сцену так, как нужно? Вопросы логистики?
М.Ж.: Всё правильно: были опасения, связанные с адаптацией сцены под конкретные площадки в каждом городе. И здесь нам очень помогли наши выездные репетиции, куда мы приглашали в том числе и наших поклонников. Там снималась значительная часть вопросов, и в туре уже было проще. Мне, как участнику этих репетиций, также важно было убедиться в том, что все вносимые коррективы не влияли на безопасность отрепетированных элементов шоу. В целом обошлось без неприятных сюрпризов.
Владимир Холстинин: Опасения были, конечно. Никогда ещё мы не пытались проехать по стране с таким сложным технически и дорогостоящим шоу, но всё получилось так, как было задумано.

Какие технические особенности вам запомнились? Например, по словам Юрия Соколова, в «Эвент-холле» в Воронеже потребовалась полная переделка зала, а «Уфа-арена» оказалась самой большой площадкой в туре. Насколько вообще чувствовались во время проведения концертов различия в площадках?
М.Ж.: Мастерство команды Юрия Соколова и заключалось в том, чтобы максимально сохранять пропорции и геометрию сцены и её элементов. Иногда это требовало серьезно переделывать зал, отодвигать трибуны, временно разбирать внутреннюю часть крыши. Группа даже не всегда понимала, какой объём работы приходилось проделывать, чтобы получить нужный результат. Но мне эти изменения всё же были заметны, поскольку некоторые мизансцены просчитывались буквально по шагам и секундам.
В.Х.: Сложности были, все площадки разные, но в основном эти трудности свалились на плечи нашего продюсера Юрия Соколова и его технической группы. Мы же, музыканты, почти не замечали разницы, ведь сцена была всегда одна и та же. Разве что в некоторых залах не было возможности подвесить летающую платформу, и вместо полёта над зрителями мы играли акустические песни на участке сцены впереди, посередине партера.

Впечатляет, как группа смогла совместить в своём и без того плотном гастрольном графике два разных тура – стадионный «Гость…» и более камерный «Замкнутый круг». Не возникало ли путаницы с тем, концерт какого именно тура сейчас, сложно ли было перестраиваться с одного формата на другой?
М.Ж.: Это не единственный пример в жизни группы, когда за короткий период времени мы играли несколько концертных программ. Поэтому обошлось без путаниц и происшествий.

Вы уже много раз исполняли это шоу. А есть ли моменты, которые по-прежнему остаются волнующими? За какие вы переживаете больше всего?
М.Ж.: Самым волнительным остаётся полёт. Лично для меня он фактически делит шоу на «до» и «после». Это связано именно с техническими моментами. Нужно многое успевать, ибо любая заминка может смазать впечатление от исполнения целых двух песен.

Кстати, насчёт полетов. Владимир, на самом первом концерте «Гостя» в 2019 году, когда Михаил после полётов в воздухе наконец опустился на сцену, остальные музыканты переглянулись и облегченно заулыбались. А сейчас, по прошествии стольких концертов, продолжаете ли вы с коллегами переживать за Михаила в эти моменты, или трюк уже стал совсем привычным?
В.Х.: Ко всему привыкаешь, конечно. И этот номер не исключение (улыбается).

А какие у вас любимые моменты в программе «Гостя»? Чего ждёте больше всего на каждом концерте?
В.Х.: Я бы заметил, что музыканты видят только часть шоу, в основном ту, что находится впереди. То есть развевающиеся паруса в начале концерта и летающего Михаила Житнякова. А все, что происходит позади или вверху, нам недоступно. Мы всё это можем лицезреть только потом на фото и видео, сделанных из зала. Поэтому назвать самые яркие моменты сложно.

Михаил, большим успехом у зрителей пользуется «Игра с огнем», где вы поёте и, скажем больше, играете драматические роли вместе с Артуром Беркутом. Как родилась идея сделать этот номер? Сразу ли на репетициях появились нужные жесты, позы, мимика?
М.Ж.: Дуэтное исполнение «Игры с огнем» было воплощено ещё на концертах, посвящённых 20-летию «Героя асфальта». Юрий Соколов серьёзно дополнил этот номер художественно-техническими решениями по сцене, и нам с Артуром оставалось только соответствовать отведённой нашим персонажам роли. Музыка и текст песни максимально этому помогают.

