«Беломор-Буги-2019»: Музыкальное безумство под северным небом
Декабрь 30, 2019
Владимир Михайлов (118 статей)
Поделиться

«Беломор-Буги-2019»: Музыкальное безумство под северным небом

Про международный рок-фестиваль «Беломор-Буги» «InRock» пишет регулярно. Зачастую с помощью друзей-коллег из самого Архангельска и близлежащих районов. Но иногда редакция журнала и сама выбирается на север нашей страны, чтобы на пару дней лично погрузиться в живой мир рок-музыки.

Так вышло, что осветить проведение 26-го рок-фестиваля «Беломор-Буги» от «In Rock» вызвались сразу двое: редактор Владимир «Импалер» Миловидов и журналист Владимир Михайлов. Последний отправился в Архангельск аж из Владимира. Ему и главное слово о том, что же на этот раз творилось на «Беломор-Буги» 19 и 20 октября. Главред же поехал фотографом, поэтому оставляет за собой только дополнения и комментарии курсивом. Кстати, именно фотоотчёт стал самой трудоёмкой частью в подготовке репортажа, из-за чего она затянулась на пару месяцев, но, надеемся, для тех, кто неравнодушен к детищу Александра Мезенцева и к рок-музыке без стилевых рамок и форматов, он не устареет и сейчас.

…Два дня. 17 групп из России, США, Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и Армении. Место встречи – развлекательный комплекс «М33». Именно здесь состоялся настоящий рок-марафон, по размаху сопоставимый с крупнейшими и авторитетнейшими фестивалями. Впрочем, стоп. Международный рок-фестиваль «Беломор-Буги» – и есть крупнейший, авторитетнейший, да еще и старейший фестиваль. Его старт пришёлся (просто вдумайтесь в эту цифру) на 1995 год!

С тех пор «Беломор-Буги» знавал разные времена, но под руководством неутомимого Александра Мезенцева каждый раз поражал многообразием групп и качеством организации, которая основывалась на любви, уважении и заботе о музыкантах, журналистах и, конечно же, слушателях.

26-й по счету фестиваль стал частью большого музыкального события Arkhangelsk music weeks, в рамках которого также прошли Международные дни джаза и проект Поморской филармонии «Эволюция». Более того, в этом году «Беломор-Буги» поддержало министерство культуры Архангельской области. Благодаря этому удалось привезти на фестиваль команды сразу из шести зарубежных стран — США, Великобритании, Германии, Бельгии, Франции и Армении. Помогают и зарубежные связи между городами — культурные институции в американском Портленде и немецком Эмдене, побратимах Архангельска, профинансировали приезд своих земляков.

День первый. Триумф американского хард-рока

Дать старт фестивалю доверили архангельцам Necrofinger. Группа – новичок на местной тяжелой сцене – оставила позитивные впечатления. А успевшая к началу их выступления умеренно заполнить зал публика тепло принимала хэви-метал Necrofinger, в котором слышалось что-то из Black Sabbath времен «Forbidden». Единственная «ложка дегтя» – общение фронтмена с публикой между песнями. Буквально только что мощно и выразительно певший вокалист каждый раз начинал что-то шептать в микрофон, и что именно – было не разобрать.

Если быть точным, то старт фестивалю дал его постоянный ведущий Влад Белобоков. «Почему у меня белая рубашка? Не знаете? Потому что все чёрные в стирке!» – такова была первая из шуток, которых на эти два дня он заготовил немало. Игры, развлечения, «паровозики», турнир вокалистов и танцоров – всё это, кажется, происходит из года в год, и забавно бывает порой наблюдать, как подобравшаяся было к сцене публика сразу после концовки выступления резко отходит в глубину зала, чтобы Влад не зацапал кого ради очередной своей «развлекаловки». Впрочем, есть и те, кто, напротив, идут вперёд и всегда рады повеселиться на виду у всех. А что касается Necrofinger, то, на мой взгляд, это то направление, что сейчас называют грув-металом, раньше, говорят, музыканты играли в других проектах вещи побрутальнее, а теперь находятся где-то на территории Metallica времён «Load»/»Reload» – смурной среднетемповый хард/хэви с вокалом этакого «рубахи-парня».

