Ihsahn: Возвращение императора
Декабрь 8, 2016
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Ihsahn: Возвращение императора

Вокалист норвежской блэк-метал-группы Emperor никогда не приезжал с ней в Россию. Да и со своим сольным проектом музыкант Исан, он же Вегард Сверре Твейтан, оказался у нас спустя десять лет и шесть альбомов. И это — несмотря на культовый статус его первой группы. Возможно, потому, что Emperor распались еще в 2001-м, а нынешние короткие реюнионы музыкантов рассчитаны на летние европейские фестивали, да и устройство гастролей блэк-металлистов в России становится всё более сложным.

Впрочем, посмотрев на мистера Твейтана, вы никогда не узнаете в нём блэк-металлиста. Скорее заподозрите в нём преподавателя музыкальной школы — и будете совершенно правы. Борода, очки, интеллигентный вид, сурово-требовательный взгляд — словно он вот-вот спросит, мол, как дела с домашним заданием по гитаре…


Изменилась и публика. «Я вижу много юных лиц и много… не столь юных лиц», — говорил публике Исан. Те, кто слушал блэк-метал тогда, тоже остепенились, уже не раскрашивают лица, редко носят майки с любимым лого, но не прочь ощутить приятную ностальгию. И пусть от собственно «Эмперора» на концерте было лишь медли из двух композиций (“An Elegy Of Icaros” и “Thus Spake The Nightspirit”), публика, пораспевав под конец «nightspirit, nigthspirit», похоже, полностью удовлетворилась. Новый репертуар Исана устраивает её ничуть не меньше.


А что касается нового репертуара — тут есть повод рассуждать. Например, о так называемой «артизации» — этот удачный термин изобрёл музыковед Валерий Сыров, подытожив стремление музыкантов разных жанров к усложнению и к высокому искусству. Путь Исана, как и Винтерсорга, Хелхаммера, как и многих дэт- и дум-дэт-музыкантов — отличное тому подтверждение. Но и назвать проект Ihsahn «прогом ради прога» тоже язык не поворачивается: это замечательное слияние разных жанров, где есть и чистый вокал, и гроул, и бластбиты, и психоделия, и чисто прогрессивные риффы и сбивки, и вязкие грувовые гитарные партии. И за «удачной формулой» музыкант тоже не гонится — у него нет похожих дисков. Основу сетлиста ожидаемо сформировал материал нового альбома «Arktis», но и в нём есть место абсолютно разным вещам — таким как эпик «Celestial Violence», напоминающий по духу поздний Opeth, хитовая хэви-металлическая «My Heart Is On The North», и вполне «эмпероровская» «Pressure»… При разнообразии в этой музыке совершенно нет пестроты, хаоса — ее структура отлично продумана, и даже если слышишь какие-то из вещей впервые живьём, логика всё равно сразу опознаётся. Из более старых надо назвать «Frozen Lakes on Mars» — по словам Исана, она вдохновлёна снежными просторами Сибири.


В начале сольной карьеры Исан опирался на помощь участников норвежской прогметал-группы Leprous. Из того состава с ним сейчас остался только барабанщик Тобиас Эрнес Андерсен, который, правда, ушёл из Leprous, но для Исана его участие оказалось важнее, и он взял других музыкантов. Клавишник концертного состава Николай Танген Свеннес играет в прогметал-группе Rendezvous Point и с певицей Эмили Николас, гитарист Робин Огнедал — из опять-таки прогметал-группы Aspera. Все трое выглядят лет на 20-25, и, судя по интервью Исана, когда-то учились у него музыке. Вот как полезно иногда быть преподавателем!


А вот бас-гитариста в команде просто не было — партии инструмента были в «подложках», как и, по-видимому, гостевые партии саксофона. Зато восьмиструнная гитара в руках бэндлидера и так отлично заполняла басовую фактуру. Все вокальные партии Исан взял на себя — у него одинаково сильно звучал и чистый, и гроул, и скрим, а с подпевками помогали остальные музыканты. Словом, звучала группа ярко, достойно, живо и весьма разборчиво, что в клубе «Volta» случается не так уж часто. За это стоит сказать спасибо звукорежиссеру Сергею «Sarquanaar» Фёдорову, которого под конец группа даже вызвала на сцену на поклон. К слову, когда-то Сергей пел в блэк-метал-группе Crystal Abyss, а также занимался звуком у московских прог-дэтстеров Hieronymus Bosch. Эх, какие группы были!


Парадокс, что на концерте музыки, которая считается суровой и даже злой, было как никогда много счастливых лиц. А по общению с публикой это было, наверное, одно из самых светлых выступлений года. И этот же человек пел в 1999 году «Curse you all men!» в Emperor! Нет, конечно, Исан не говорил пошлостей в духе «не вижу ваши ручки» и «ну-ка, покажите, какая половина зала поёт лучше», но было ясно, что он не фальшивит душой, что для него такие концерты — источник настоящей радости, которая передается и зрителям. И видеть майки с крючковатым лого «Emperor» и норвежский флаг, слышать, что его песни узнают и подпевают им — важно даже человеку, чья система ценностей предполагает самодостаточность и опору на собственные силы.


Но это тема гораздо более сложная, чем просто репортаж с концерта. Ограничимся фактом — в Россию приехал большой музыкант, карьера которого переживает новый расцвет, он занимается любимым делом и его здесь, к счастью, знают достаточно, чтобы заполнить зал «Вольты». А сразу после концерта Исан вышел к барьеру и долго еще раздавал автографы.

P.S. Как потом рассказали ценители, на концерте бродил почти никем не замеченный другой культовый представитель норвежской блэк-метал-сцены — Гарм, лидер Ulver и экс-участник Arcturus. Оказался он здесь благодаря концерту проекта Aethenor, в котором участвует также экс-клавишник Guapo Дэниэл О’Салливан. Он играл свой, как бы это сказать, импровизационный сладж-амбиент в субботу.

Сетлист: Hiber, Pulse, Pressure, Until I Too Dissolve, Frozen Lakes on Mars, A Grave Inversed, Celestial Violence, Emperor Medley, Tacit 2, Tacit, My Heart is of the North, The Paranoid, Mass Darkness. Бис: Grief, The Grave.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Ольгу Овсянникову («Spika Concerts») за аккредитацию.

Общее впечатление

Москва, клуб "Volta"
25 ноября 2016 г.
Spika Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер