Beyond the Gates’2023: Тёмные традиции
Февраль 3, 2024
Наталия Михальчук (3 статей)
Поделиться

Beyond the Gates’2023: Тёмные традиции

Фестиваль Beyond the Gates в Бергене, городе в Западной Норвегии, запал мне в душу с моей первой поездки туда волонтёром в 2018 и затем репортёром в 2019 годуИ вот, спустя несколько не самых лёгких лет, удалось посетить его снова. За это время фестиваль стал масштабнее: увеличил количество дней и обзавёлся несколькими новыми площадками.

Последние два года часть программы проходит в концертном зале Эдварда Грига (Grieghallen). Он известен как постоянная площадка филармонического оркестра Бергена, место проведения мероприятий в рамках конкурса «Евровидение», кроме того, в его звукозаписывающей студии под руководством звукоинженера Эйрика Хундвина, также известного как Пюттен (Pytten), был создан ряд значимых альбомов норвежских блэк-метал-групп.

Hellion

Фестиваль стоит посетить по многим причинам. Во-первых, локация. Берген – просто рай (или ад, кому как нравится) для фанатов рока, металла и особенно блэка. Город является своеобразной меккой для поклонников блэк-метала: это родина многих музыкантов этого жанра, и немало мест в нём связано с его противоречивой историей. «Блэкпэкеры» стремятся посетить реконструированную церковь в Фантофте, в поджоге которой подозревается основатель Burzum Варг Викернес (там же можно увидеть несколько обгоревших кусков дерева, оставшихся от оригинальной церкви, сгоревшей в 1992 году), а также места, запечатлённые на обложках знаковых альбомов, в фото и видео блэк-метал-групп. Также в центре города, в 5-20 минутах ходьбы от фестивальных площадок, находится множество рок-баров, музыкальных магазинов, тематических художественных галерей, тату-салонов и т.д. Среди них Apollon, Stereo, Hellion, Galleri Fjalar (художественная галерея Гаала, участника Gorgoroth, Trelldom, Wardruna, Gaahls Wyrd) и другие.

Церковь в Фантофте

Кроме того, Берген – рай для туриста. Тут и старый город с живописными деревянными домиками, и впечатляющая норвежская природа. Эти края славятся дождливой погодой в любое время года, но в этот раз в дни фестиваля она была на редкость солнечной и летней (что было даже минусом, так как я, признаюсь, пропустила несколько групп в пользу прогулок).

Последнее, но немаловажное: организаторы фестиваля – очень приятные люди, и всё всегда проходит на высшем уровне. В этом году репортёров ждал подарок от организаторов в виде карты «почётный гость города», которая давала возможность бесплатно посетить музеи и достопримечательности Бергена в дни фестиваля, что было очень неожиданно и приятно.

Программа фестиваля с каждым годом становится всё более разнообразной по жанрам и привлекает всё более широкую аудиторию. Хотя её ядром всё также остаётся норвежский блэк-метал.

Сардиновая фабрика

Первые два дня фестиваля проходили на знакомой мне локации USF Verftet (бывшая сардиновая фабрика, ныне – культурное пространство). К старой основной сцене Røkeriet добавили новую сцену Hallen – бывший корабельный ангар. Старая и новая сцены связаны между собой большой площадкой для парковки, в которой на время фестиваля разместились фургоны с едой и диджей-зона, причём в качестве диджея можно было увидеть фронтмена Primordial Алана Аверилла. Концерты проходили попеременно на двух площадках, благодаря чему групп в лайн-апе стало больше, при этом пересечений в программе не было, поэтому не нужно было мучительно выбирать кому отдать предпочтение.

 

 

Хедлайнерами первого дня были Possessed и Deicide. К огромному сожалению, первых я пропустила, однако успела увидеть швейцарский блэк/дэт-дуэт Bölzer, который обрушил каскад низких гитарных риффов на слабоосвещённую сцену Røkeriet. Несмотря на некоторые проблемы со звуком на этой сцене в первый день фестиваля, группе (в особенности, фронтмену/гитаристу, так как только его в основном было видно сквозь туман от дым-машин) нельзя отказать в самоотдаче на сцене, и толпа в зале выглядела довольной.
 
 
Bolzer

Звук на новой, более просторной сцене Hallen был лучше (а в будущем обещает быть ещё лучше, т.к. сцена всё ещё в процессе обустройства), и выступление ветеранов дэт-метал-сцены Deicide стало одним из ярких моментов первого дня и фестиваля в целом. Приятно было видеть и профессионализм музыкантов, и то, что Глен Бентон всё ещё обладает харизмой и задором, которые не всегда есть у более молодых коллег по жанру. Глен рычал, кричал и смеялся, а компанию ему составляли легендарный Стив Эшейм на ударных, Кевин Куирион и молодой гитарист Тейлор Нордберг, который присоединился к группе в 2022 году. Музыканты исполнили классику с альбомов «Legion» и «Once Upon the Cross», и это был приятный выбор песен.
 