Но если певшие на английском Necrofinger не смогли толком пообщаться с публикой на русском, то сменившая их команда «Яkорь» из города Онега Архангельской области во всех ипостасях избрала родной язык. Мрачные тексты и не менее мрачная музыка, напичканная тяжелыми риффами и гитарными соло-проходами в унисон, впечатлила публику. Команда уже ранее разогревала финский Kypck на концерте в Санкт-Петербурге, и здесь в грязь лицом не ударила. Судя по восторженным отзывам, зацепил «Яkорь» многих слушателей и критиков. Жаль, что я не из их числа. Впрочем, мне простительно, никогда не увлекался дум-металом.

Для меня же участие «Яkоря» в «Беломоре» (неважно, что уже в третий раз) стало одной из причин, чтобы собраться-таки в поездку. Группа, ставшая открытием фестиваля в 2016 году, поднаторела, за плечами у неё полноформатный альбом и репертуар, который местная публика знает наизусть. И уже в начале первого дня у сцены было довольно-таки людно. Можно спорить, насколько сходство группы из Онеги и финнов Kypck является осознанным и чисто внешним (похожие на гимнастёрки рубашки, серьёзность и отсутствие рокерского «угара» на сцене, тексты на русском, внимание к истории XX века – так, одну из центральных вещей сета «Отец» вокалист посвятил воинам РККА), а какой – внутренним. Но это тот случай, когда о влияниях не думаешь (до Kypck есть были ещё и Sentenced, Amorphis, Paradise Lost и много-много кто…), настолько идеально сочетается образ, тексты, идеи и музыкальное их воплощение. Наконец, у них просто отличные мелодии и «хуковые» строчки припевов, которые напеваешь ещё долго после концерта…

А вот тяжелый гитарный рок старожилов «Беломора» Blind Vandal – это уже своё, родное. Гордость и легенда архангельской сцены на этот раз устроила на этой самой сцене настоящую вакханалию, в которой куража и угара было чуть больше, чем музыки. Впрочем, музыкантам, которые все реже и реже выступают вместе, – это простительно. Где ещё отрываться, как не на родном «Беломор-Буги»?

Да, на этот раз в традиционно финальной «Crazy Robot» было гораздо больше «крэйзи», чем «робота», и это можно только приветствовать. А вообще «Вандалы» – это уже талисман «Беломора», и даже если их в какой-то афише не бывает, в итоге они героически затыкают какую-нибудь «дыру» взамен кого-нибудь отказавшегося или «слетевшего» в последний момент, а публика тому и рада… Добавлю, что в пост-концертной обстановке Blind Vandal совершенно такие же «крэйзи», как и на сцене, любым глэмстерам дадут фору, а это сейчас редкость. Надо ценить!

А вот дальше, друзья мои, я буду пристрастен. Ибо следующими на сцену вышли мои земляки – мелодик и глэм-рокеры Bosphorus Night. При всем моем обожании прог-рока, мелодик-рок я также люблю пламенно и нежно. А то, что творят ребята, – это глэм/мелодик в его лучшем проявлении. Яркие мелодии, броский сценический имидж (лосины, цветастые банданы, шляпы и вызывающий make up), отточенная на многочисленных выступлениях сценография – все это работает на сто процентов и бьет точно в цель. Уже на середине сета в зале почти не осталось девушек, которые бы не пели и не танцевали под песни Bosphorus Night – вот она – сила подведенных глаз, губной помады, зажигательных ритмов и влет запоминающихся мелодий! Добавлю лишь, что если все выше перечисленное вы сочтете моей рекламой земляков, то почитайте отзывы местной прессы, которая уделила владимирцам не меньше внимания и высказала по поводу их выступления не меньше восторга.

