Скотт Горэм (Black Star Riders, Thin Lizzy): Не ради славы
История Thin Lizzy делится на два неравнозначных периода. Первый – когда команда во главе с басистом/вокалистом Филом Лайноттом записала все свои великие хиты и альбомы. Второй – так сказать, пост-существование, когда возглавляемая гитаристом «золотого» состава Скоттом Горэмом группа ничего не записывала, а только исполняла «живьем» свои хиты в память Фила и на радость публике.
В команде у Скотта играли ветераны разных составов «Лиззи» – гитарист Джон Сайкс, клавишник Даррен Уортон, барабанщик Брайан Дауни, а также маститый басист Марко Мендоза (экс-Whitesnake) и сменивший Брайана еще один «снейковец» Томми Олдридж. Просуществовав так лет 12, группа вошла в полосу перемен, да таких, что Горэм в результате остался вообще единственным ветераном в составе «новых» Lizzy. Люди же, которых он пригласил на подмогу, пришли из таких, прямо скажем, неожиданных коллективов, как Megadeth, The Almighty и Alice Cooper Band. Но вместо окончательного заката трибьют-группы случилось… удивительное творческое возвращение. Голос вокалиста Рика Уорвика (как и Фил, он – ирландец) отлично подошел под манеру Лайнотта, второй гитарист Дэймон Джонсон помог Горэму воссоздать «лиззиевские» сдвоенные гитарные партии, а главное – в музыкантах вдруг проснулась тяга к творчеству!
Совместными усилиями («майку лидера» надо отдать Уорвику, который написал все тексты) «Thin Lizzy двухтысячных» сочинили новый студийный альбом и, прямо в процессе записи, внезапно осознали, что не хотят выпускать его под раскрученным названием. Новое – Black Star Riders – придумал тот же Уорвик, впечатленный фильмами о британских летчиках времен Второй Мировой. Конечно, определенное влияние на смену вывески оказали и уход барабанщика Брайана Дауни, единственного, кто играл еще в первом составе, и перспектива возражений со стороны наследников Лайнотта. Возможно, Скотт Горэм и компания просто решили не испытывать судьбу, но даже в этом случае их поступок по нынешним временам – редкий, а то и уникальный. Естественно, наш разговор по поводу нового альбома Black Star Riders «All The Hell Breaks Loose» начался с вопроса о названии.
Скотт, есть две важные новости о вас и о вашей группе. Первая – вы записали новый альбом, вторая – вы решили выпустить его под новым именем. И два вопроса: почему?
Почему мы его решили записать? Как ты знаешь, я даю много интервью. И в каждом из них журналисты одним из первых вопросов спрашивали меня: «Когда же – новый альбом?» И, наконец, примерно год назад, мы собрались все вместе и решили его всё-таки сделать. У каждого накопился материал… У нас было три месяца на сочинение, и после этих месяцев мы почувствовали, что выпускать материал под именем Thin Lizzy будет не очень хорошо. Потому что там не будет нашего друга и партнера Фила Лайнотта. А всё, что мы выпускали как Thin Lizzy, было с участием Фила. (Видимо, Скотт не учитывает концертные записи пост-лайноттовской группы, – прим. ред.)
У меня было странное ощущение – чувство вины, неловкости, и я отправился к барабанщику Брайану Дауни за советом. Он ответил мне: «Знаешь, я то же самое чувствую». Мы рассказали об этом Дэймону Джонсону, гитаристу, и Рику Уорвику, певцу, и они тоже с нами согласились. Итак, все четверо, не сговариваясь, подумали одно и то же – что не стоит выпускать диск как Thin Lizzy. Но песни-то уже были придуманы, целых 13 вещей, и выпустить их очень хотелось. Мы посовещались с менеджментом: «Что вы думаете, если вся эта музыка будет издана под каким-то новым названием?» Я помню момент, это было в турне с Kiss в Австралии [в марте 2013 года], когда мы после одного из последних концертов отметили на календаре день и написали, что это последнее шоу Thin Lizzy, а завтра будет уже выступление новой команды. Вот как всё и случилось.
