«Мещера» и Mjød: Зимний хлад и летний мёд
Московская презентация альбома «Мещеры», нового проекта с участием вокалистки Александры Сидоровой, собрала полный «Гластонберри паб», притом что это середина лета, не самое удачное для клубных выступлений время. У «Мещеры» уже был один концерт, на фолк-сцене фестиваля «Зимний мор», но с тех пор группа успела выпустить полноформатный альбом, публика – разучила и полюбила песни с него, так что именно сейчас группа получила возможность раскрыться на 100%, показать во всём блеске и свою музыку, и своё шоу. Забегая вперёд – это удалось.
Организатором концерта была компания Delta Mekong Concerts, хорошо знакомая по бесчисленному множеству «привозов» западных метал-звёзд первой величины. В нынешней, так сказать, ситуации привозить стало некого, но совсем опускать руки промоутеры тоже не хотели, благо и на отечественной сцене есть немало команд крепко сыгранных, самобытных, которых не стыдно позвать. Например, Psylocibe Larvae, «Яkорь» и «Во скорбях» на январском DepressiveFest, о котором мы писали. Можно даже сказать, что нынешний «железный занавес наизнанку» открыл артистам новые двери. Долгое время они набирались опыта, технические возможности сравнялись уже давно, но обилие западных гастролёров не давало им иных шансов, кроме как сыграть на разогреве, а это так себе шансы… Конечно, это касается нишевых групп, а не мегазвёзд с давней историей типа «Арии» – у них и так всё в порядке. Но даже те, кто вырос на «русском металле» – встретил в клубе таких суперактивных друзей-меломанов – говорят, что каждую неделю что-то интересное, билеты «не кусаются», в общем, концертная жизнь прямо-таки расцвела. (Если интересно, загляните в группу «Вконтакте» «Железная Галка» – там есть и видео с «Мещеры», и интересные короткие отчёты с других концертов).
Всё это видно по группе разогрева, москвичам Mjød. Даже слово «разогрев» тут не очень подходит: разве только барабанщик сидел сбоку и сцены было отведено чуть меньше, а по длине сета и, главное, по реакции публики это были совершенно равноправные участники. Группу собрал в 2015 году гитарист/вокалист Дмитрий Луцковский под ником Jørðleifr. Сейчас с ним вместе играют Евгений Абаимов (ударные), Илья Рачицкий (гитара) и Евгений Пшесмыцкий (бас). В записях участвовала также Алёна «Ranðgrið» Фомина на волынке и прочих духовых, но, похоже, сейчас группа от этих инструментов отказалась и играет просто жесткий мелодичный блэк-дэт, он же викинг-метал, самым очевидным ориентиром для которого будет Amon Amarth. Тексты песен в основном русские, хотя разборчивости не хватает, и понять, о чём речь, можно лишь по названиям в сет-листе: это паганизм нордического толка, с отсылкой к древним богам викингов и их подвигам. Само название Mjød означаёт «мёд сказителей» – легендарный напиток, который вдохновлял скальдов на их творчество.
(Вспоминаются мои муки по вёрстке печатной версии журнала – в основном шрифте «скандинавских» букв не было, приходилось искажаться, и если норвежское перечеркнутое «ø» легко делалось из обычной «о» и слэша, то исландское зубное «ð» собрать просто не из чего! А ведь оно ещё и не читается… Хорошо, что сейчас можно просто нажать Cltr-C, Ctrl-V и забыть).
Из сетевых интервью можно узнать, что Дмитрий Луцковский до поры и не помышлял о викинг-метале, а занимался тем, что делал террариумы для животных, а потом стало скучно, увлёкся Wardruna, фильмами и книгами о викингах, купил гитару и… Результат впечатляет! Четыре альбома, последний из которых, «Invisible Forest», вышел в прошлом году; песни группы вошли в подборки «Яндекс.музыки» (мощнейший приток фэнов), и хотя с западной аудиторией стало сложнее, в родных краях группу знают и любят. На одной из песен на сцену вышел собрат по жанру – Павел Яромир из подмосковной пэгэн-блэк-метал-группы «Крада». («Вот этот лысенький на вокале – просто топчик!» – сказал какой-то фэн другому, выходя из зала в перерыве). Имидж у Яромира, в отличие от хайрастых участников «Мёда», классически-родноверский – пронзительный взгляд, стрижка наголо, татуировки… Дуэт и впрямь мощнейший.