Квинтет из города Владимира действительно отыграл на славу, хороший свет, звук, просторная сцена, всё в этот день было именно так, как и должно быть для глэма. И надо отдать должное рокерам Архангельска – если им что-то нравится, даже услышанное впервые, они не сидят, раздумывая, не подвели ли их органы чувств, а идут к сцене на первой же песне! И, почувствовав энергетику публики, Bosphorus Night играли если не выше головы, то, по крайней мере, изрядно приободрившись. И был красивый финал – «I Was Made For Loving You» KISS, универсальный хит для всех поколений.

А вот и мой любимый прог-рок, адептами которого в этот раз на «Беломор-Буги» выступили Eternal Wanderers из Москвы. Их последний на данный момент альбом – «The Mystery Of The Cosmic Sorrow» – очень впечатлил. Клавишница и вокалистка Елена и гитаристка Татьяна Каневские создали масштабное музыкально полотно, сотканное из спэйс-рока, психоделии и гитарно-клавишного прог-рока с налётом симфонизма. В живую же доминировали бас-гитара и ударные, буквально тащившие за собой гитару и клавиши. Связка Дмитрий Штатнов – Сергей Рогуля наверчивали дай бог, и нередко в их слаженных, но ритмически хитрых пассажах слышалось что-то от Rush. «Рубиться» под такую музыку сложно – ее надо слушать. Этим и занялась публика, которая приняла москвичей тепло. Своих слушателей на фестивале Eternal Wanderers определённо нашли.

Сохранить внимание после глэм-рокового буйства – нелегко, но, опять же, спасибо публике – может, глэмстеры отошли от сцены отдохнуть, зато присоединились ценители Pink Floyd, ELP и прочих «Кримзонов» – во всяком случае, такие сравнения довелось слушать после выступления. Для нас же Eternal Wanderers уже вне всяких сравнений, это группа, которая вот уже два десятка лет делает музыку со своим видением, никуда не сворачивая с этого пути. Этот концерт показал одну интересную вещь – действительно, основной драйв идёт живьём от ритм-секции, а почему? Видимо, сказывается огромная сценическая практика – Штатнов играет с Николаем Арутюновым и Quorum, совсем недавно распалась (а жаль) группа Seagall, а уж там не «отжигать» просто нельзя. Рогуля же выступает с театрализованной хэви-метал-группой «Кровавый риф», а с некоторой поры ещё и с Absent Sunday, где тоже надо делать шоу. За сёстрами Каневскими остаётся вся «мозговая» часть этой весьма навороченной музыки, и, конечно, тут особо не попрыгаешь, но и у них свой драйв был и в игре, и во внешнем облике…

То же можно сказать и о следующей команде – немцах Max & the Goofies. А вот мне, признаюсь, их поп-рок показался слишком «чистеньким» и приглаженным, и от этого пресным.

«It’s been one hell of a trip», – сказал, начиная концерт, вокалист, видимо, тот самый Макс. Говорят, Макс и его Дуралеи (вольный перевод названия группы с английского) добирались через несколько границ и климатических зон на собственном авто, и было это, мягко говоря, непросто. Выглядел многочисленный коллектив (два гитариста, басист, клавишник с инструментом через плечо, барабанщик) где-то на старший школьный возраст, отчего в публике кто-то ехидно обозвал их немецкой версией команды из сериала «Элен и ребята». Однако упрекнуть их в чём-то трудно. Видимо, у них за плечами хорошая школа, играют они крепкий песенно-ориентированный поп-рок с блюзовой основой: ничего не запоминается, но ощущение остаётся этакое мечтательно-доброе. А похвалить – очень даже можно. В середине сета у гитариста порвалась струна, и пока кто-то бегал искал замену, остальные не стояли, потупив взоры, а неплохо поджемовали вместе. Такая конструктивная реакция на сценические трудности – то, что отличает музыканта от… как бы сказать, человека с инструментом в руках.

