Метал-ёлка: Ах, ель, что за ель!
Это свершилось! С такой мыслью я покидал «Главклуб», в котором ещё гремели хедлайнеры юбилейной, пятнадцатой «Метал-Ёлки». Многострадальный фестиваль, ранее проходивший в лучших клубах Москвы 1 января, ныне был в силу всем известных причин перенесён с традиционной даты, причём дважды: сначала на середину января, потом — на конец февраля, чтобы отметить сразу и наступление 2021 года, и День защитника Отечества. А в честь 15-летия фестиваля праздник сделали двухдневным.
Отдадим должное организаторам: выступления групп шли по заявленному графику. Если и были какие смещения, то незначительные. И началось действо строго по часам. Открывала фестиваль группа «Маврин». По ряду причин «инроковская» команда опоздала на их сет: автору этих строк помещала чехарда с расписанием электричек, а фотокорреспондент не могла сорваться так рано с работы. Да и публики на танцполе даже к моменту второго участника фестиваля было негусто — обидно за музыкантов…
А вторыми на сцену вышли Michael Night. Группа, названная по псевдониму фронтмена, дала хорошего модерн-металлического, и даже местами металкорового грува с примесью лав-метала. Порадовал звук. Сразу скажу, что и на протяжении всего фестиваля он был безупречен. Среди публики у мистера Найта обнаружились поклонники, точнее, по большей части поклонницы, которые уверенно подпевали Майклу, а после сета, когда он вышел в зал, с нескрываемым восторгом на лицах фотографировались с ним. Впрочем, при его харизме это неудивительно. Да и сам певец выглядел непритворно отзывчивым.
В ожидании смены лайн-апа можно было изучить ассортимент точек с атрибутикой. Музыканты и организаторы подошли к делу ответственно, представляя в оба дня широкий выбор сувениров, преимущественно тех, кто выступал в данный конкретный день. Исключение — футболки и фирменная продукция Catharsis и «Арии». Хэдлайнеры выступали оба дня, но об этом позже. «Инспекция» торговых точек в подвале напротив гардероба завершилась очень скоро, и толком разглядеть весь ассортимент не получилось — зазвучали первые аккорды «Омелы». Ещё раз респект организаторам: пересменки на сцене происходили быстрее, чем слушатели успевали перекурить между сетами.
«Омела» прозвучала чётко и уверенно. Качественный звук, мастерское исполнение, идеальный сет. Вспомнился первое выступление «Омелы», которое довелось увидеть живьём — это было как раз на «Метал-ёлке» 1 января 2012 года, фестиваль проходил в клубе «Москва Hall», и «Омела» закрывала фест. Танцпол, весьма прилично наполненный на Catharsis, после них представлял собой удручающее зрелище. Так бывает всегда — Catharsis, чей лидер Игорь «Jeff» Поляков является и организатором «Метал-ёлок», на фестивале всегда играют предпоследними, и после них ряды публики редеют. А в тот раз народу в зале было просто неприлично мало. А группа-то отличная! И с того сета я стараюсь не пропускать ни одного московского концерта «Омелы», и со временем группа стала мне почти родной. Дайте похвастаться, ибо есть чем! Именно я сделал интервью с лидером группы Сергеем «Абреем» Абрамовым, ставшее основой фильма о записи её дебютного альбома «»Viscum Album».
Концерты этого славного коллектива лаконичностью не отличаются; напротив, им присущ эпический размах, редко, ой как редко «Омела» проводит на сцене меньше двух с половиной часов. Поэтому нынешнее 40-минутное выступление показалось кратким, как миг. Только народ погрузился в поток музыки, как всё закончилось…
Четвёртым участником стала Amalgama. Группа Влада Ивойлова находится в превосходной форме, а состав – просто команда мечты. Судите сами – за бас отвечает гитарист «Колизея» и «КорSики» Роман Валерьев, на гитарах бессменный Алекс Вольт и где и с кем только не поигравший Алексей Страйк. Нельзя не отметить и участника коллектива, скрывшегося под маской клоуна. Впервые в составе Amalgama я увидел его на этой же сцене, на одном из «предковидных» концертов, когда наши земляки разогревали Hammerfall. Клоун делал шоу, бегал по сцене и подбадривал остальных музыкантов, за что один из них в знак благодарности… убил его гитарой. В шутку, конечно же. Ныне клоун играл на клавишных и иногда подбегал к микрофону для раскачки публики не хуже Фалька Марии Шлегеля из Powerwolf. А кроется под этой маской ни кто иной, как Алексей «Mirron» Миронов из группы «Путь Солнца»! Это выступление Amalgama стало лучшим из всех, на которых довелось побывать. Играли парни зажигательный хэви а-ля Judas Priest. Крутейшая стена звука, фактурное шоу, отменная работа с залом, в которой наравне с Мирроном проявили себя и все остальные… Сет пролетел очень быстро, как на одном дыхании.
