Фестиваль «Беломор-буги»-31: Рок над Северной Двиной, часть 1
Ноябрь 13, 2024
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Фестиваль «Беломор-буги»-31: Рок над Северной Двиной, часть 1

4-5 октября 2024 года в Архангельске прошёл 31-й (!) фестиваль «Беломор-буги», а кое-кто из нашей редакции умудрился побывать на нём первый раз. Что ж, лучше поздно, чем никогда. И тем приятнее поделиться с вами своим открытием: «Беломор-буги» – это здорово! А удивительный город Архангельск оставил в душе глубокий след – не только своей северной красотой, но и особым характером. Так что спешу поделиться с вами свежими впечатлениями и яркими открытиями.

На самом деле на «Беломор-буги» наши корреспонденты уже неоднократно бывали. И каждый раз писали восторженные отчёты. Интересные участники, прекрасная организация, акцент на группах из регионов плюс несколько коллективов из Москвы и Петербурга (необязательнов качестве хэдлайнеров), возможность услышать что-то новое, нешаблонное. Для меня, например, новым было почти всё! «Беломор-буги» проводится с 1995 года (в первый год он прошёл даже дважды), входит в «круг» российских региональных фестивалей (пермский «Рок-лайн», вологодский «Сдвиг» и др.), организаторы которых сотрудничают, помогая друг другу с отбором участников и устройством концертов.

Последние несколько лет до пандемии фестиваль был международным – главному организатору Александру Мезенцеву удавалось приглашать коллективы из городов северных стран (но и не только) через посольства и культурные институции. Приезжали группы из Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании, США и много откуда ещё. Было это делом хлопотным, но себя оправдывало, привлекая к «Беломор-буги» международное внимание. Самый крутой состав сложился, наверное, в 2019 году, когда было аж пять «забугорных» участников (жаль, я там не была!). Сейчас другие времена и состав сократился до исключительно российского. Но и здесь можно собрать интересный лайнап с высоким уровнем участников: ведь это качество, проверенное «Беломор-буги»!

О том, что заставляет его из года в год делать рок-фестиваль со множеством участников, Александр рассказывал в прошлогоднем интервью (взятом для нашего издания руководителем известной архангельской dark-folk-группы Moon Far Away Алексеем Шептуновым): «Пусть это звучит громко, но так оно и есть: все эти годы я сознательно занимался поддержкой рок-групп из провинции. В регионах – огромное количество отличных и мало кому известных команд, И они не иссякают! Ну а я – чувствую свою миссию именно в том, чтобы давать им сцену, помогать состояться. Чтобы люди пришли на них в Архангельске – и удивились! Хотя, согласись, самое простое было бы делать фест исключительно из московских и питерских групп. Плюс, во всём этом с моей стороны – искренняя любовь к родному городу».

День 1 (4 октября). Легенды Севера

Дорога на Север была долгой: 22 часа на поезде, который, если честно, знавал лучшие времена. На вокзале нас встречал сам Александр Мезенцев – его радушие и чуткое отношение ко всем гостям фестиваля хорошо известны. Мы как представители прессы удостоились его особого внимания: и поговорили, и вместе по фестивальным маршрутам поездили, так что посмотрели на процесс изнутри. Правда, совсем чуть-чуть, ведь главное, как известно, не сами концерты, а их подготовка, а это дело долгих месяцев, и не одного человека, а целой команды – около двадцати человек. А пока, заселившись в гостиницу, могли немного отдохнуть, а потом погулять по городу.

Архангельск меняется – об этом мне сообщил Владимир, впервые побывавший здесь в 2008 году. Исчезают старые деревянные дома, появляются новостройки – но не небоскрёбы, а вполне вменяемой этажности современные жилые комплексы. Такой как раз вырос на месте пустыря напротив гостиницы «Меридиан», где мы жили. А вот яма на въезде к отелю, как говорят водители-старожилы, остаётся всё той же. По крайней мере мы на себе её несколько раз прочувствовали. Прогулка по набережной Северной Двины получилась отличная: виды реки, порта, старой пристани вдохновляли. Архангельску в этом году исполнилось 440 лет, в честь чего проводится немало мероприятий. А «Беломор-буги» уже несколько лет входит в состав ежегодных Arkhangelsk Music Weeks, включающих и джазовые, и академические, и рок-концерты.