А вот то, что устроили на сцене американцы Hessian из Портленда, города-побратима Архангельска, иначе как хард-роковым триумфом не назовёшь. Еще во время настройки американцев что-то неуловимое в том, как они брали аккорды, проверяя звук, заставило меня встрепенуться и подобраться ближе к сцене. И не зря, уже с первой композиции меня накрыла волна первоклассного харда и куча ностальгических воспоминаний, как я 12-летний сижу один в своей комнате и по кругу гоняю альбомы Black Sabbath, Iron Maiden, Motorhead и Metallica. То же самое ощущение куража, драйва, неистовой свободы и освобождения от условностей принесла мне музыка Hessian. Только тут еще и порубиться можно было под все эти умопомрачительные риффы и безумные соло-запилы в компании таких же безумцев. Наверное, так же и фанаты Sabbath cходили с ума на их ранних концертах. Уже потом, общаясь с музыкантами, я рассказал им о подростке, в комнате которого постоянно звучал хард-рок, на что гитарист и вокалист Hessian Ангус Макфарленд ответил, что он по-прежнему ощущает себя на 12 лет и тоже нередко торчит в своей комнате, слушая те самые Black Sabbath, Iron Maiden, Moterhead, Metallica, а ещё и Thin Lizzy. Короче, расстались мы весьма довольные друг другом и тем, что нашли родственные души.

Прочитав в анонсах описания Hessian как стоунерщиков, я, признаться, заранее настроился на унылый лад – очень часто этот стилевой «тег» означает музыку, которую гораздо интереснее играть, чем слушать. Первое впечатление от четвёрки из города Урсулы Ле Гуин примерно таким и было – вязкие риффы, гнусоватый «под Оззи» голос, но… оказалось, что музыка Hessian гораздо шире стоунер-формата – есть в ней и классический хэви, и хард-рок, и спид-метал. А по концертному драйву и самоотдаче это была, наверное, самое впечатляющее выступление. И это не просто люди, которые «играют в металл», они реально живут им, издают у себя на родине фэнзин о тяжёлой музыке, кстати, с группой приехала его автор, заядлая поклонница, которая рубилась в первом ряду все два дня, а во второй день рядом с ней были и сами «Гессенцы». Лично мне сердце погрел финальный кавер Thin Lizzy «Emerald» – подумайте, от кого ещё услышишь живьём песни Thin Lizzy в наше время… А на афтепати Макфарленд раскрыл ещё одну сторону своего «я», спев «пристовскую» «Living After Midnight». В кожанке, кепке – только хлыста не хватало – он был почти неотличим от Роба Хэлфорда, правда, изрядно раздобревшего. Ну а про личность второй гитаристки я предлагаю пофантазировать самим, глядя на фотографии… Скажу лишь, что с Ангусом на сцене они составляют великолепный дуэт и визуально, и музыкально. А ещё удалось пообщаться на следующий в «Колесе» с Ангусом, так что ждите в журнале интервью с Hessian.

Воспринимать после этого питерских хард-рокеров «Рок-Штат» было сложно. Банально не осталось сил. Впрочем, собрав волю в кулак, я добрался до свободного столика подальше от сцены и… получил огромное удовольствие от мощного и слаженного выступления этих настоящих динозавров русского рока. Не того, где про тексты. Того, где хороший текст органично сочетается с не менее богато аранжированной и мастерски сыгранной музыкой.

Да, у «Рок-Штата» была трудная задача, потому что поднять «градус накала планки эмоций» ещё выше было невозможно. И, по большому счёту, выступление ветеранов русского рока так и осталось у меня в категории вежливого недоумения. Да, «смешались в кучу кони, люди», Анатолий Крупнов, Александр Башлачёв, Бон Скотт и Майкл Джексон в «поминальной» песне – открывать сет такой вещью уже нужна изрядная смелость. Собственные вещи «Рок-Штата» вполне отвечают на главный вопрос – почему же некоторые рок-легенды так и не становятся рок-звёздами… Но есть и определённый смысл в их присутствии на «Беломоре» прямо после Hessian – если группа из Портленда играет ретро западного хэви-метала, то группа из Питера – ретро русского утяжелённого хард-рока. Обе – своего рода музыкальные «ископаемые», чем и хороши.