Насколько и чем отличаются саундчеки в туре «Гость» от саундчеков в обычном туре, например, в том же «Замкнутом круге»? Я обратила внимание, что в туре «Гость» не только техническая группа, но и сами музыканты приезжают в город за день до концерта.
В.Х.: Саундчек в туре «Гость из Царства теней» начинался за много часов до концерта. Сначала идёт настройка звука, затем проверка полетных конструкций с Михаилом, потом – репетиции с приглашёнными музыкантами.

О звуке: поклонники не перестают обсуждать гитары Владимира Холстинина, всегда замечают, когда вы меняете инструмент или выходите на сцену с новой гитарой. А сколько гитар и гитарного оборудования в целом вы возили с собой в этот тур?
В.Х.: Я брал с собой две электрогитары (Suncaster и Majesty) и акустику Taylor T5z. Процессор – Fractal Audio FM3.

Михаил, во время концертов вы меняете костюмы несколько раз. А есть ли среди костюмов у вас любимый, а также, возможно, такой, в котором выступать сложнее всего, и почему?
М.Ж.: Одни из самых ярких – костюмы Пирата и Чингисхана. С ними же связаны и определенные трудности. Костюм Пирата состоит из большого количества аксессуаров, и часть из них мне нужно успеть надеть за несколько секунд, пока «поёт океан» в лице Виталия Дубинина (смеется). Да и бегать по сцене в кафтане, который сделан не из самого тонкого материала – задача не из приятных. Что касается Чингисхана, то там в принципе немного времени остаётся на перевоплощение из предыдущего образа, а иногда ещё нужно дух перевести и воды попить.

Владимир, а вам близка тема переодеваний на концерте? Не раз читала в соцсетях, как поклонники с восторгом отмечали ваши образы на «Госте» – красная бандана, рубашка с широкими рукавами… Нет ли желания расширить спектр таких образов, менять их под каждую песню, как Михаил? Понимаю, что это создает дополнительные технические сложности, но зато – эффектно, атмосферно!
В.Х.: Нет, мне это не очень нравится, хотя я понимаю, что это важная часть шоу. Но между песнями очень мало времени, и, кроме переодевания, нужно ещё подстроить гитару, переключить программы звучания. Я всё-таки в первую очередь ощущаю себя музыкантом, а уже потом лицедеем (улыбается).

Владимир, а какие композиции лично вам хотелось бы добавить в сет «Гостя»? Так и представляется «Чёрная легенда», костюмы и иллюстрации к ней… Не было ли у вас подобных мыслей?
В.Х.: «Чёрная Легенда» – одна из моих любимых песен, на её сочинение у меня ушло несколько лет. Но мы привыкли доверять Юрию Соколову. Он сам выбирал песни для этой программы, и, видимо, «Чёрная легенда» по какой-то причине не подошла.

Во всех городах тура были проведены технические репетиции. Всё ли удалось полностью просчитать на них, не было ли каких-то форс-мажоров на самих концертах? Насколько помогли эти репетиции лично вам?
В.Х.: Нет, не было. Именно для этого и были проведены предварительные технические репетиции, чтобы изучить площадку заранее. Ведь в туре время, отведенное на монтаж сцены, технического и звукового оборудования, сильно ограничено.
М.Ж.: По сути, я уже ответил на этот вопрос выше. Серьезных форс-мажоров удалось избежать, хотя и был момент, который никакими репетициями не предусмотреть. На заключительном концерте тура в Краснодаре во время пролета я обнаружил, что прядь моих волос намоталась на трос лонжи (страховочной конструкции, – прим. ред.), и после нескольких попыток размотать её я вынужден был просто резко рвануть, оставив эту прядь на сцене. Ощущение снятого скальпа не покидало до конца шоу (смеется).