Но пора было на фестиваль, который проходит в концертном зале «М33», расположенном в большом развлекательном комплексе чуть в стороне от центра города. Это вместительная хорошо оборудованная площадка, с отличным звуком и светом, большим партером и ярусами сидячих мест. Правда, когда мы вошли, зал был практически пуст – всё-таки пятница, 17:30, время детское… Но постепенно публика появлялась, а фестиваль начался железно в назначенное время с бодрых приветствий Владислава Белобокова, который ведёт фестиваль уже пятнадцать лет.


«Чисто архангельская группа! У них на лицах написано – поморы!» Так ведущий отрекомендовал открывавших фестиваль молодых земляков, трио Five.Five – «произносится Файв-пойнт-файв», как уточнил Белобоков. Про лица сказать трудно, из зала было не разглядеть, а выглядела группа колоритно и на сцене вела себя раскованно. Особенно артистичен был басист. Прежде чем музыканты заиграли, минуты две звучало интро в записи, и уже поверх него вступила группа. На самом деле исполняют ребята достаточно тяжёлый гитарно-инструментальный фьюжн, где синтезаторный «подклад» становится лишь фоном для жёстких «рваных» риффов и эффектных гитарных соло. Всё остальное – бас, барабаны, гитара – вживую. Гитарист Юрий Карцев порадовал яркой манерой и, как и было обещано, «пробивными» соло. Не пускаясь в громкие аналогии, скажем, что сет Five.Five стал не только отличным стартом фестиваля, но и предварил выступление «старших товарищей» Blind Vandal, которые играли позже в тот же вечер.


Пятница оказалась «днём тяжёлым», и все выступавшие команды играли достаточно жёсткую музыку в диапазоне от хард-фьюжна до металла и «экстрима». Надо сказать, что программа вообще была подобрана логично и в то же время оставляла чувство разнообразия. Работа действительно проводится огромная: сотни заявок отслушиваются, выбираются группы, которые звучат необычно и интересно, и предпочтение, как уже говорилось, отдаётся коллективам из регионов. А потом ещё надо составить порядок выступлений так, чтобы всё сочеталось и не было резких перескоков с одного стиля на другой. В программе-2024 так и получилось. Так что спасибо организаторам за их нелёгкий и результативный труд!


Следующими были InBlack, также из Архангельска, группа в традициях классического трэш-метала. Команда англоязычная, передаёт большой привет «Металлике», и не сказать, чтоб это чем-то огорчало. Все парни в чёрном, играли экспрессивно, яростно. Жаль только, что у фронтмена в самом начале не заладилось что-то с беспроводной гитарой, потребовалось её переподключать, но дружная поддержка зала помогла (звали даже Деда Мороза!). Увы, из-за потерянного времени сет-лист InBlack пришлось сократить. Ведь фестиваль – это жёсткий регламент, на выступление даётся 30-35 минут! Так что фанатам придётся навёрстывать упущенное на каком-нибудь другом концерте.


«Яkорь» из Онеги – это олицетворение «северного духа» отечественного рока. А для выражения этого духа как нельзя лучше подходит мелодичный дум-метал. Стиль этот родился не у нас, но тоже в северных широтах, так что на русскую душу лёг как родной. Группа довольно часто выступает в Москве на различных дум/дэт/ и прочих фестивалях, но мне впервые довелось увидеть их на сцене именно в Архангельске. Оно и к лучшему. В аутентичной, можно сказать, обстановке. Вживую всё звучало как хорошо расписанная по нотам торжественная месса. Только встать, возвести очи на сцену и внимать этой медленной, тягучей, захватывающе-печальной музыке.

 

Группа недавно выпустила новый альбом «Русская готика» – так что предпочтение в сете было отдано песням с него. Материал свежий, но основные темы всё о те же – смерть, холод, горе, суровая северная природа, которая далеко не милостива к человеку. Как в открывшей сет песне «Лес», который укрывает героя ветвями, чтобы тот исчез… Фронтмен группы Сергей Белов – мастер и задушевного полупения-нарратива, и жёсткого всепроникающего гроула. Такие перепады весьма характерны для дум-метала, как и тремолирущие гитары, мрачные риффы, тягучий, вязкий саунд. Но у «Якоря» мелодичность идёт во многом от русской, северной песенности и раскрашивается необычными, по-своему красивыми гитарными аккордовыми прогрессиями и иногда даже прочувствованными соло. Фишкой нового альбома стали женские подпевки, как в «Середине ночи». После не менее впечатляюще-сумрачного «Скорбного листа» на сцену выскочила Лидия Ефременко (ныне Баёва, жена гитариста «Якоря» Вадима Баёва и по совместительству фронтвумен родственной группы «Старуха»), чтобы спеть с группой разудалую панк-песню про «Сто вагонов с водкой» и немного развеять грусть-тоску. Хриплый вокал Лидии и её танцы на сцене внесли ноту огня в «заснеженный» музыкальный пейзаж. А дальше были беспощадные «Сукины дети» (в студийной версии часть вокала пел гость – Эркки Сеппянен из недавно распавшейся финской дум-метал-группы «Курск», здесь, понятно, всё на себя взял Сергей Белов) и не оставляющая надежды «Русская готика» (правда, тут немного смутили подпевки в духе «Арии»). Хотелось бы, конечно, что-то из старого, например, «Пропавшего лесовозника». Но и так было вполне достаточно, чтоб осознать себя частицей льда в бесконечной полярной ночи.


Следующие ребята тоже были «экстремальными» – мелодик-блэк/дэт-метал группа Death Struggle из Северодвинска. Город этот расположен не так далеко от Архангельска, но уже на берегу Белого моря, а там знаете, какие ветры дуют! (Довелось прочувствовать это на своей шкуре). Недаром название единственного пока полноформатного альбома группы звучит как «Beyond the Wail Of Arctic Winds». Но дело, конечно, не в этом. Просто группа тоже стала своего рода открытием. Играют очень технично, энергично и, я бы сказала, прогрессивно – в музыке постоянно просходят неожиданные повороты, ритмические сбивки, появляются какие-то новые темы (если их, конечно, можно так назвать). Конечно, блэковая тематика не всякому по вкусу, но слов всё равно было не слышно – одни эмоции. Вообще в блэке надо шарить, чтобы, как говорится, «чувствовать разницу», но исполнительское мастерство и пресловутая сложность были налицо. Вокалист Александр Мёрзлый владеет разными голосовыми техниками, демонстрируя внушительный диапазон (а заодно и мускулы). A басистка Ольга Альтаир просто феерически исполняла на шестиструнном басу все эти чудовищные скоростные риффы и аккордовые тремоло! Как оказалось, она потомственный рок-музыкант и, между прочим, профессиональная гитаристка – преподаёт гитару в местном учебном заведении. Гитарист Сергей Дурягин – тоже профи, барабанщик – просто молодец. Закончили Death Struggle новым синглом (2023 года), название которого я не решусь здесь воспроизводить. Рёв публики и восторг ведущего… Жаль, что майки Death Struggle так быстро закончились!


Кстати, о публике. В партере её собралось уже довольно много, и первый ряд заняли стайки подростков в «готическо-металлических» одеяниях. И вот эти девочки и мальчики весь концерт отрывались перед сценой, то прыгая, то водя хороводы, а то и устраивая дружеские мош-питы. Растёт юная смена! Надо сказать, что за «детьми» наблюдали их родители, стоявшие тут же у стеночки и время от времени выдергивавшие своих чад из слишком уж бурной активности. Так что дети культурно отдыхали под присмотром взрослых. Все права и правила были соблюдены!


Следующая команда была из города, который, возможно, был впервые представлен на карте фестиваля – Тамбов. Группа MOR (да, большими буквами), вопреки названию и визуальной стилистике своего логотипа, играла не блэк/дэт, а альтернативный металл на русском языке. Недаром вокалист был в майке Pantera! Сколочена музыка была крепко, всё по хорошо выверенным лекалам, с простыми доходчивыми риффами, скачущей ритмикой, свербящими гитарами, но слегка однообразно. Тексты и темы – плакатные: «Ещё один день в пути, нам не спастись, нас не спасти», «Придётся выживать», «Мрачный культ»… рэп, прыжки по сцене, – поклонники стиля всё это оценили. А кое-кто из слушателей немного устал.


Мы ждали выступления старейших участников фестиваля – всемирно известного (и это не шутка) инструментального трио Blind Vandal. Создана команда была в 1996 году, гастролировала во многих странах и даже удостоилась лестных отзывов от Джо Сатриани, Стива Вая и Яна Аккермана. «Истинные легендары!» – объявил их Владислав Белобоков. Энтузиазм земляков был велик, ведь сегодня группа выступает не так часто. Причина прежде всего в том, что гитарист Александр Фирсов живёт сейчас в Рязани, и встречается коллектив ради концертов и туров примерно раз в год. Но это никак не сказывается на чувстве локтя, сыгранности команды и яркости музыки. Феноменальный гитарист Фирсов с его виртуозным и изобретательным стилем игры, использующий всё богатство современных приёмов и примочек, чередует (и объединяет!) головокружительные запилы, тэппинг, ломаные риффы и какую-то ещё щепотку волшебства. Поистине, он достоин сравнения с упомянутыми мэтрами! Остальные участники – басист Вадим Вандал и барабанщик Александр Харев – тоже мастера своего дела. Команда звучит достаточно тяжело, иногда даже агрессивно, с такой фирменной «оттяжкой», играет со сменами темпа, тембров, настроений – и, заметьте, никаких «минусов»!