Однако вы не полностью отринули старое название. У вас в расписании есть концерты, обозначенные как Thin Lizzy, а есть – как… (пауза…)
…Black Star Riders.
О да. Извините. Я чуть было не сказал Black Country Communion.
(Смеется.) Не говори так, приятель! Знаешь, Владимир, многие решили, что мы сумасшедшие. Ведь дела у нас в Thin Lizzy набирали ход, были и полные залы, и полностью аншлаговые турне. Неужели мы сможем отказаться от имени, которое нам всё это обеспечивает? Но мы сделали это – из уважения к моему другу… всеобщему другу – Филу Лайнотту. Вот и вся причина.
А почему Брайан Дауни не принял участие в записи альбома? Участвовал ли он в работе над материалом?
Он был с нами на первых стадиях подготовки альбома, когда мы начинали работать над песнями вместе. Уже тогда он понял, что ему придется испытать – предстояла огромная работа по промоушену, месяц за месяцем на гастролях… И он сказал: «Ребята, я вас люблю и музыку тоже, но я соскучился по дому. По дочери, по жене, по родному Дублину… Ребята, вы не против, если на этот раз я отойду в сторону?» Ну, хорошо, давай. У нас всё-таки не тюрьма. Если кого-то тянет домой – хорошо… Та же история была и с Дарреном Уортоном (экс-клавишником группы, – прим. ред.) – с некоторыми особенностями, потому что он был еще и режиссером фильма, и его съемка застряла на три четверти, потому что мы постоянно были на гастролях. Плюс у Даррена есть своя команда Dare, в которой ему тоже хотелось доделать альбом. Так что у него были и другие причины, кроме тоски по дому. Но и в том, и другом случае мы расстались с легким сердцем. Никто не старался отдавить друг другу ноги, не плакал и не орал друг на друга. Не можешь быть с нами? Ладно… А мы продолжаем!
Но эти ребята не уходят насовсем. Мы будем давать концерты и как Thin Lizzy – гораздо реже, в новых для себя странах, по особым случаям. И тогда они вернутся в состав.
Я думаю, что Black Star Riders – ура, я это смог произнести! – это настоящая супергруппа. В нее вошли музыканты, известные по Thin Lizzy, Whitesnake, Almighty, Megadeth, группе Элиса Купера… Расскажите, как сформировался этот состав, что вы нашли в новых музыкантах особенно «тинлиззиевского»?
Я боюсь, что слово «супергруппа» ассоциируется у людей с недолговечностью. Множество раз, когда известные музыканты собирали «супергруппу», она разваливалась после первого же альбома. У нас всё по-другому. Мы хотим продолжать и продолжать, хотим записать как минимум два-три альбома, чтобы гастролировать с этой музыкой по всему миру…
А как я нашел музыкантов для группы? Ну, три из четырех уже были в Thin Lizzy. Что касается Джимми ДеГрассо, он музыкант другого плана. Когда Брайан Дауни ушел, я сказал остальным: «У нас проблема! Нам надо найти барабанщика, который соответствовал бы уровню Брайана!» И Дэймон тут же ответил: «Я знаю человека, который отлично подойдет. Играл с ним два года у Элиса Купера…» К сожалению, когда я был на концерте Элиса, то я не сильно прислушивался к барабанщику – всё мое внимание было сосредоточено на Дэймоне, которого я как раз замышлял у Купера украсть. (Смеется.) Но один из наших менеджеров, который в прошлом поигрывал на барабанах, сказал, что Джимми отлично нам подойдет, это подтвердил и Марко Мендоза, которой несколько раз играл с ним. А раз мои друзья, которым доверяю как себе, так его рекомендуют, оставалось только попросить Дэймона связаться с Джимми и сказать, что его ждет место в Black Star Riders. И, разумеется, ДеГрассо просто подпрыгнул от радости, узнав, где ему предстоит играть.