А вот титулованные хедлайнеры – британцы 12 Stone Toddler – поднять с места меня уже не смогли. Хотя их музыка, в которой очень удачно намешаны фанк, регги, арт, панк, хард и черт знает, что еще – как раз направлена на то, чтобы сорвать тебя с места и заставить танцевать. Что самозабвенно и делали все, кто дожил до конца первого дня фестиваля. Впрочем, и я свою долю кайфа от британцев урвал. Только позже. На афтепати в клубе «Колесо», сцена которого по традиции достаётся всем желающим помузицировать. Среди желающих оказалась и 12 Stone Toddler. И вот тут, в формате клуба, их, назовем это «танцевальный рок, с элементами чисто британского сюра» – впечатлил не по-детски.

Лично меня британцы как раз-таки заставили позабыть про фотоаппарат и просто плясать под сценой – эта цветастая смесь фанка, блюза, неосвинга, британского фолка, буги была каким-то концентрированным музыкальным счастьем, которое даже не нуждается в терминах. Supertramp? Может быть. Manfred Mann? Наверное. «Винтажные» клавишные, безупречные вокальные раскладки, самоирония в текстах… «We’re not getting older, we’re just getting better», – поёт группа. А мы – удивляемся, почему же не слышали о ней раньше. И понятно, отчего Мезенцев, услышав их, загорелся желанием привести на «Беломор» во что бы то ни стало. Ну а неотразимая юная гитаристка Хелен Дарден в чулках сеточкой – это, как говорится, вишенка на торте. Отличная, к слову, гитаристка… Но главное всё-таки музыка. Toddler — значит «малыш», 12 камней — обозначение его веса в старых английских единицах, примерно 76 кг (спасибо Екатерине Борисовой и сайту nneformat.ru за объяснение). Квартет из города Брайтона играет с 2007 года, выпустил два диска, распался, в 2017-м собрался вновь в чуть изменённом составе — к отцам-основателям, основным авторам музыки Бену Джонсу (бас, вокал) и Крису Отеро (клавишные, вокал) присоединились Хелен Дарден (гитара) и Робин О’Киф (ударные). В 2018-м вышел новый альбом «Idiolalia». Живьём звучали вещи и с него, и с первых трёх, и, если я правильно понял конферанс, совсем новые вещи…

И каждый год фестивальный день продолжается в клубе «Колесо», где те музыканты, у кого ещё остались силы, идут на сцену джемовать. Бывает, получается целая вереница блестяще-спонтанных союзов, бывает, гости так и сидят весь вечер, уткнувшись в тарелку или стакан с пивом. Раз на раз не приходится. В этот день джем начался ни шатко ни валко – Hessians, поменявшись инструментами (гитаристка села за ударные) сыграли какой-то джем, Владимир Михайлов помузицировал с их барабанщиком на блюзовые темы, потом «Босфорусы» вместе с Hessians попытки с третьей изобразили ZZ Top, «Рок-штат» взялся за репертуар «Аквариума», а 12 Stone Toddler сказали, мол, в джемах не сильны, лучше сыграем ещё своего. Никто не возражал…

День второй. Содружество «гитарных героев»

Музыкальные инструментальные пейзажи от архангельской группы Ask The Ocean стали прекрасным началом второго дня фестиваля «Беломор-Буги».

Хочется сформировать впечатления чем-нибудь в духе «Вредных советов» Остера. «Если вам идти на сцену и играете пост-рок, лучше свет весь отключите, вам фотограф скажет «ок»…» Стоп, ерунда какая-то. В общем, если на сцене не видно ни зги, это почти наверняка пост-рок. Такую музыку на одном из прошлых «Беломоров» играла группа Cosmic Hurricane. Теперь – Ask the Ocean. Подумал было, что просто ребята решили переименоваться – но нет, ничего общего между двумя командами нет, музыканты другие, всё другое – только музыка такая же. Бывает. Но красиво, не вопрос.

А его продолжением стали песни архангельской же команды с чудным названием «Больше не пел». Пел, впрочем, солист группы Евгений Титов много, с чувством, с толком и расстановкой. Милый поп-рок ребят при должной раскрутке вполне может попасть в ротацию на «Наше радио», а выглядеть там будет много лучше того, что транслируется сейчас.