Сет-лист группы Mjød: Шёпот последней зимы, Stardust Mead, Growing Owls, Безвозмездная кара, The Several Pieces of Dawn, Мертвецы чувствуют голод, Screaming Stones, Death. Бис: Гибель Богов.
Короткая пересменка, и из динамиков звучит интро, а в сине-зеленом свете софитов видны три микрофонные стойки, на каждой – чьи-то рога и череп. Допустим, оленьи. Думается, прокатная контора, которая первой догадается предлагать неофолк-группам не только звук и свет, но и стойки с рогами, могла бы неплохо заработать. Да и оленей бы сберегли… Хотя, скорее всего, эти животные ушли из жизни естественным образом – современные экстрим-металлисты придерживаются экологической осознанности.
И не чураются современных технических средств. Прямо перед черепом прикреплён мобильный телефон. Вокалистка Александра Сидорова зачитывает с него межпесенные обращения к публике. Да и для песен порой неплохо иметь подсказку. Вот вы бы смогли спеть без запинки, скажем, вот такое: «И вепрем убегая / От диких стай седых волков / Я с Навью воспылаю / Словно в рунах вещих снов». И не перепутать вепря с волком, Навь с Правью и так далее. Конечно, смотрелось круче, если бы перед ней в качестве шпаргалки было бы какое-нибудь влескниго из дубовых щепочек. Но это и не нужно. «Мещера» – явление из области синтетики, а не аутентики. Но в поисках новой, «незатёртой» ещё идентичности Александра и компания сделали интересный выбор. Никто не знает и не может знать, как выглядели настоящие представители племени мещера и какую музыку они играли. Раскрашивали ли они лицо гримом, носили ли их мужчины такие же кожаные, похожие на кольчуги балахоны, а женщины – летящие чёрные накидки и монисто на шее, красили ли они подбородки углём, и так далее, и так далее. Про музыку, конечно, можно гадать – это могла быть смесь восточнославянского и угро-финского фольклора, мы ведь знаем, что поют финны, удмурты, народы коми… И в голосе Александры проскакивают то русские народные интонации («наша воля вольная / наша доля скорбная» в песне «Вечность белых январей»), то более северные, что ли, напевы «хей-я, хей-я», есть, хоть и очень редко, оперные вокализы (в «Неведомых топях»). Но основа всё-таки строится на рок-вокале с элементами скрима. Он больше напоминает альтерно-метал-команды типа «Слот», и, на мой взгляд, немного не вяжется с музыкой – он слишком под контролем, нет в нём нужной «дикой» лесной атмосферы. Иногда поёт (скримит) и гитарист Дмитрий Кокарев, в дуэте и противопоставлении (чистый – скрим) их голоса звучат интереснее.
«Мы привезли с собой частичку болот и лесов в этот знойный летний день. Годы сменяют друг друга, а время меняет нас…» – говорит Александра после первой пары песен. Начали концерт с открывающей альбом песни «Чёрный туман», и дальше строго по порядку и прозвучали все песни с него – материал весь сильный, ровный, пожалуй, даже не хватало каких-то резких контрастов и кульминационных моментов. Хотя, наверное, таким была заглавная вещь «Мещера», гимн группе и всему ушедшему племени, каким они его представляют (судя по произношению на концерте, она всё-таки через «е», а не «ё», буду исправлять в интервью).