Думаю, он недолго сомневался…
Что там! Дэймон ему и раньше рассказывал о наших делах, и Джимми признавался, что мечтал бы поиграть с нами. «Играть в Thin Lizzy – это моя мечта. Да и если вы что-нибудь другое задумаете, не стесняйтесь и сразу звоните мне!» – так он ему отвечал. Так что выбор был очень легким.
Как шла работа над новыми песнями? Сочинялись ли они прямо сейчас, в студии, или это какие-то старые запасы?
Ну, в основном всё было придумано в этом году. Трудности групп вроде нашей в том, что мы все живем в разных краях и собираемся только ради турне… И вот мы оказались в студии, и я сказал: «Ребята, давайте работать над музыкой!» А Дэймон с Рики признались, что, не ставя меня в известность, они уже начали сочинять и написали целых две песни. Я сказал: «Молодцы! Мне даже не пришлось вас просить!» Словом, у нас уже был трамплин для прыжка, и эти две вещи помогли нам двигаться дальше, придали сочинительского азарта.
Много лет вы провели на гастролях, играя песни Thin Lizzy, и, думаю, все музыканты при этом находились в эдаком «тинлиззиевском режиме». Работая над новым диском, вы по-прежнему были в «режиме Thin Lizzy» или дали себе полную творческую свободу?
Э, я понимаю, к чему ты клонишь… В самом начале, когда мы только начали сочинять музыку, мы еще были Thin Lizzy и мыслили в стиле этой группы. Первые песни три, наверное, мы сделали, предполагая, что это будет «Лиззи». А от четвертой и дальше – это уже был материал Black Star Riders, и мы перешли в «режим Black Star Riders». Но ты прав – как только мы решили сменить название, это раскрепостило нас, дало всем право быть самими собой. Мы могли выбирать любое направление – правее, левее, могли попробовать необычные (для «Лиззи») аранжировки и инструменты. Словом, свободы стало больше, и мы искали свой собственный пусть.
Но, при всём при этом, новая запись всё равно будет звучать во многом как Thin Lizzy. Просто потому, что мы – участники этой группы. Я играл в ней с 1974 года, и, разумеется, вносил свой вклад в ее звучание… Рики [Уорвик] поет «лиззиевкий» материал уже целых три года, и песни уже понемногу проникли в его ДНК. То же можно сказать про Дэймона и остальных. И теперь, изменив имя, изменив «эго» группы, мы не заставляли себя играть иначе. Музыкант остается самим собой, где бы он ни играл. Просто теперь мы можем не ограничивать себя в поисках.
Лично я думаю, что гораздо лучше, если альбом группы с незнакомым названием будет звучать как Thin Lizzy, чем если альбом группы Thin Lizzy будет звучать как нечто иное.
Точно! Спасибо тебе.
Продюсером альбома стал Кевин Ширли. Насколько существенный вклад он внес в его создание?
Мы выбрали Кевина по двум причинам. Первая – мы слышали его записи с другими группами. Одни, конечно, лучше, другие – хуже, но в среднем у Кевина всегда есть свой, очень удачный звук, который нам всем нравится. Вторая причина – мы знали, что времени у нас в студии будет совсем немного. Признаюсь, поначалу я и не представлял, в какие жесткие рамки мы поставлены – в итоге мы записали 12 треков за 12 дней! Не думаю, что кто-либо из нас раньше работал в такой спешке. Самый-самый минимум для меня – это четыре недели на альбом. Но 12 дней! Скажем, в понедельник утром мы начинали записывать трек 1 и к вечеру его заканчивали, чтобы во вторник уже взяться за трек 2. Рики спел все свои вокальные партии одновременно с инструментальными дорожками. Единственное, что мы потом дозаписали – подпевки и некоторые гитарные «гармонии».
Мы знали, что Кевин умеет отлично работать в таком напряженном режиме.
Третий и главный повод позвать Кевина Ширли – услышав наши демо, он сам позвонил нашему менеджеру и сказал, что очень хочет с нами сотрудничать. Когда узнаёшь, что продюсер звонит и говорит о том, какое впечатление на него произвел материал и как он мечтает над ним поработать, то и думать больше не о чем. (Улыбается.)