Так и подошло время выхода первых хедлайнеров. Catharsis выступили в своём традиционном ключе: драйвово, искромётно и качественно. Начали с песни из мультфильма «По следам Бременских музыкантов», оповестив, что «заехали на час», и тем раскачали собравшуюся публику. Зал был наполнен примерно на две трети: давки не было, но и пустота не ощущалась. Далее пошли в ход проверенные хиты, которых за без малого четверть века активной жизни (слово «существование» тут не подходит) накопилось больше, чем вмещал тайминг двух «ёлочных» сетов. Не столько приятной, сколько забавной неожиданностью стало появление в финале одной из песен на сцене юнца, размахивающего «козой». Как выяснилось в паузе перед следующим номером, мальчишку звали Серёжа Карасёв. Таким «мимимишным» образом он предвосхитил выход на сцену своего знаменитого папы, футбольного арбитра Сергея Карасёва, который сыграл в следующей композиции на гитаре, а потом поблагодарил группу за то, что помогла осуществить давнюю мечту — выйти на сцену в качестве гитариста. Гештальт, закрытый с помощью Catharsis — согласитесь, неплохо! В остальном всё было замечательно. Ноги если не пускались в пляс под хорошо знакомые песни, то притопывали против воли их владельцев.
Ну а завершала программу «Ария». Приятной неожиданностью (лично для меня, ибо грешен: не ходил ни на один из её «новогодников») стали не только оригинальные композиции группы, но и вкрапления золотых хитов всех времён и народов. Открыла сет «Breaking the Law», сыгранная близко к оригиналу, и ничего сверхъестественного в данном кавере не было. Просто сыграна песня один в один, разве что уникальный вокал Роба Хэлфорда Михаилу Житнякову сымитировать не удалось. Впрочем, у него и свой неплох. На новогодних концертах-капустниках «Ария» любит петь песни из советских кинофильмов. В этот вечер меня (повторюсь: не был ранее на «арийских» новогодниках) покорила песня «Постой, паровоз», в которой «в ролях» персонажей Юрия Никулина и Георгия Вицина выступил ударник Максим Удалов, и сделал это «без отрыва от производства». В остальном же группа радовала фэнов своими собственными хитами, как записанными сравнительно недавно сегодняшним составом, так и выдержавшими проверку и прошедшими «через все времена». Танцпол к этому моменту был заполнен если не на три четверти, то на две трети точно. И хотя фестивальный сет «Арии», был лишён размаха недавнего шоу «Гость из Царства Теней», группа продемонстрировала отличную форму и выглядела великолепно.
Второй день начался так же, как и первый: вовремя, хоть куранты сверяй. Открывал программу «Чёрный Обелиск». Ввиду того, что 24 февраля был обычным рабочим днём, народу в зале собралось поменьше, чем днём ранее. Однако «Обелиск» играл, как ему и пристало: чётко и драйвово. Как обычно, львиную долю сета заняли композиции сегодняшнего состава, но и стариной тряхнуть группа не забыла, и в память об Анатолии Крупнове завершила выступление вневременным хитом «Я остаюсь». Начало вечера получилось отменным.
