DepressiveFest’2023: Ритуал для растерзанных душ
Январь 21, 2023
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

DepressiveFest’2023: Ритуал для растерзанных душ

В воскресенье в московском клубе «Гластонберри Паб» прошёл DepressiveFest’2023. Фестиваль этот с 2012 года устраивает команда организаторов Delta Mekong Concerts. В светлом доковидном прошлом он был международным, приезжали такие известные команды, как Avatarium, Ahab, Jess and the Ancient Ones… А теперь встал вопрос – делать ли его вообще, если участвовать могут только команды из России? Организаторы решили – делать! И спасибо им за это…

Конечно, масштаб события уменьшился, несколько сузился стилевой размах (раньше на «Депрессивфесте» можно было услышать и психоделический рок, и фьюнерал-дум, и атмосферик-блэк), а вот уровень музыки остался таким же высоким. Каждая команда – культ, у каждой – своё лицо. «Во Скорбях» из Рыбинска играют фьюнерал-дум по-русски, основанный на древних погребальных плачах, Psilocybe Larvae из Петербурга начинали больше 20 лет назад с дум-дэта образца Opeth, и с тех пор держат марку и более-менее верны стилю, относительно молодые «Яkорь» из Поморья (город Онега) следуют курсом Kypck и «классических» Paradise Lost, с текстами о Русском Севере и нашей истории.

Честь открытия дум-металлического ритуала досталась группе «Во Скорбях». Из немногочисленных интервью в сети можно узнать, что ударение в этом названии следует ставить на букве «о», подобно названию православной иконы «Во скорбех и печалех утешение», но к церковной тематике творчество коллектива из Рыбинска отношения не имеет. Скорее, глядя на имена музыкантов, записывавших дебютный и единственный альбом в 2007 году – Яромир, Родослав, Пустосвят, Морок, и их коллективов Bog-Morok, «Шексна», «Опричь», Babooshka, «Смута» – можно догадаться, что они из родноверов. Но и язычество если и проявляется в творчестве группы, то очень подспудно. Дело в том, что за текстовую основу «Во скорбях» взяли аутентичные погребальные плачи, результаты исследований фольклористов из соответствующих сборников. Считается, они восходят ещё к дохристианской эпохе, но прямых отсылок к древним божествам там нет. Зато есть высокая поэзия, которую музыканты смогли не опошлить своим вторжением, как часто бывает в рок- и поп-обработках фольклора, а, наоборот, усилить и подчеркнуть тяжёлым саундом и риффами в духе классики дум-метала (скажем, Candlemass). Используются и народные лады, возможно, что-то из аутентичных фольклорных мелодий. Типов голосов три – чистый женский, чистый мужской вокал/декламация и гроул, к двум гитарам и басу добавляются клавишные, шумовые эффекты и народные духовые (на концерте они были в записи).

Тексты собрал вокалист Яромир, историк по образованию. Основу дебютного альбома составляют три плача семьи о своём отце. В «Несчастие» они горюют о том, что его не стало, в «Сиротах» оплакивают уже свою печальную участь. А самая сильная вещь, «Батюшка» в двух частях по 10 минут каждая, – это мольба к силам природы и потустороннего мира вернуть отца, открыть ему лестницу, ведущую из того света в наш, и ожидание встречи, и понимание её невозможности. «Не растёт да мурава-трава / Из-под снегу, снегу белого. / А с того да со светушку / Не выходят-то выходцы, / Ни выносят ни весточек, / Ни письма, да и ни грамотки, / Да и ни челобитьица…»

Дебютный альбом произвёл в своём кругу сенсацию – синтез дум-метала с русским фольклором оказался чем-то невиданным. Из студийного эксперимента «Во Скорбех» стал концертирующим составом. Но это продолжалось недолго – после трёх концертов музыканты решили сосредоточиться на новом альбоме, а потом и вовсе свернули проект. Мол, отвлекают основные проекты, и нет полной самоотдачи всех участников, а делать такую музыку силами сессионщиков немыслимо. В какой-то степени продолжением «Во Скорбех» стал коллектив «Шексна» (представьте себе фолк-метал с вокалом а-ля Егор Летов!), но эта история казалась навсегда закрытой…

До тех пор, пока лейбл Wroth Emitter не предложил выпустить альбом на виниле. Собравшись, чтобы подготовить переиздание, музыканты поняли, что у них снова есть силы и желание работать вместе. «Спустя 12 лет, видимо, прошёл какой-то срок, когда невозможность продолжать отпустила, мы посмотрели на всё это свежим взглядом и поняли, что попробуем продолжить с того места, где остановились тогда», – прокомментировал Яромир в соцсетях. А в 2021 году летний фестиваль Metal Over Russia позвал группу на одну из сцен. Правда, в обоих случаях «Во Скорбех» ожидало невезение – винил оказался бракованным («зарезаны» высокие частоты), а фестиваль дважды отменялся из-за ковида и других причин. Но главное уже случилось – команда собралась снова, дала несколько концертов и набрала отличную форму к «Депрессив фесту».