 
 
Deicide

Программа фестиваля в этом году была очень насыщенной. Кроме вечерних концертов на основных площадках, днём проходили концерты в клубе Kulturhuset, а также разнообразные мероприятия приуроченные к фестивалю: выставки, семинары и даже экскурсии по местам, связанным с историей блэк-метала (в Норвегии этот жанр сейчас считается частью культурного достояния и в каком-то смысле является такой же туристической достопримечательностью, как и фьорды).

The Ruins of Beverast, немецкая группа, играющая атмосферный блэк/дум-метал, выступала на сцене Røkeriet вечером второго дня. Музыканты были серьёзными и задумчивыми под стать музыке.

Следом шли намного более энергичные Blood Incantation на сцене Hallen. Группа образована в 2011 году и играет “олдскульный” дэт-метал, при этом участники увлечены темами космоса, эзотерики, являются фанатами краут-рока 1970-х и записали в прошлом году полностью эмбиентный EP… Интересные артисты, на которых стоит обратить внимание. Интервью с ними всегда довольно увлекательны.
 
  
Blood Incantation

Gorgoroth являлись одними из хедлайнеров фестиваля. Группа сменила множество участников. Infernus – единственный, кто остался от оригинального состава. В последнее время на живых выступлениях роль вокалиста исполняет фронтмен Taake Хёст (Hoest). Музыканты сыграли песни с ранних альбомов «Pentagram» и «Antichrist» и в основном сделали упор на материал 1990-х – 2000-х годов. Шоу было довольно ярким и театральным: быстрый темп, пиротехника и длинные шипы на сапогах и предплечьях музыкантов.
 
  
  
Gorgoroth

Rauta

Многие ездят на фестивали не только ради концертов, но и ради возможности быть среди единомышленников, встретить старых знакомых и завести новых. Beyond the Gates – относительно небольшой фестиваль с большим количеством завсегдатаев, поэтому, если приезжаешь не в первый раз, то видишь много знакомых лиц, что приятно. Ну а если в первый, то как минимум можно приметить музыкантов и других известных личностей в дружеской непринуждённой обстановке фестивальной толпы. Часто не только музыка, но и встречи с интересными людьми становятся запоминающимися моментами фестивалей. В этом году таким приятным сюрпризом для меня стала встреча с финским ютубером Раутой (Rauta), который оказался на удивление энергичным и дружелюбным человеком и был готов часами общаться с теми, кто узнал его по его каналу метал-рецензий на YouTube.

Завершил второй день фестиваля Perturbator, синт-вейв-проект французского музыканта Джеймса Кента. Этот жанр электронной музыки с налётом ностальгии по 80-м последние годы популярен, в том числе среди металлистов, и группа часто гостит на фестивалях. Я видела Perturbator в 2016 и 2018 годах, когда группа играла на афтепати метал-фестивалей и представляла собой просто парня с ноутбуком. В этот раз выступление было больше похоже на хэви-метал-шоу, во время которого Джеймс чередовал синтезатор и электрогитару, а компанию ему составлял сессионный барабанщик Дилан Хиард. Брутальная публика в “боевых” метал-жилетах была не прочь потанцевать (хотя были и те, кто посчитал группу слишком «оффтопом» для блэк-метал-фестиваля).
 
 
Perturbator

Grieghallen

Следующие два дня прошли в Grieghallen и клубе Kulturhuset. Просторное здание концертного зала, построенное в современном стиле и предназначенное для классической и эстрадной музыки, может показаться странным в контексте блэк-метала, который привычно ассоциируется с андеграундными площадками. Однако Grieghallen имеет значение для жанра, так как в Grieghallen Lydstudio («lyd» по-норвежски «звук») когда-то были записаны такие знаковые блэк-метал-альбомы как “De Mysteriis Dom Sathanas” Mayhem, “In The Nightside Eclipse” Emperor, “Vikingligr Veldi” Enslaved и многие другие. Собственно, эти три альбома были исполнены здесь в рамках специальной программы прошлогоднего фестиваля. С тех пор концертный зал стал частью Beyond the Gates.

В этом году в Grieghallen играли гости из Франции Alcest. Их мечтательный шугейз с блэк-метал-вайбом довольно органично вписался в пространство концертного зала. Внешний вид музыкантов, мешковатые одежды с налетом нью-эйджа, был контрастом к стереотипному брутальному имиджу большинства участников и гостей фестиваля. Группа как будто хотела показать, что не имеет ничего общего с метал-культурой. При этом Неж (Neige, фронтмен группы) обладает отличным блэк-метал-вокалом, который был украшением выступления Alcest.