С самого начала их выступления меня посетило дежа вю, которое крепло и сформировалось к середине окончательно: точно такую же музыку играют мои друзья из Троицка, группа «Все станции». Только у них – саксофон, здесь – клавишные. А интонации голоса, общая звуковая картина, стиль – этакий интеллигентный инди/русский рок в духе Tequillajazz/Zorge, по-русски с «западными» интонациями, ровно, чисто, мелодично, без надрыва. И все юные, свежие, незамученные ещё… Только открываешь глаза – и вместо фронтмена «Всех станций» Ярика Розадеева видишь местного архангельского парня в спортивном костюме пацанчик-стайл. Ну, наверное, так принято. Однажды на «Беломор» приехала ритм-н-блюзовая группа из Норвегии и их фронтмен в «Адидасе» вышел на сцену, так что я уже ничему не удивляюсь…

После мягкого начала второго дня фестиваля, первым, кто по-рокерски грянул, стало трио из Ухты Boomerang. И скажу я вам, друзья, это было феноменально! Услышать сейчас техничную игру на гитаре – не редкость. Редкость, когда сумасшедшая техника не затмевает, а лишь подчеркивает красоту и гармонию композиций. Гитарист Артем Вальчик регулярно занимает высокие места на гитарных конкурсах, благодаря чему в 2008 году даже поиграл на одной сцене с самим Стивом Ваем. Все это вполне заслуженно – в игре Артема много экспрессии и музыкальности, а не только мастерства. Глядя, как он ловко обращается с гитарой, на ум приходит слово «укротитель». Свой шестиструнный инструмент Артем определенно укротил. Под стать ему и басист Юрий Лыжин и ударник Илья Гулида. Все они мастера, которые кайфуют на сцене от той музыки, которую исполняют. И очень заразительно кайфуют, надо отметить. Помимо авторских композиций, трио сыграло несколько вещей Джо Сатриани и Dream Theater и тем окончательно покорило публику.

Да, это было неожиданно. Прямо так чтобы вышло абсолютно незнакомое трио и сыграло «Ytsejam», «1928 Overture», инструменталы Джо Сатриани и собственные вещи, и всё так, что пальчики оближешь… Похожие чувства были на том же «Беломоре», когда приезжала группа Rained из Перми, теперь – маленький город Ухта, где само появление трёх инструменталистов такого класса и с похожими вкусами похоже на чудо. А вот оно – есть… Единственный минус, который приходит в голову – трио пока не научилось двигаться на сцене, взаимодействовать друг с другом, но упрёк этот чисто визуальный и к музыке отношения не имеет. И можно придраться к названию, вспомнив советскую арт-роковую команду «Бумеранг», ту, что работала с Артемьевым, но у неё совсем другая ниша, и вероятность путаницы минимальна… С Boomerang мы тоже сделали интервью, так что расскажем об этих крутых ухтинцах подробнее.

На контрасте с предыдущей командой питерцы Mystory угостили отборным «love metal», где «metal» было чуть больше, чем «love». Одним словом, это современный мелодик-метал, с обязательными клавишами. Песни – крепко скроены и обладают хитовым потенциалом. Судя по реакции зала, откровением питерцы не стали, но публике понравились.

Возможно, рамки лав-метала шире, чем мы привыкли думать, и это не только среднетемповый баритон-речитатив о тленности всего сущего, но и довольно-таки скоростные, почти пауэр-металлические вещи с чистым высоким вокалом, в лучшие моменты заставляющим вспомнить светлой памяти Андре Матоса. Песни вот, правда, не запомнились, и вокалист немного нескладный, в его готичности есть что-то преувеличенное (впрочем, я и не девочка, чтобы судить).