Вы рассказывали, что при подготовке к первой постановке много репетиций уходило на отработку переходов между песнями, чтобы всё получалось правильно и с точностью до минуты. Как это удавалось сделать в туровом варианте, когда сет-лист от города к городу немного менялся?
М.Ж.: Любое изменение сет-листа приводило и к обсуждению пауз между песнями, и к смене образов. Где-то задача упрощалась, а где-то, наоборот, приходилось увеличивать паузы между песнями, наполняя их звуковыми эффектами, интершумом и т.д.

Владимир, вы не раз говорили, что любите выступать в маленьких залах, т. к. там проще взаимодействовать с поклонниками. Как поддерживаете контакт с ними в стадионном туре? Насколько хорошо вам видно со сцены, что происходит в большом зале?
В.Х.: В больших залах видно, конечно, только первые ряды. Зато энергетика такого зала чувствуется на любом расстоянии, и она заряжает!

Михаил, можно сказать, вы – самый «летающий» вокалист на отечественной (и не только) рок-сцене. Что ещё вам хотелось бы попробовать сделать необычного во время концерта? Может быть, пришло время спеть на дне моря, как британская певица Кэти Мелуа?
М.Ж.: Бойтесь своих желаний! Их может услышать режиссер и воплотить на следующем концерте! (Смеётся).

А были ли у вас при исполнении «Антихриста» трудности с пением в подвешенном состоянии, после отделения от меча, без опоры под ногами? Ведь это позиция, совершенно непривычная для вокалиста.
М.Ж.: Особой сложности не было. Отделение от меча происходит за секунду до пения, с преднатянутыми лонжами, поэтому рывка как такового не происходит. А петь без опоры под ногами непривычно только в первый раз.

А каким образом вы настраиваетесь на концерт? Может ли что-то сбить вас перед выступлением?
В.Х.: Настройка очень простая: проверить инструменты и повторить сложные партии! Сбить может сбой в работе оборудования. С остальными проблемами можно попытаться справиться, а вот если сломалась техника, то починить её на концерте уже не удастся.

Репортёр как-то спросил у Джона Леннона: «Вам не надоедает то, что на ваших концертах вы сами не слышите своей музыки из-за воплей зрителей?» И Леннон ответил: «Нам это неважно, у нас есть свои записи дома». А вы слушаете свои записи сейчас, и если нет, то почему?
В.Х.: Нет, я привык жить по принципу: «Запись закончена – забудьте!» Дело в том, что не всегда удается воплотить задуманное, да и ошибки в аранжировке с годами становятся заметнее (улыбается).

Подводя итог завершившейся части тура, что можете сказать? Оправдались ли ваши ожидания, какие главные эмоции остались?
М.Ж.: Все ожидания оправдались. Мы провели отличный тур, и у нас всё получилось! Эмоции – как от большой проделанной работы, и в этом заслуга не только музыкантов, но и технических служб по сцене, звуку, свету, сценографии, спецэффектам, подвижным конструкциям, а также костюмеров, администраторов, волонтёров. Все мы стали одной большой командой. Огромное спасибо всем сопричастным!

Да, это впечатляет – десять постановочных концертов сыграны практически подряд. Что теперь? Наконец можно сделать перерыв, или на драйве от происходящего вы могли бы ещё столько же сыграть?
В.Х.: Со времени последнего «Гостя» прошло два месяца, а мы уже сыграли концертов двадцать, если не больше! Так что, думаю, старость нас дома не застанет!

P.S. Как стало известно из интервью с Юрием Соколовым во время тура, помимо заявленного концерта в октябре в Минске, обсуждается завершающее тур шоу в Москве на той же «ВТБ-Арене», где и начиналась «пиратская сага». Кроме того, будет разработана «версия для театров», адаптированная под скромные размеры театров и ДК небольших городов. А текущий тур постепенно дополняется – так, в ноябре «Летучий голландец» бросит якорь ещё в семи городах. И то, как сами музыканты воодушевлены этим шоу, гарантирует, что в эмоциях недостатка не будет.

Татьяна ВИНОКУРОВА
Фото: Александра Гордеева, Максим Чегодаев, Марат Габидуллин, предоставлены пресс-службой группы «Ария».

Татьяна Винокурова

Татьяна Винокурова