Нацеливались ли вы на какой-то определенный саунд – будь то звучание какого-либо из прежних альбомов Thin Lizzy или же другие работы Кевина Ширли?
Знаешь, нет. Вся наша «философия»: Джимми ДеГрассо наносит первый удар, все остальные – за ним, и… там видно будет. Раз уж мы взяли другое название, чтобы быть оригинальными, зачем нам копировать чье-то звучание? Даже звучание альбомов «старых» Thin Lizzy. Это означало бы обманывать фэнов, да и всё равно никому так не угодишь. Всё, что мы делали – это подключали инструменты, начинали играть и смотрели, что получилось. Не было никаких обдумываний, «медитаций» в процессе. Мы просто дали песням шанс быть собой.
У вас есть видеодневники на сайте, и там упоминались интересные студийные гости, например, исполнители на ирландских народных инструментах. Расскажите о них!
Сейчас… На диске есть одна очень ирландская по духу вещь – «Kingdom Of The Lost». Кевин Ширли предложил позвать для ее записи своего знакомого, очень известного ирландского студийного музыканта из Лос-Анджелеса. Парень послушал вещь пару раз, выучил рифф, предложил свой вариант интро, а затем сыграл в нём на волынках и на ирландском барабане. Каждый раз, переслушивая альбом, я наслаждаюсь этим вступлением. Отлично сработано!
Как его зовут?
Знаешь, у меня и буклета-то нет перед глазами. (Смеется.) До сих единственное, что мне досталось – CD с «водяными знаками». Но загляни на сайт, там его имя должно быть. (Его зовут Патрик Д’Арси, – прим. ред.)
Интересно, а использовали ли вы какие-то ирландские народные мелодии?
«Kingdom Of The Lost» – это вещь в ирландском духе, но как такового фольклора у нас нет. Мы сами всё сочинили. Естественно, мы за свою жизнь и карьеру наслушались много ирландской музыки, и в этой вещи мы просто следовали традициям, старались передать определенное «ирландское» настроение. Ведь с этой музыкой всё просто – если ты чувствуешь, что она ирландская, значит, она ирландская.
Следующий вопрос немного общего характера. Вы сейчас в группе – единственный ветеран состава, человек, на котором всё держится в пост-лайноттовских Thin Lizzy. За время реюниона вы, должно быть, наслушались и благодарностей, и слов критики в свой адрес. Как вы воспринимаете критику, что дает вам мотивацию продолжать?
Знаешь, Владимир, в нашем бизнесе, если не умеешь воспринимать критику, лучше вообще не начинать. Он может быть очень груб, даже жесток. Нельзя сделать так, чтобы тебя любили все и всегда. Просто мир иначе устроен. Нужно принимать хорошее вместе с плохим. Хотя мы в группе за последние пару лет, к счастью, слышали не так уж много плохого, поэтому нам не стоит жаловаться на критику. С другой стороны, когда люди начинают хлопать тебя по плечу и говорить, какой ты замечательный, это тоже стоит воспринимать спокойно. Не думать, что ты – избранный, обладающий даром свыше. В нашем бизнесе надо обладать надежным килем, уметь держать равновесие. Слишком накренишься на одну сторону – и сам опозоришься, и люди затопчут тебя ногами. (Смеется.)
А, кстати, что за критика? Какие именно упреки ты слышал в наш адрес?
Ну, вы их уже сто раз и до меня слышали. Что вы – ностальгическая группа, что вы эксплуатируете старое наследие, словом, всё, что вам, только что записавшим новый альбом, будет вряд ли приятно слышать.