 
  
  
Alcest

Немецкие трэшеры Kreator были полным контрастом с французскими пост-блэкерами как по музыке, так и по атмосфере. Их выступление было помпезным (с файер-шоу и конфетти), задорным и намного менее серьёзным (несмотря на большое количество слов “death”, “kill” и “satan” в лирике группы). Фронтмен Милле Петроцца старался взаимодействовать с публикой и организовал circle pit и “стену смерти”, что не так часто увидишь на норвежских фестивалях, где люди отличаются спокойным “нордическим” темпераментом. При этом слэм выглядел довольно дружелюбным, по крайней мере, со стороны.

  
 
 
Kreator

Завершили программу третьего дня ветераны дум-метала Pentagram, которые играли уже глубокой ночью в клубе Kulturhuset (хотя они вполне были бы достойны основной сцены). Группа продемонстрировала, что хэви-метал старой школы, как хорошее вино, с годами не теряет в качестве. Их качающий дум с блюзовыми тонами стал отличной передышкой от всех бласт-битовых групп, выступавших на фестивале. Клуб был забит до отказа, так что пробраться к сцене и насладиться артистизмом фронтмена «Бобби» Либлинга удалось только счастливчикам и фотографам.

  
  
  
 
Pentagram

Последний день фестиваля состоял из норвежских блэк-метал-знаменитостей. Уроженцы Бергена Taake с харизматичным фронтменом и местной легендой Hoest, как и многие другие группы, сыграли на фестивале сет из своего классического материала. Новый альбом группы, «Et hav av avstand», вышел 1 сентября 2023 года (его предпрослушивание проходило на фестивальной неделе в клубе Hellion в центре Бергена), однако в Grieghallen прозвучали композиции с альбомов «Nattestid Ser Porten Vid» 1999 года, «Over Bjoergvin Graater Himmerik» 2002 года и «Hordalands Doedskvad» 2005 года. Это не было совпадением – именно здесь они и были записаны.

 
  
 
Taake

Ещё одни резиденты Бергена, ветераны прогрессив/викинг/блэк-метала Enslaved целиком сыграли альбом 1997 года «Eld». Эту группу я, пожалуй, видела на норвежских фестивалях чаще всего, и она никогда не разочаровывает. Исполнять свои ранние альбомы на сцене Beyond The Gates стало для Enslaved традицией. Они играли «Vikingligr Veldi» в прошлом году и «Frost» в 2018-м, а исполненный в этот раз «Eld» к тому же ещё и записан был именно в студии Grieghallen зимой 1996/1997 года.
  
 
  
  
Enslaved

Следом вышли хедлайнеры вечера Dimmu Borgir. Выступление на Beyond the Gates стало единственным их концертом в 2023 году и было приурочено к 30-летию группы, поэтому во многом состояло из песен, которые не исполнялись с конца 90-х и середины 2000-х. Группа сыграла даже композиции со своего дебютного альбома “For all tid» («Over bleknede blåner til dommedag» и «Raabjørn speiler draugheimens skodde»), но звучали они всё же в духе их более позднего материала.
  
 
 
 
 
Dimmu Borgir

Последним аккордом фестиваля стало полуночное выступление представителей “ортодоксального” блэк-метала из Тронхейма Mare. Их шоу было оформлено со всеми атрибутами присущими жанру: полумрак, свечи, густой дым, запах благовоний, оккультная атмосфера, вокал, напоминающий религиозные песнопения и примитивные среднетемповые риффы. Длинное атмосферное интро создало гипнотический эффект. Название группы происходит от имени злого духа Мара из германо-скандинавского и славянского фольклора, который приносит кошмары по ночам.

Музыкантов было сложно разглядеть (и сфотографировать) сквозь плотную завесу дыма, но образ фронтмена внезапно напомнил мне демоническую версию Зигги Стардаста, поэтому меня до сих пор мучает вопрос было ли это намеренной отсылкой или случайным совпадением..?
 
 
 
Mare

Хотя фестиваль стал длиннее и масштабнее, чем в моё предыдущее посещение, эти дни пролетели так же быстро, и так же хочется снова вернуться на Beyond the Gates в будущем.

Текст и фото – Наталия МИХАЛЬЧУК
Полный фоторепортаж:

Благодарим организаторов фестиваля за предоставленную аккредитацию.

Общее впечатление

2-5 августа 2023 г.
USF Verftet, Kulturhuset, Grieghallen, Берген, Норвегия

Наталия Михальчук

Наталия Михальчук