Интересно посмотреть на музыкальную эволюцию Александры Сидоровой. На московской метал-сцене это одно из самых ярких новых имён. У неё есть и сильный голос, и профессиональная выучка, и понимание, что с этим голосом делать. Дирижёр-хоровик с дипломом Московской консерватории – это вам не очередная «тарья из подвала». Сидорова успела и поучаствовать в симфо-метал-проектах, и поэкспериментировать с фолк-металом в проекте Smorodina Reka (где ещё услышишь, как в одном треке смешивают «Полюшко-поле» и «Песнь Сольвейг»!), и выпустить несколько альбомов убийственного лубок-метала с проектом Zmey Gorynych. А в её списке гостевых участий – больше 50 названий! И вот теперь «Мещера» – ещё одна маска или, наконец – истинное «я»? А может, и не надо искать его везде, это «я» – всё же не авторская песня, а неофолк, где автор имеет полное право и даже обязан раствориться в чём-то исконном, том, что было до начала времён…
Тут, кстати, снова возникает вопрос о музыке. Хорошо, допустим, Левше (Lefthander) с его проектами на тему доколумбовой Америки и Древнего Египта. Никто не знает, какая была музыка у древних египтян, играй что угодно! В случае с мещерой всё-таки всё было не так давно, и в наших краях, так что, если припасть ухом к земле, как герои былин, может, ещё можно что-то подслушать? Или, может, надо тщательно изучать записи фольклорных экспедиций? Правда, вспоминается байка о фольклористах, которые отправились в деревню, в которой уже появилось радио, и тамошние старожилы вместо обрядовых песен напели им хиты Аллы Пугачёвой… В творчестве «Мещеры» тоже, честно говоря, много если не от Пугачёвой, то от, допустим, позднего Nighwish, когда от пауэр-метала Туомас Холопайнен перешёл к поискам на стыке симфо-метала, киномузыки и фолк-рока. Только с добавкой скрима и бластбитов. Буквально на днях «Мещера» опубликовала инструментальную версию дебютного альбома – в нём таких ассоциаций ещё больше. Скажем, оркестровки в концовке «Тьмою седых ночей» ассоциируются не с дикими тёмными лесами, а с пиратско-карибскими просторами…
Но это в записи. А живьём звучание «Мещеры» показалось заметно более жёстким и экстремальным. Аутентичные инструменты, все эти варганы и тальхарпы, звучащие в записи, отступили на второй план, жёсткие ритм-гитары и виртуозные соло, напротив, набрали веса. Конечно, было бы интересно, если бы Александра Сидорова, скажем, вышла бы на сцену с бубном в руках, а гитарист Дмитрий Кокарев – с тальхарпой, о которой так интересно рассказывал в интервью, но бывают случаи, когда лучшее – враг хорошего. Представьте только, что вся инструментальная часть группы находится в Рязани, а певица – в Москве, при этом они ещё как-то репетируют и успевают подготовить почти часовую программу! Подвиг. Да и групп, где у микрофона вокалистка с бубном в руках, и без того хватает.
«Вы лучшие!» – кричали фанаты в толпе под конец. Группу сразу не хотели отпускать. Но что делать, песен ведь других нет? И «Мещера» повторили на бис уже звучавшую в начале концерта вещь «Зимним хладом». «Честно скажу, мы не ожидали, – растроганно сказала певица под конец. – Для нас, как и для вас, проект «Мещера» – это часть души, я надеюсь. Всё для вас, друзья!»
Сет-лист группы «Мещёра»: Чёрный туман, Жатва, Вечность белых январей, Зимним хладом, Взор Безликих, Страж сосновых чащоб, Мещера, Сказки чёрных лесов, В неведомых топях, Тьмою седых ночей. Бис: Зимним хладом.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Наталья Бондарева и Владимир Импалер
Благодарим Владимира Доронина (Delta Mekong Concerts) за аккредитацию.
Все фото:
"Мещера" и Mjod в "Гластонберри" - 2
Москва, клуб "Гластонберри паб", 23.06.2023. Фото - Владимир Импалер....
"Мещера" и Mjod в "Гластонберри"
Москва, клуб "Гластонберри паб", 23.06.2023. Фото - Наталья Бондарева....
или https://vk.com/album2483887_292877926 и https://vk.com/album-2548741_294294025