При первых же звуках Ambehr само собой на ум пришло: «Да это же армянские «Blind Guardian»! Уж больно похоже – так же мужественно и с хрипотцой – поет басист Ambehr Арт. Музыка команды – тот же скоростной пауэр-метал. И только второй вокал и скрипка очаровательной Марины добавляет песням группы этнического колорита. Надо сказать, что Ambehr уже играли на «Беломор-Буги» 11 лет назад и оставили о себе добрую память. Неизвестно, был ли в зале кто-нибудь, кто застал их прошлое выступление, но и в этот раз принимали и провожали армян, как героев. Вот только кавер на Nightwish показался плоским и крайне неуместным.

Да, спетый по бумажке (т.е. по мобильнику в руках) «I Wish I Had an Angel» немного смазал этот в целом прекрасный сет. Фолк-метал, особенно на нетривиальной (не кельтской, не славянской и не ближневосточной) мелодике – это всегда хорошо. Раньше (да-да, я был на том самом фестивале 11-летней давности) у Ambehr было побольше трэша, со временем команда смягчилась, но не стала скучнее. (Похожий путь, кстати, прошли и их западные коллеги Skyclad). Ещё хотелось чуть-чуть поспорить с афишей: по крови эта группа, конечно, армянская, а по прописке в большей степени московская.

Но главными героями второго дня стали французы Morglbl Trio во главе с гитарным гением Кристофом Годеном. Это надо было не только слышать, но и видеть! Видеть, как легко и непринуждённо летают по грифу гитары пальцы Годена, который при этом волчком крутится на сцене и корчит рожи, успевая при этом изображать типичные для рокеров с гитарой пафосные позы. Видеть, как ударник, прежде чем ударить палочкой о хай-хэт, каждый раз успевает крутануть ее вокруг пальцев, при этом ни на миллисекунду не нарушая замысловатого ритма. Видеть, с какой силой обрушивает свои пальцы на толстые басовые струны бас-гитарист. А музыка… А что музыка? Метал пополам с джаз-роком, типичной гитарной эквилибристикой, замороченными прог-роковыми ритмами и пародийно-комедиными псевдо-фолко-танцевальными вставками. Короче говоря, умный и юморной гитарный прог. Если бы такой музыки не было, то ее обязательно следовало бы выдумать. И слава французам, что благодаря их стараниям она все-таки есть. Живет и дышит, и находит отклик у людей.

Тут добавить, пожалуй, и нечего. Если к свежему диску Годэна у ценителей и были претензии, то живьём все они исчезли. Концерт Кристофа можно сравнить только с визитом Карслона, который залетел с крыши на час к нам как к коллективному Малышу и начал, что называется, феерить: показывать приёмы игры, строить рожицы, пародировать жанры, носиться по сцене так, что порой удивляешься, не увидев у него в подобающем месте пропеллера. И всё это в сопровождении виртуозной и самоценной ритм-секции. Без группы Кристоф, конечно, тоже воин (и он уже приезжал в Архангельск в сольном формате), но в живом сопровождении куда лучше. Сет пролетел как мгновение, а для желающих было продолжение и на афтепати в «Колесе», и в понедельник – на мастер-классе в музыкальной студии ArhRockSchool на ул. Тимме, 28, о чём у нас будет отдельный репортаж, а потом ещё Кристоф сыграл на Архангельском Джаз-фестивале, но к тому времени уже надо было покидать этот гостеприимный город…

Второй день для всех меломанов Архангельска определенно запомнится как день, когда из небытия возродилась культовая команда из 90-х, участники самого первого «Беломор-Буги», группа Low Amo.

Или L.O.W.A.M.O., как было высвечено за спинами музыкантов за сценой. Их было всего двое – клавишник и поющий басист/оператор ноутбука, и извлекаемые ими звуки за неимением более точного аналога можно охарактеризовать как некий домотканый «Депешмод». Как с таким репертуаром можно было стать культом, не совсем ясно, но, наверное, в 90-х они играли что-то другое… Словом, Low Amo так и остались в эти два дня единственным «орешком», который раскусить не получилось.

А завершился фестиваль под звуки modern metal группы из Бельгии Off the Cross. Завершающая небольшое турне по России (включившем, кстати, и город Владимир), команда задала жару всем выжившим и дождавшимся окончания дня металлистам, к вящей их радости.