Продолжила его «Харизма». Для меня этот состав был в новинку. Андрей Лобашёв прекрасно вписался и артистизма со времён Arida Vortex не растерял. На месте Александр Козарез. В силу, извините за невольный каламбур, харизмы кажется, что именно этот басист был в группе всегда, как и её лидер, гитарист Леонид Фомин. Двое оставшихся, как и Лобашёв, новобранцы: это гитарист Александр Цыплин и ударник Роман Кошелев, оба из саратовской группы Activator, а Роман также играет в столичном коллективе Rusted Nail. Прямо в этот день у «Харизмы» вышел пятый альбом «Делай рок!», который она и представила публике. Поскольку услышать его накануне не удалось, впечатление от первого знакомства с новым материалом живьём оказалось фестивальным. Вроде в голове осталось ощущение качественности, но полного осмысления новых творений ещё не пришло. Однако не новьём единым: группа разумно выстроила сет-лист, половину уделив проверенным временем хитам. Нашлось время и для соло на ударных, которое однофамилец автора сих строк отыграл качественно и зрелищно. В общем, впечатление «Харизма» оставила о себе хорошее.
Третьим номером второго дня были «Гран-Куражъ». Когда к группе присоединился вокалист Пётр Елфимов, злопыхатели предрекали, что долго он в ней не задержится. И оказались не правы. Пётр отлично вписался в команду, и, как ни крути, стал лучшим фронтменом за всю её историю. Тому подтверждение – новый полноформатник «Эпохи, герои и судьбы», который стал претендентом на попадание в мой топ «Альбомов года». Группа выступила отменно. Говорить о том, что это был лучший сет феста, было бы лукавством. Каждый из участников «Метал-Ёлки» выступил отменно и блестяще, но вот по резонансу душевных струн «КуражЪ» лично мне был ближе всех. Вещи со свежего альбома я слушал впервые, и они покорили с первого раза. Однако упора на новинки, как и немногим ранее «Харизма», коллектив делать не стал, умеренно разбавив их материалом, проверенным временем. Сказать «старое» по отношению к тому, что сделано с душой и на все времена, было бы некорректно. Сет пролетел стремительно, на одном даже не дыхании, а вдохе, а в завершение прозвучал легендарный «кавээновский» хит про Пятачка. (Пародия на хэви-метал, благодаря которой впервые и стал известен Пётр Елфимов, — прим. ред.) Он и вернул меня на землю грешную перед выходом Catharsis.
Наверное, выступления хэдлайнеров можно расценивать как вторые отделения. Исполнялись уже другие песни, музыканты частично переоделись. Особенно бросилась в глаза смена образов фронтмена Catharsis Олега Жилякова и клавишницы Юлии «Red». В остальном же «Катары» продолжили фест ураганным драйвом. Будто никуда и не уходили.
Что касается сета, который сыграла во второй день «Ария», то… Я ушёл на второй композиции. Нет, не потому что я не люблю эту команду. Напротив, всегда рад увидеть их живьём. Просто в конце двух дней, проведённых на танцполе, держать тело в вертикальном положении уже не оставалось сил, ноги стали ватными и слушались уже с трудом. Единственный, и существенный минус «Главклуба» в том, что на площадке нет никаких скамеек или стульев. Можно, конечно, присесть на пол у стены, если зал не набит битком (а в этот раз так оно и было), но не каждый зритель в силу разных причин на такое способен. К тому же от этих «пристенков» обзор происходящего на сцене серьёзно ухудшается. Нет, я не ратую за то, чтобы уставить половину танцпола креслами. Однако если бы клуб продумал небольшую сидячую зону, пусть и не со стопроцентным обзором, было бы замечательно.
Впрочем, достаточно брюзжать! Как уже было сказано в самом начале репортажа, ЭТО свершилось. И свершилось всем на радость. Было качественно, мощно и зрелищно.
За что – просто огромное спасибо. И организаторам, компании JC Sound, предоставившей нашей команде аккредитации, и клубу, обеспечившему безупречное праздничное шоу, и всем-всем-всем, кто своим появлением отметил этот праздник. Ура!
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Наталья Бондарева
Все фото:
Метал-ёлка-2021: Michael Night, Омела, Амальгама, Catharsis, Ария
23-24 февраля 2021 г. "Главклуб Green Concert" JC Sound Фото: Наталья Бондарева...
Или https://vk.com/album-2548741_280735973
23-24 февраля 2021 г.
"Главклуб Green Concert"
JC Sound