Состав несколько изменился – к основателям, автору идеи Дмитрию «Яромиру» Груздеву (вокал, и чистый, и гроул) и Илье «Мороку» (гитара) прибавились Дмитрий Терёхин (гитара), Елена Колесникова (вокал), Глеб Щелин (бас-гитара) и Владимир Чеповский (ударные). Живьём команда выглядит внушительно и степенно, певец и певица в центре на авансцене почти неподвижны, подчеркивая эмоции только жестами и взглядами, за ними в полутьме – остальные музыканты. На сцене словно разворачивается некий ритуал, пусть и непохожий на погребальные плачи, но являющийся их неким слепком или отражением. И зрители в зале так же безмолвно наблюдают – соучаствуют в этом ритуале.

Прозвучал почти весь материал альбома в том же самом порядке, за исключением финальной песни «Ох Матушка, тошно мне…», электронной обработки аутентичного погребального плача, но такое вряд ли можно представить живьём. Группа завершила концерт другим своим треком, «Прощание», незаписанным, но который был в репертуаре до распада. Насколько я понял (гроул-вокал не всегда можно различить), это рекрутская песня, часть цикла, который «Во Скорбях» готовила для следующего альбома, посвящённого войне и взаимоотношениям с ней.

«Я ждал этого 15 лет, и мои ожидания были превзойдены, опасения развеяны, а душа растерзана», – пишет «Вконтакте» один из посетителей концерта. Другой жалуется, что не прозвучало «то самое слово» в конце композиции «Батюшка, ч. 2»… В сети есть несколько неплохих видеозаписей, так что и те, кто не попал на фестиваль, могут составить своё впечатление о группе. Ждём продолжения…

Сет-лист «Во Скорбях»: Несчастие, Сироты, Батюшка ч. 1, Батюшка ч. 2, Прощание.

Если «Во Скорбях» – это культовая «группа одного альбома», то второй номер программы, то Psilocybe Larvae – коллектив с большой историей и дискографией. На фестивале им сыграть сам бог велел – даже на баннере у них написано «Маниакально-депрессивная группа»! Первое демо она, тогда ещё базировавшаяся в Выборге и названная в честь строчки из песни Tiamat «Whatever that Hurts», выпустила в 1996 году, в 2000-м свет увидел дебютный альбом «Stigmata». Для многих, как и для меня, он стал культом, своего рода потерянным шедевром для тех, кто любит Opeth – самый старый, ещё времён работы с Дэном Свано. Разве что побыстрее, с симфо-блэковыми влияниями и соответствующим вокалом. Но до чего красиво! Впрочем, говорить больше о «Стигмате» смысла нет – с того альбома на концерте ничего не прозвучало, с тех пор вышло ещё четыре диска, а из оригинального состава остался один-единственный участник, гитарист/вокалист Виталий Белобрицкий. Дольше всех из основателей продержался барабанщик Илья «Алан» Пияев, он ещё участвовал в записи самого свежего студийного альбома «Where Silence Dwells» (2021), но и его ещё до выхода диска сменил Александр Яковлев (экс-Misanthrope Count Mercyful). С 2005 года в команде играет басист Алексей Леготин, и в прошлом году присоединился гитарист Антон Вересов. Смены состава, однако, не мешали группе двигаться и расти, объездить пол-Европы с концертами и выпускать стабильно сильные альбомы.

Хотя от дебюта их отделяют световые годы – и в плане саунда, и в плане «взрослости». Совсем исчезли следы блэка, меньше традиционного дум-метала, сильнее черты прог-дэта и прог-метала. Похожий путь прошли их многие старшие западные собратья – от Opeth до Katatonia, с последними сейчас больше всего сравнивают «Псилосайбов», но, на мой взгляд, Katatonia совсем уж ушли от былого дума в надрыв, «эмо» и стену гитарного звука. Наши герои ближе, наверное, к Anathema, но с дэт-составляющей, у них осталась и жесткость, и агрессия, которая вполне сочетается с балладно-психоделическими вставками и чистым вокалом. Самый сильный момент концерта – песня «Sorvali Cemetary» с нового альбома, которую фронтмен посвятил родному Выборгу. Сорвали – это название острова в черте города, на котором расположено заброшенное и частично уничтоженное автодорогой финское кладбище. «Эта песня о неупокоенном духе, который обречен скитаться здесь, о связи времён, о наших ошибках, о безразличии, из-за которого мы теряем нашу историю, память и человеческие ценности», – так описывает эту песню Виталий Белобрицкий в одном из свежих интервью. Живьём пронзительно прозвучало лаконичное, по сути, на одной гитарной ноте, интро/аутро…

Упор в программе группа сделала на свежий релиз – шесть песен, а самой ранней была «Hostile Emptiness» с «Agony» (2003). В отличие от «Во Скорбях», гости из Питера держались на сцене вполне в металлических традициях: «рубились», трясли хайрами (у кого есть), общались с залом. И заработали заслуженный выход на бис. «А может, не будем уже играть? Мы уже старенькие…» – произнёс певец, пока барабанщик что-то искал у себя (видимо, подложку к нужной песне). И зазвучали мягкие гитарные переборы вступления к «Shining Shambhala» с альбома «The Labyrinth of Penumbra» 2012 года…

Сет-лист Psilocybe Larvae: The Flame of Dying Life, Run to Nowhere, Haunting, Ghost in the Room, Inner Darkness, Fortress of Time, Cold Desert of Eternity, Hostile Emptiness, Sorvali Cemetery, Where Silence Dwells. Бис: Shining Shambhala.