«На лицо ужасные, добрые внутри» – так можно сказать про многих участников «Беломор-буги». В этом году самое брутальное организаторы припасли под конец. Бельгия поставляет своих артистов Архангельску по линии международной дружбы, почему фламандская земля родит именно металкор, сказать трудно, но одна подобная группа, Wolves Scream, на «Беломоре» уже играла, и, как говорят, не сильно блеснула. А вот Off the Cross из Антверпена (или «Могучей адской дыры Европы по имени Антверп», — так написали они в пресс-релизе) были хороши – разумеется, в своём стиле и для тех, у кого ещё были силы что-то слушать после шоу Годэна. Вокалист Стевен ван Кромбругген — лысый, с огромной бородищей, в майке Black Flag, прыгучий, громкий и, если приглядеться, совсем не злобный. Ну кто ещё скажет «Спасибо!» со сцены дэтовым гроулом…

Последний аккорд, последний взмах рук, Влад Белобоков и Александр Мезенцев играют прощальные аккорды на укулеле и… фестиваль закончился. Нет, еще будут локальные концерты групп – гостей в клубе «Колесо», но само действо – завершилось.

И коротко про афтепати. Чувствовалось, что после двух дней работы на полную катушку сил для тусовки мало у кого оставалось. И на джем поначалу никто не «раскачивался». Тут Влад Белобоков прибегнул к, судя по всему, испытанному приёму – вышел на сцену сам и начал, как в сказке про белого бычка, петь самые слезливые каверы наиболее занудливым образом, стартовав, кажется, с «Creep» Radiohead. Расчёт на то, что кто-нибудь из музыкантов не выдержит и решит его заменить. Сорвались сначала Hessians – Макфарленд спел «Living After Midnight», потом MyStory с чем-то из HIM, наконец, на сцену снизошёл сам Кристоф Годэн – его джазово-джемовые версии «Smoke on the Water» и «Highway to Hell» были великолепны (хотя Белобоков, который присоединился к последней, ещё не совсем вышел из томйорковского образа).

Фестиваль завершился, и, как и прежде, оставил после себя приятное послевкусие. Ведь 19 и 20 октября в Архангельске имело место музыкальное волшебство. Не верите? Спросите тех, кто там был, причем неважно, музыкантов или слушателей. И если вы не из их числа, значит – ваша судьба решена: 2020 год. Осень. Архангельск. «Беломор-Буги – 27». Если музыка хоть что-то значит в вашей жизни, вы должны быть там.

Ближе к концу фестиваля Влад Белобоков спрашивал у публики, какой из прошлых фестивалей был самым лучшим. Сошлись на 2008-м — тот самый год, когда играли Ambehr, когда аж из Иркутска приехали прогметаллисты Extrovert, когда поразили своим шоу местные панк-фрики «Зловещие кузнецы», а в хедлайнерах были Валерий Гаина и «Небо здесь». И тот год, когда первый раз на «Беломор» выбрались представители «ИнРока», то есть я. Те впечатления не сравнятся ни с чем, но, вспоминая «Беломор-буги-2019», видишь, насколько далеко вперёд шагнул фестиваль. Почти что не было «выстрелов мимо», каждая команда по-своему интересная, все — разные, рекордное число иностранцев, полное отсутствие т.н. «хедлайнеров» и, при такой бескомпромиссной репертуарной политике, вполне достойная посещаемость. Так держать! А даты следующего фестиваля уже известны — 9-10 октября 2020-го, в том же клубе, заявки принимаются.

Владимир МИХАЙЛОВ
Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Владимир Импалер.
Благодарим Александра Мезенцева и всю команду «Беломор-буги» за приглашение и гостеприимство.

Полный альбом с концерта: 

Или https://vk.com/album2483887_268242770 и https://vk.com/album2483887_268253647
Или https://www.facebook.com/v.milovidov/media_set?set=a.2889076537817616&type=3&notif_id=1577704790778301

Общее впечатление

19-20 октября 2019 г.
Архангельск, клуб "М33"
Александр Мезенцев

Владимир Михайлов

Владимир Михайлов