Понял. Ну, как я уже говорил, всем не угодишь. Какое-то время нас очень жестко ругали люди из числа заядлых фэнов Лайнотта. У них был даже девиз такой: «No Phil, no Lizzy» («Без Фила нет Lizzy»). Но сейчас, если посмотреть на сайт, почитать наш твиттер, то можно видеть, как один парень выскакивает и пишет что-то в этом роде, а затем на него набрасывается целый десяток и разносит его в пух и прах. Большинство понимает, ради чего мы занимаемся своим делом. Мы стараемся отдать дань уважения нашему другу Филу Лайнотту, сделать так, чтобы его музыка жила. Общий процент недоброжелателей очень мал, в нашем австралийском турне мы о критике почти и забыли. И я даже удивился, услышав снова этот вопрос.
Извините.
Да нет, всё в порядке. За долгие годы я свыкся с такими вещами и научился их спокойно воспринимать.
Был в истории пост-лайноттовских Thin Lizzy момент, когда вам пришлось воссоздать группу практически с нуля после ухода Джона Сайкса. Почему это случалось?
Кстати, именно тогда, в эру Сайкса, может быть, и возникла вся эта критика. Дело в том, что Сайкс в группе стремился к хэви-металу. Он уводил Thin Lizzy от того, чем команда была на самом деле – хард-рока с элементами ирландского фолка, от стиля классических альбомов типа «Jailbreak» и «Black Rose». Мы делали упор на вещи с альбома «Thunder And Lightning», наверное, самого «не-лиззиевского» из всех. Поэтому нас и ругали фэны. А когда я начал всё заново, с Рики и, поначалу, с Вивианом Кэмпбеллом из Def Leppard, люди полюбили этот состав! Они услышали, что мы вернулись к сути нашей музыки.
Так или иначе, надеюсь, что новый альбом убедит и самых больших скептиков.
Да, я тоже надеюсь! Новый альбом хорошо показывает, кто мы такие, почему мы этим занимаемся, и любой человек, открытый для восприятия, его оценит и полюбит.
Напоследок вопрос, который давно меня занимал… Я слышал, что когда-то, лет семь назад, вы играли в России на одном малоизвестном фестивале. Правда ли это?
(Смеется.) Правда. Хотя я не знаю, что в итоге из этого выступления получилось. Мы побывали в Санкт-Петербурге, это был наша первая поездка в Россию, мы очень обрадовались возможности к вам приехать. Но никто не мог понять, что это будет за концерт. Да я и до сих пор ничего не понял! (Смеется.) Могу предполагать, что это были съемки какого-то телевизионного шоу вроде «Russia’s Got Talent» (по типу «America’s Got Talent»), что-то тинейджерское. Вам виднее! Но я помню, что публики в зале почти не было, а те, кто был, понятия не имели, кто мы такие. И после этой поездки мы не получили никаких откликов из России. Что же случилось – неужто русским не понравилась наша музыка? Мы так и не узнали. Может, ты знаешь, что это было?
Думаю, это был не совсем «конкурс талантов», а скорее юбилейный концерт одной русской группы, которая позвала массу зарубежных гостей. Я был на аналогичном концерте в Москве, там играли несколько коллективов, причем большинство – под фонограмму!
Точно. Тогда в Петербурге было то же самое. Большинство команд только изображали игру, а мы играли «живьем».
Вы отважные люди! А Кен Хенсли и Гленн Хьюз играли тогда под «фанеру».
Неужто? Ну и ну.
Но самое смешное было, когда Nazareth вышли на сцену и на их песне запись просто заело. Представьте себе их лица!
(Хохочет.) Бедняги! Вот почему мы всегда играем «живьем». Техника может подвести, неважно, кассета это или компьютер.
Я очень рассчитываю, что вы приедете в Россию с концертами – конечно же, настоящими!
Black Star Riders будут счастливы приехать в Россию. Гораздо лучше будет сыграть пару настоящих концертов вместо этого странного выступления на ТВ. Увидеть русских людей, выступить перед ними – что может быть лучше!
Надеюсь увидеть вас тогда!
Спасибо! Было интересно пообщаться! Если мы доедем до России, с меня – выпивка!
(Опубликовано в InRock#59).
Владимир ИМПАЛЕР
Благодарим Максима Былкина («Союз Music») за организацию интервью и предоставленные фото.