А главное – это характерные образы: опасная земля, горящие от жары небеса, сошедшие с ума механизмы, полёты к далёким планетам. Каждая пьеса – история с развитием. Например, «Crazy Robot», где музыканты под зловещий ритм марша имитируют походку железных монстров, а в конце робота «коротит», и гитара с фидбеком изображает его конвульсии. «Космический ковбой» – сумасшедший полёт к звёздам, где под ритм стремительной скачки гитара накручивает круги и уносится (не в буквальном, конечно, смысле) ввысь. А в финале – более традиционно ритм-н-блюзовая композиция, всех немного успокоившая и примирившая. Жаль, что мало, всего шесть вещей! (Через день после фестиваля был назначен ещё клубный концерт Blind Vandal, но мы на него, увы, уже не попали).


Но это были ещё не все выступающие первого дня. Нас ждал хэдлайнер – группа Stonehand из Воронежа, исполняющая, как гласил пресс-релиз, southern metal / хард-рок. Что же, если из Воронежа – то само собой, южный рок! Впрочем, довольно быстро стало ясно, что с «югов» в нынешнем составе только основатель группы, гитарист и вокалист Александр Горбунов, остальные же участники – бас-гитаристка Джина Rose of Steel (раньше, кстати, игравшая в группе Kruger) и наш старый знакомый барабанщик Андрей Ищенко базируются в Москве. Команда существует уже 18 лет, но в нынешнем составе выступают недавно. Все музыканты – профи своего дела, а Джина ещё и очень эффектная metal girl. В сочности, мощи и драйве команде не откажешь! Такой Motorhead на русском. Только голос у Горбунова совсем не хриплый, а скорее насыщенный хард-роковый.


Песни в основном на байкерскую тематику, о скорости, мотоциклах, ветре в волосах и прочем «рок-н-ролле в ночи». Может быть, это не очень оригинально (и на то есть причины, ведь ориентир – это главное), но крепко сделано и с душой сыграно. Но был и вполне «алабамский» тяжёлый блюз-рок. А под конец музыканты не удержались и сыграли хард-роковую обработку «Оды к радости» (в слегка сокращённой версии «Difficult to Cure» Rainbow). В общем, достойное завершение первого дня. Хотя и это был ещё не конец…

 

По традиции после фестиваля все музыканты и гости отправляются в клуб «Колесо», директором которого служит Александр Васильевич Мезенцев. Там происходит афтепати – ужин, выступление еще какой-то из групп и джем-сейшн. На сцене вновь оказался Влад Белобоков, на сей раз как солист группы «Пивной лев». Возможно, вы не слышали это название, но поверьте, после долгого трудного дня его музыка в самый раз. «Фуззовый камнерок на русском языке» – так определяют свой стиль сами музыканты. В общем, героический ведущий выложился даже не на сто, а на двести процентов.

Клуб – старейший и практически единственный в городе, ориентированный на рок, сцена там не очень большая, хотя и не маленькая, для фестивалей она не подходит, а вот для концертов в самый раз. И ещё раз пришлось поразиться, как здорово и душевно всё организовано: у каждой группы – столик с табличкой, причём не с какой-нибудь отпечатанной на принтере бумажкой, а с нарисованной от руки (мелом на чёрной доске) картинкой.

 

У нас, например, над надписью InRock был нарисован портрет молодого человека в моряцкой форме… как оказалось, это Александр Мезенцев в молодости! Да, биография у главного орга богатая. Ведь в молодости Александр был кадровым моряком, ходил в море, параллельно получив второе образование по специальности «методист-организатор культпросвет-работы», по которой, собственно, сейчас и трудится. Но эту историю мы вам уже рассказывали в интервью, а пока пора была прощаться, ведь завтра – второй день фестиваля!

(Окончание следует.)

Елена САВИЦКАЯ
фото – Владимир Импалер.
Благодарим Александра Мезенцева за приглашение на фестиваль.

Все фото – https://vk.com/album2483887_303623501

Елена Савицкая

Елена Савицкая