«Мы приехали к вам на автомобиле прямо с Белого моря», – сказал фронтмен «Яkоря» перед тем, как начать концерт. По сравнению с другими участниками фестиваля, музыканты из города Онега совсем молодые: «Яkорь» (в названии есть намеренная замена русской «к» на латинскую «k») возникла всего семь лет назад, в 2016 году. Состав её на радость стабилен – это Сергей Белов (бас-гитара, вокал, экс-Insectia), Виталий Рудый (гитара), Вадим Баёв (гитара, экс-Hypercube) и Сергей Костин (ударные). Первая же вещь, «Пропавший лесовозник», стала местным хитом, выступление на ежегодном фестивале «Беломор-буги» произвело фурор, и стало ясно, что поморская рок-сцена снова произвела на свет команду со своим лицом и звучанием. «Мы – внуки Paradise Lost и дети Kypck», – в шутку говорил о своей группе Сергей Белов, и для поверхностного знакомства этого было бы достаточно. Риффы, гитарное звучание, тембр голоса, всё здесь – от английских первопроходцев дум-дэта. А от Kypck – образы и темы песен. Как и Эркки Сеппянен, первый в мире финн, решивший петь металл по-русски, «Яkорь» берут за основу сюжеты из истории России. А также – и этого ни у кого не найдешь – картины из обычной жизни обычных людей сурового русского Севера. В жизни этой всё в черно-белых тонах: снег, топь, гарь, ледяная вода и мать сыра земля… Тот же первый хит «Пропавший лесовозник» был о друге, водителе грузовика, который пропал без вести зимой в лесу. Герои, как правило, безымянны – утопленник, заключённый, те, кто находится на грани и за гранью. Как в песне «Девятый день»: «Скоро мой девятый день, я пока что не усоп, я пока ещё живой!» Урок, который дал Kypck нашим думстерам – что по-русски петь не только можно, но ещё и не надо стеснятся простоты, даже намеренной неказистости фраз, потому что она – признак искренности. «Зарывая землёй!» – в очередной раз кричит фанат из публики. Это одна из песен – думаю, и так ясно, о чём она. У «Яkоря» на счету пока один полноформатный студийный альбом «Я не вернусь» (2019), а вдобавок к нему – пара десятков сингл-релизов, то есть, по сути, треков с картинками, опубликованных в сети. И нет ни малейших признаков, что группа исписалась. Совсем недавно вышел трёхпесенный (уже много!) EP «Над могучей страной». Одна из вещей посвящена ликвидаторам-чернобыльцам, другая – лично товарищу Сталину и его сыну Якову, погибшему в немецком плену. Что важно, «Яkорь» не пытается никого бичевать или тем более возвеличивать, а просто рассказывает очередную историю и погружается в черноту человеческих чувств: «Совсем я не рад, что ты ещё жив / Что делать с тобою не знаю / Но офицеров из высших чинов / Я на солдат не меняю / Яков, сынок»… Концовка вышла ударной: «Зарывая землей», «Пропавший лесовозник» и, на бис, «Отчаянный». В этой песне рефреном идут строчки «Боже помилуй», так что завершился фестиваль, как и начался, своего рода ритуалом.

Сет-лист «Якоря»: Отец, Ой тяжел ремень бляха черная, Смерть в Воркуте, Мёртвая весна, Девятый день, Реквием по утопшему, Укуси сильней, Над могучей страной, Зарывая землёй, Пропавший лесовозник. Бис: Отчаянный.

Музыка формата Depressive Fest едва ли рождается в сытых благополучных столицах, а вот на региональных сценах – прекрасно. Ведь что нужно для вдохновения? Призраки за спиной. У каждой группы они свои. У Рыбинска ещё не совсем ушла в историю драма Мологи, города, в 1940-х годах полностью затопленного водохранилищем. У Поморья это лагеря и стройки социализма с бесчисленными жертвами… Выборг – бывший финский Виипури, жители которого бежали, оставив свои дома и могилы предков. На этой почве и вырастает музыка не об абстрактных страданиях или фантастических культах, а о том, что было и будет, и поэтому она будет слушаться в любые времена.

Владимир ИМПАЛЕР
фото автора.

Все фото — 

или https://vk.com/album-2548741_291152579

Владимир Импалер

Владимир Импалер